Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие психических функций




В подростковом возрасте продолжает развиваться теоре­тическое рефлексивное мышление. Приобретенные в млад­шем школьном возрасте операции становятся формально­логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от кон­кретного, наглядного материала, рассуждает в чисто сло­весном плане. На основе общих посылок он строит гипоте­зы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно.

Предложим младшим школьникам и подросткам такую, например, задачу: «У всех марсиан желтые ноги. У этого существа ноги желтые. Можно ли утверждать, что это — марсианин?» Младшие школьники или вообще не решают эту задачу («Я не знаю»), или приходят к решению образ­ным путем («Нет. У собак тоже бывают желтые ноги»). Под­росток не только дает правильное решение, но и логичес­ки обосновывает его. Он приходит к выводу, что ответ был бы положительным только в том случае, если известно, что все существа с желтыми ногами — марсиане.

Подросток умеет оперировать гипотезами, решая ин­теллектуальные задачи. Кроме того, он способен на сис­темный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к ее реше­нию, проверяя логическую эффективность каждого из них. Им находятся способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. Эти умения развиваются в процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами, принятыми в математике, физике и химии. Например, решая задачу: «Найти число, которое равняет­ся удвоенному самому себе минус тридцать», подростки, используя сложную операцию — алгебраическое уравне­ние (х = 2х — 30), быстро находят ответ (х = 30). В то же время младшие школьники пытаются решить эту задачу подбором — умножают и вычитают разные числа, пока не придут к правильному результату.

Развиваются такие операции, как классификация, ана­логия, обобщение и др. При одиннадцатилетнем обучении скачок в овладении этими умственными операциями на­блюдается при переходе из 8-го в 9-й класс. Устойчиво про­является рефлексивный характер мышления: дети анали­зируют операции, которые они производят, способы ре­шения задач.

В исследованиях Ж. Пиаже прослеживается процесс ре­шения подростками сложных познавательных задач. В од­ном из экспериментов дети получали 5 сосудов с бесцвет­ными жидкостями; им следовало найти такую комбина­цию жидкостей, которая при соответствующей химичес­кой реакции дает желтую окраску. Подростки не действо­вали методом проб и ошибок, как младшие школьники, смешивавшие растворы в случайном порядке. Они, рассчи­тывая возможные комбинации смешения жидкостей, вы­двигали гипотезы о возможных результатах и планомерно их проверяли. Проведя практическую проверку своих пред­положений, они получали результат, который был зара­нее логически обоснован.



Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим про­блемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. С интеллек­туальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становление основ мировоззрения.

Подросток приобретает взрослую логику мышления. Про­исходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и па­мяти. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения. На уроках геометрии и черчения развива­ется восприятие; появляются умения видеть сечения объемных фигур, читать чертеж и т.д. Для развития памяти важно то, что усложнение и значительное увеличение объема изу­чаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе понимания дети трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного. Активно ос­ваиваются мнемонические приемы; если же они были сфор­мированы в начальной школе, теперь автоматизируются, во многом определяя стиль учебной деятельности.

Развиваются различные формы речи, в том числе пись­менная.

С общим интеллектуальным развитием связано и разви­тие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начи­нают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка.



Отметим, что в подростковом возрасте существует и вто­рая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результа­та (строят летающие авиамодели или создают пьесы), но все они используют возможности своего творческого воображе­ния, получая удовлетворение от самого процесса фантазиро­вания. Это похоже на детскую игру. Как считал Л.С. Выготс­кий, игра ребенка перерастает в фантазию подростка.

Потребности, чувства, переполняющие подростка, вы­плескиваются в воображаемой ситуации. Неудовлетворен­ные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, становится героем, и ему рукоплещет толпа; невзрачная девочка превращается в первую краса­вицу на балу, и в нее сразу же влюбляется то ли принц, то ли мальчик из соседнего класса. В подростковом возрасте много острых личных проблем, поэтому воображение в это время становится на службу бурной эмоциональной жизни. В свой мир фантазий подросток никого не допускает, он может рассказать о них только самому близкому другу.

В качестве примера подростковых фантазий можно при­вести мечты Николеньки Иртеньева из трилогии Л.Н. Тол­стого «Детство. Отрочество. Юность».

«Я воображаю себя уже на свободе, вне нашего дома. Я посту­паю в гусары и иду на войну. Со всех сторон на меня несутся враги, я размахиваюсь саблей и убиваю одного, другой взмах - убиваю другого, третьего. Наконец, в изнурении от ран и устало­сти, я падаю на землю и кричу: «Победа!» Генерал подъезжает ко мне и спрашивает: «Где он — наш спаситель?» Ему указывают на меня, он бросается мне на шею и с радостными слезами кричит: «Победа!» Я выздоравливаю и, с подвязанной черным платком рукою, гуляю по Тверскому бульвару. Я генерал! Но вот государь встречает меня и спрашивает, кто этот израненный молодой че­ловек? Ему говорят, что это известный герой Николай. Государь подходит ко мне и говорит: «Благодарю тебя. Я все сделаю, что бы ты ни просил у меня». Я почтительно кланяюсь и, опираясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество и хотел бы умереть за него...»

Игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начина­ет представлять свой будущий жизненный путь. Смутные по­буждения предстают перед ним в яркой образной форме.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал