Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекционные занятия






БИЗНЕСА И ПРАВА

 

 

Ларионова Е.А.

 

Учебно-методический комплекс
по дисциплине

«Основы патопсихологии»

для студентов заочной формы обучения

 

 

Ростов-на-Дону


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Психология».

Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Психология и управление персоналом» (протокол №1 от 31.08.13) и утвержден Учебно-методическим советом Академии Управления (протокол №1 от 31.08.13) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.

 

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению контрольных(курсовых) работ и самостоятельной работы, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины.

 

 

Составитель: Ларионова Е.А. (НОУ ВПО ИУБиП)

 

Рецензенты: к.псх.н. Корсун И.В. (ЮФУ)

К.псх.н. Молохина Г.А. (ФГБОУ ВПО РГУПС)

 

 

содержание

  лекционные занятия  
  Практические занятия  
  Контроль овладения компетенциями  
  методические указания по выполнению КОНТРОЛЬНЫХ (КУРСОВЫХ) РАБОТ  
4.1 Перечень тем контрольных (курсовых) работ  
4.2 Методические рекомендации по выполнению контрольных (курсовых) работ  
  самостоятельнАЯ работА студентов  
  ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ (зачетные) вопросы по дисциплине  
  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ  
  ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ  
  Контактная информация преподавателя  
  Приложение А – Образец оформления титульного листа контрольной (курсовой) работы  

ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Введение в дисциплину «Основы патопсихологии».

Методы патопсихологии.

 

Цель лекции:

- ознакомить с понятием «патопсихология»

 

Задачи лекции:

- раскрыть сущность понятия «патопсихология»;

- охарактеризовать историю развития патопсихологии

- выделить основные научно-теоретические и практические задачи патопсихологии

 

План:

1. Предмет и объект патопсихологии.

2. Место патопсихологии в системе современных наук о человеке.

3. Основной круг теоретических проблем:

4. Соотношение патопсихологических и психопатических синдромов. Работы Б.М.Зейгарник, В.М. Блейера. Мультифакторный подход к анализу нарушений психической деятельности.

5.Функциональные пробы. Тесты. Личностные опросники. Проективные методы. Организация патопсихологического эксперимента.

 

Выводы

1. Патопсихология как отрасль клинической психологии, изучающая психологические закономерности нарушения, распада психической деятельности и личности у больных психическими заболеваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Возникновение патопсихологии как области знания, пограничной между психологией и психиатрией. Научные, практические и методологические предпосылки выделения патопсихологии как самостоятельной ветви клинической психологии.

2. Место патопсихологии в системе современных наук о человеке.Общепсихологические представления современной отечественной психологии о психике, ее генезисе, структуре и функциях как методологическая основа патопсихологии. Идеи школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия как фундамент патопсихологии. Научные идеи этой школы, определившие круг теоретических проблем патопсихологии: положение о прижизненном формировании высших психических функций (ВПФ), их опосредствованном строении и произвольном характере; о системном строении дефекта; о личности как относительно позднем продукте индивидуального развития и др. Психология отношений В.Н.Мясищева и ее влияние на содержание патопсихологической проблематики.Теоретические проблемы патопсихологии как синтез общепсихологического и клинико-психиатрического знания.

3. Основной круг теоретических проблем:

- изучение психологических механизмов становления сложных психопатологических синдромов (бред, галлюцинации и др.);

- влияние индившйуального опыта больного и его личности на содержание и динамику этих синдромов;

- изучение структуры и динамики нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при разных психических заболеваниях; возможность психологической корррекции этих нарушений;

- изучение изменений личности больных с разными психическими заболеваниями; роль личности больного как в становлении болезненной симптоматики, так и в ее психологической коррекции

- выделение и описание структуры патопсихологических синдромов нарушения отдельных видов психической деятельности (памяти, восприятия, мышления и т.п.), а также патопсихологических синдромов, типичных для разных заболеваний; соотношение первичных и вторичных расстройств в структуре синдрома; - проблема соотношения распада и развития психики.

4. Основополагающий вклад Б.В.Зейгарник в развитие патопсихологии: разработка теоретических основ, методологии исследования, психологической феноменологии психических нарушений. Школа Б.В.Зейгарник и современная патопсихология. Патопсихология и психиатрия как две области знания, имеющие общий объект, но различный предмет изучения.

 

5. Принципы построения патопсихологического исследования, их связь с теоретическими представлениями о природе и сущности психического отражения. Патопсихологическое исследование как функциональная проба; обязательность активного взаимодействия ведущего исследование с пациентом (стимуляция к деятельности, участие в коррекции ошибок и т.д.); учет личностного отношения больного к исследованию. Качественный анализ результатов исследования как этап, предшествующий количественной обработке данных. Важность повторных исследований для определения преходящих и стабильных нарушений психики. Изучение истории болезни как самостоятельный метод психологического исследования психически больного; субъективный и объективный анамнез как аналог биографического метода исследования личности.

 

Литература


1. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии. Учебное пособие. – Пер Се, 2012. Электронная библиотека IPRbooks Интернет-ресурс /https://www. iprbookshop.ru

2. В.М.Блейхер, И.В.Крук, С.Н.Боков. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов. – Ростов-н / Д.: “Феникс”, 2009 Электронная библиотека IPRbooks Интернет-ресурс /https://www. iprbookshop.ru

3. Белопольская Н.Л. Патопсихология. – Когито-центр, 2012. Электронная библиотека IPRbooks Интернет-ресурс /https://www. iprbookshop.ru

4. Реан А.А., Кудашов А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности – С.-Пб.: Медицинская пресса, 2002

 

 

Тема 2. Патопсихологическая характеристика основных нозологических групп «большой психиатрии» и «малой психиатрии».

Цель лекции:

- ознакомить с патопсихологической характеристикой основных нозологических групп «большой психиатрии» и «малой психиатрии».

 

.

Задачи лекции:

- показать основные патопсихологические симптомы;

- раскрыть биологические и социальные факторы, влияющие на формирование невротической личности..

План:

1.Основные патопсихологические симптомы. Нарушения познавательной деятельности и личностные расстройства при шизофрении, эпилепсии, маниакально-депрессивном психозе.
.

2. Нарушения психической деятельности и личностные расстройства при неврозах, психопатиях и психосоматических заболеваниях.

 

 

Выводы:

1. Основные патопсихологические симптомы, наблюдаемые при шизофрении заключаются в следующих проявлениях. Наблюдаются нарушения познавательной деятельности. Искажение процесса обобщения. Разноплановость мышления. Соскальзывание. «Разрыхленность» ассоциаций. Использование несущественных (латентных) признаков. Аутизм. Шизофреническое резонерство. Нарушение критичности мышления.

2. К факторам, определяющим основные формы неврозов с точки зрения специфики характерных для них внутренних конфликтов и переживаний субъекта, относят следующие. Различаются типологии невротических форм реагирования (по материалам отечественных и зарубежных подходов). Также выделяют биологические и социальные факторы, влияющие на формирование невротической личности. Психопатии.

Клиническая и патопсихологическая классификация симптомов и синдромов определяется МКБ -10.

Литература:

1. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии. Учебное пособие. – Пер Се, 2012. Электронная библиотека IPRbooks Интернет-ресурс /https://www. iprbookshop.ru

2. В.М.Блейхер, И.В.Крук, С.Н.Боков. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов. – Ростов-н / Д.: “Феникс”, 2009 Электронная библиотека IPRbooks Интернет-ресурс /https://www. iprbookshop.ru

3. Белопольская Н.Л. Патопсихология. – Когито-центр, 2012. Электронная библиотека IPRbooks Интернет-ресурс /https://www. iprbookshop.ru

4. Реан А.А., Кудашов А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности – С.-Пб.: Медицинская пресса, 2002

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.