Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования






Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования представляют собой отношения (не только денежные), связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями.

К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, относятся: а) правоотношения по уплате в бюджет налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на землю и др.; б) правоотношения по уплате в бюджет неналоговых платежей; платы за загрязнение окружающей природной среды, платы за воду и др.; в) правоотношения по уплате страховых взносов и прочих платежей в государственные и местные внебюджетные фонды; г) правоотношения по поводу получения предприятием бюджетных ассигнований;

д) правоотношения по поводу планирования и использования своих финансовых ресурсов.

Надо учитывать, что согласно ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия). Исходя из этого в правовом регулировании финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеются различия. Эти различия проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, соответственно, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (государством или муниципальным образованием), самостоятельно распоряжаются полученной прибылью. Эту прибыль они могут распределять на фонд накопления, фонд потребления и др. Однако, в соответствии с абз. вторым п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос оговаривается в уставе предприятия.

Таким образом, на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово-правовые отношения по поводу распределения прибыли: а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего право на распределение прибыли (абсолютное правоотношение); б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет в том случае, если в уставе предприятия собственником имущества оговорена такая обязанность.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свою прибыль согласно порядку, установленному собственником их имущества, т.е. государством (п. 2 ст. 297 ГК РФ). При этом, в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г., прибыль казенного предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной власти, в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия.

После распределения прибыли казенного предприятия по нормативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде свободного остатка прибыли подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Таким образом, на государственных предприятиях на праве оперативного управления (казенных предприятиях) возникают финансово-правовые отношения по поводу распределения прибыли: а) между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли; б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам (абсолютное правоотношение); в) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли. Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли является финансово-правовым, так как оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятельности государства по образованию и использованию децентрализованных денежных фондов, а во-вторых, оно регулируется методом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписания, выражающиеся в установлении обязанности для последнего распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным образом.

Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие правоотношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, охватываются финансово-правовым институтом налогового права. Нормы, порождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охватываются финансово-правовым институтом неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, охватываются институтом государственных расходов.

Вместе с тем некоторые правовые нормы порождают финансовые правоотношения в сфере государственных и муниципальных финансов, которые не включаются ни в один из известных финансово-правовых институтов. Среди них нормы, порождающие правоотношения:

а) между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли;

б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам;

в) между государственным и муниципальным унитарным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли,

Все отмеченное позволяет заключить, что финансы государственных и муниципальных унитарных предприятии, с точки зрения системы права представляют собой комплексный финансово-правовой институт, т.е. такой, который, являясь относительно самостоятельным, в то же время входит некоторыми частями в иные финансово-правовые институты. Таким образом, институт финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий представляет собой вторичное образование в системе финансового права.

79). Ценная бумага - является объектом гражданских прав (ст.128 ГК), представляет собой документ, который отражает связанные с ним имущественные права, может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи и иных сделок, служит источником получения регулярного или разового дохода, выступает разновидностью денежного капитала.

Таким образом, ценная бумага - это документ, обладающий следующими признаками:

1. документ, удостоверяющий определенные имущественные права;

2. документ, который имеет строгую форму и обязательные реквизиты, отсутствие хотя бы одного из обязательных реквизитов в соответствие с п.2 ст.144 ГК РФ делает бумагу ничтожной, т.е. не имеющей юридической силы;

3. Это документ, содержащий имущественное право, реализация которого возможно только путем использования самого документа;

4. В юридической литературе выделяют также такой признак ценной бумаги как " публичная достоверность". Суть публичной достоверности состоит в том, что ценная бумага, составленная с соблюдением формы и обязательных реквизитов, не может быть оспорена должником по причинам отсутствия оснований обязательства либо его недействительности, т.е. должник обязан произвести исполнение по ценной бумаге лишь на основании чисто формальных признаков - соответствия формы и обязательных реквизитов (п.2 ст.147 ГК РФ) 1.

Кодекс закрепляет классификацию ценных бумаг, имеющую юридическое, а не экономическое значение. Речь идет о категориях предъявительских, именных и ордерных ценных бумаг. При этом далеко не каждый вид ценной бумаги может одновременно существовать в виде как предъявительских, так и именных или ордерных бумаг, поскольку закон может ограничивать такую возможность (п.2 ст.145). Например, действующее российское законодательство разрешает выпуск акций только в форме именных ценных бумаг, а векселей - как именных, так и ордерных.

В ценной бумаге на предъявителя удостоверенные ею имущественные права принадлежат тому, кто фактически сможет предъявить ее обязанному лицу, а последний вправе и обязан произвести исполнение такому владельцу (то есть " против ценной бумаги"). Соответственно этому и для передачи другому лицу прав, удостоверенных такой бумагой, достаточно передачи самой бумаги путем ее простого вручения, без соблюдения каких бы то ни было формальностей (п.1 ст.146 Гражданского Кодекса). Таков, например, выигрышный лотерейный билет или предъявительская облигация.

В именной ценной бумаге удостоверенные ею имущественные права принадлежат только прямо обозначенному там лицу, которому только и может быть произведено надлежащее исполнение по такой бумаге. Поэтому при необходимости передачи права, удостоверенного именной ценной бумагой, иному лицу ее владелец должен соответствующим образом оформить уступку своего права, в частности соблюсти необходимые требования к форме такой уступки (ст.389 Гражданского Кодекса), и уведомить о состоявшейся уступке должника - обязанное по ценной бумаге лицо (п.3 ст.382, ст.385, 386 Гражданского Кодекса). В такой ситуации прежний владелец именной ценной бумаги отвечает перед новым владельцем только за действительность требования, удостоверенного ценной бумагой, но не несет ответственности за фактическое неисполнение этого требования обязанным лицом (п.2 ст.146, ст.390 Гражданского Кодекса). Например, передача новому владельцу акций (являющихся в нашем обороте именными) будет означать, что прежний владелец отвечает пе-ред приобретателем за правильность оформления своего членства в соответствующем акционерном обществе, но не несет перед ним никакой ответственности за невыплату дивидендов или банкротство общества. Таким образом, именные ценные бумаги обладают осложненной оборотоспособностью, что отличает их от предъявительских ценных бумаг, оборотоспособность которых с этой точки зрения является повышенной.

Существующие в современной мировой практике ценные бумаги делятся на два больших класса:

• 1 класс - основные ценные бумаги;

• II класс - производные ценные бумаги.

Основные ценные бумаги - это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив, обычно на товар, деньги, капитал, имущество, различного рода ресурсы и др.

Основные ценные бумаги, в свою очередь, можно разбить на две подгруппы: первичные и вторичные ценные бумаги.

Первичные ценные бумаги основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги. Это, например, акции, облигации, векселя, закладные и др.

Вторичные ценные бумаги - это ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг; это ценные бумаги на сами ценные бумаги: варранты на ценные бумаги, депозитарные расписки и др.

Производная ценная бумага - это бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого актива.

К производным ценным бумагам относятся: фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др.) и свободнообращающиеся опционы.

Под видом ценных бумаг будем понимать такую их совокупность, для которой все признаки, присущие ценным бумагам, являются общими, одинаковыми.

Различают классификации ценных бумаг и классификации видов ценных бумаг.

Классификации ценных бумаг - это деление ценных бумаг на виды по определенным признакам, которые им присущи.

Классификации видов ценных бумаг - это группировки ценных бумаг одного и того же вида; это деление видов ценных бумаг на подвиды. В свою очередь, подвиды могут в ряде случаев делиться еще дальше. Каждая нижестоящая классификация входит в состав той или иной вышестоящей классификации. Например, акция - один из видов ценных бумаг. Но акция может быть обыкновенной и привилегированной. Обыкновенная акция может быть одноголосной или многоголосной, с номиналом или без номинала и т.п.

Основными видами ценных бумаг с точки зрения гражданского права являются:

АКЦИЯ - единичный вклад в уставный капитал акционерного общества с вытекающими из этого правами;

ОБЛИГАЦИЯ - единичное долговое обязательство на возврат вложенной денежной суммы через установленный срок с уплатой или без уплаты определенного дохода;

БАНКОВСКИЙ СЕРТИФИКАТ - свободно обращающееся свидетельство о депозитном (сберегательном) вкладе в банк с обязательством последнего выплаты этого вклада и процентов по нему через установленный срок;

ВЕКСЕЛЬ - письменное денежное обязательство должника о возврате долга, форма и обращение которого регулируются специальным законодательством - вексельным правом;

ЧЕК - письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указанную в нем сумму денег;

КОНОСАМЕНТ - документ (контракт) стандартной (международной) формы на перевозку груза, удостоверяющий его погрузку, перевозку и право на получение;

ДЕПОЗИТИВНЫЙ И БАНКОВСКИЕ СЕРТИФИКАТЫ - удостоверяет право его держателя распоряжаться указанным в нем грузом и получить его после завершения морской перевозки.

ПРИВАТИЗАЦИОННЫЙ ЧЕК - государственная ценная бумага целевого назначения, предназначенная для бесплатной передачи гражданам объектов приватизации (имущества, акций, долей).

Срочные ценные бумаги - это ценные бумаги, имеющие установленный при их выпуске срок существования. Обычно срочные ценные бумаги делятся на три подвида:

• краткосрочные, имеющие срок обращения до 1 года;

• среднесрочные, имеющие срок обращения свыше 1 года в пределах до 5-10 лет;

• долгосрочные, имеющие срок обращения до 20 - 30 лет. Бессрочные ценные бумаги - это ценные бумаги, срок обращения которых ничем не регламентирован, т.е. они существуют " вечно" или до момента погашения, дата которого никак не обозначена при выпуске ценной бумаги.


[1] Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 03.04.2015) " Об утверждении Положения Федеральной налоговой службе"






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.