Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зона (ППВ)






Эффективным приемом осознавания супервизируемым всего психотерапевтического процесса в целом является рассматривание терапевтом моделируемого процесса из позиции наблюдателя – техника зеркала (роли терапевта и клиента могут при групповой супервизии играть другие участники группы, либо они могут быть просто обозначены пустыми стульями).

Кроме того, фасилитация рефлексивного видения терапевта всего процесса в целом может быть организована с помощью графических схематизмов, обозначающих психотерапевтическую деятельность, на доске, либо с помощью рисунков на бумаге, либо на специальной магнитной доске с помощью перемещения разнообразных стилизованных фигурок на магнитиках, либо с помощью игрушек на столе или на полу и т. п.

Еще одним техническим приемом, позволяющим лучше представить психотерапевтический процесс в целом и получить новые инсайты об этом процессе, – получить от группы обратную связь об увиденном процессе в виде метафоры «на что похоже данное взаимодействие?». При достаточно «разогретой» группе продуцируемые участниками метафоры «схватывают» в виде образов самые разнообразные сущностные интегральные характеристики процесса.

* * *

Разумеется, мы лишь эскизно остановились на упоминании различных технических средств супервизии. Скорее, нашей задачей было показать, как простое выделение зон терапевтического процесса в нашей вспомогательной интеракционной модели позволяет осуществлять поиск специальных супервизорских средств, обеспечивающих более полное осознавание супервизируемым терапевтом различного рода затруднений в своей профессиональной деятельности и продуктивный поиск новых психотерапевтических ресурсов.

В заключение еще раз отметим, что описанная в данном тексте функциональная модель супервизии, в сочетании со вспомогательной интеракционной моделью, позволяет полностью реализовать основные принципы гештальт-подхода в супервизорской деятельности – следуя за основной «фигурой» потребности терапевта в супервизии, позволяет выявлять профессиональные и личностные затруднения, блокирующие его профессиональный контакт с клиентом, и обнаруживать новые ресурсы психотерапевта, возвращающие его к эффективному взаимодействию с клиентом.

Литература

1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.

2. Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. – СПб, 1999.

3. Долгополов Н. Б. Методология психологической практики. – М., УВК «Измайлово», 1992.

4. Калитеевская Е. Р. Супервидение. О профессиональном самосознании психотерапевта. / Гештальт-96. – М., 1997.

5. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. – М., 1994.

6. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.

7. Немиринский О. В. Мультимодальное супервидение. / Геш­тальт-94. – М., 1995.

8. Резник Р. Интервью Британскому Гештальт журналу. / Геш­тальт-95; Гештальт-96. – М., 1996-1997.

9. Робин Ж. М. Гештальт-терапия. – М., 1996.

10. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. – М., 1996.

11. Beisser A. The paradoxical theory of change. In: Gestalt Therapy Now. P. A, 1970

12. Dolgopolov N. Functional model of Supervision. FORGE., 1994.

13. Levin K. A Dynamic Theory of Personality. N. Y., 1935.

14. Resnick R., Estrup L. Supervision: A Collaborative Endeavor. In: GATLA Reader. L. A., 1999.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.