Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Экономика в международном праве 5 страница






--------------------------------

< 160> Именно в этой сфере регулирования очевидно, что отграничение международного права от национального права в практике международного экономического права является искусственным и неадекватным.

< 161> Подробнее см.: El-Kosheri. The Particularity of the Conflict Avoidance Methods Pertaining to Petroleum Agreements, ICSID R-FILJ 11 (1996) 272ff; Delaume. The Proper Law of State Contracts Revisited, ICSID R-FILJ 12 (1997) 1ff; Bernardini. The Renegotiation of Investment Contracts, ICSID R-FILJ 13 (1998) 411ff; Leben. La du contrat d'Etat et du droit des investissements, RdC 302 (2003) 197ff.

 

57. Наличие разных подходов привело к тому, что в прошлом при составлении конкретных договоров возникали многочисленные модели, которые по структуре можно свести к нескольким основным типам договоров. Характерным являлось условие о применимом праве, согласно которому договоры подчинялись " общим правовым принципам", однако сами принципы в договоре не определялись, несмотря на то что в национальном праве развивающихся стран не было соответствующих положений. Уже на ранней стадии предприятия выдвинули требование о включении в инвестиционные договоры прямой формулировки " интернационализация ": указание в договоре на международное право и соглашения о подсудности международному арбитражу в случае разногласий должно предотвращать зависимость от непредсказуемого развития национального права. Соответствующие условия устанавливались частично для всего договора, частично - по отдельным аспектам, в том числе в отношении размера компенсации в случае экспроприации.

58. Догматическая квалификация таких договоров всегда вызывала трудности. Их отнесение к категории международных договоров противоречит основному принципу квалификации, согласно которому частные лица не могут выступать стороной международных договоров. Чтобы обойти эту проблему, была предпринята попытка обосновать ограниченную правоспособность частных лиц в международном праве именно в таких случаях < 162>. Эта теория была подвергнута критике, поскольку согласие отдельного государства не может считаться основанием для признания (пусть даже частичной) правосубъектности в международном праве другой договаривающейся стороны, являющейся частным лицом < 163>; однако применение международного права по аналогии (исходя из воли сторон) достаточно обоснованно < 164>. Тем не менее решить главную проблему таким образом нельзя. Указание на международное право как часть договора подчиняется национальному праву, что содержит угрозу одностороннего изменения условий государством, заключившим договор.

--------------------------------

< 162> . Der Staat als Vertragspartner Privatunternehmen, 1971; Schiedsrichter R. Dupuy im Libyschen , Texas Overseas Petroleum Co. & California Asiatic Oil Co. v Libyan Arab Republic, ILM 17 (1978) 1ff. Однозначное признание интернационализации в узком смысле посредством полного исключения национального права не получило единогласного одобрения арбитров. Об арбитражном решении по делу о ливийской нефти см. Greenwood. State Contracts in International Law, BYBIL 53 (1982) 27ff.

< 163> Heintschel v Heinegg // Ipsen (Fn 115) § 9 Rn 11. Менее убедительны аргументы о территориальном суверенитете государства регистрации и о принципе pacta sunt servanda.

< 164> Heintschel v Heinegg (Fn 163) § 9 Rn 12f.

 

59. В поисках альтернативных концепций регулирования, функционально равноценных, часто используются условия стабильности < 165>. С одной стороны, в принципе признается государственный суверенитет партнера, в то время как, с другой стороны, стабильность применяемого права достигается посредством " замораживания правового регулирования": право, действующее на момент заключения договора, должно применяться в течение всего срока его действия. Иногда такие условия касаются только налогового права, реже - трудового и социального права. В отношении срока действия и дифференцированного подхода к предприятию и его иностранным сотрудникам при свободном трансферте валюты также существовали различные подходы к регулированию. Указанные подходы в равной степени связаны с вопросом об их юридической эффективности: в какой мере они действительно предотвращают изменение законодательства государством, в котором осуществляются инвестиции? По крайней мере, в отношении определенной модели регулирования возникли сомнения в рамках арбитражного решения по делу " Aminoil" < 166>, которое было оценено критиками как сбалансированное.

--------------------------------

< 165> См.: Weil. Les clauses de stabilisation ou dans les accords de , FS Rousseau, 1974, 301ff; Paasivirta. Internationalization and Stabilization of Contracts versus State Sovereignty, BYBIL (1989) 315ff; Faruque. Validity and Efficacity of Stabilization Clauses - Legal Protection v Functional Value, J Int Arbitrat (2006) 317ff.

< 166> См. ILM 21 (1982) 976ff; к этому вопросу см.: Redfern. The Arbitration between the Government of Kuwait and Aminoil, BYBIL 55 (1984) 65ff.

 

60. Фаза усиления взаимного внимания к интересам государства и частных лиц и связанное с этим снижение роли суверенитета за последние два десятилетия в договорной практике транснациональных предприятий выразилась в том, что нормы международного права в различной форме были признаны как дополнение и корректировка принципа применения национального права государства, в котором осуществляются инвестиции < 167>. В зависимости от ситуации эта концепция может быть обоснована конституционным принципом обязательного применения международного права на территории государства, в котором осуществляются инвестиции, а также волей сторон договора. В договорной практике стороны часто не могут принять решение о конкретном договорном регулировании в отношении иерархии правовых норм в случае конфликта между национальным и международным правом. Несмотря на связанную с этим неопределенность, первый опыт применения таких условий договора на практике был преимущественно позитивным для обеих сторон, хотя детали регулирования компромисса пока не изучены.

--------------------------------

< 167> См. абз. 51.

 

61. Другим важным аспектом новейшей договорной практики является признание условий о пересмотре (renegotiation clauses). Это означает, что стороны непосредственно в инвестиционном договоре оговаривают, что в случае изменения ситуации в экономической, финансовой или правовой сфере они готовы вести переговоры о пересмотре в соответствии с принципом добросовестности и адаптировать договор к изменившейся ситуации. Установление конкретных обстоятельств, при наличии которых возникает обязанность вести переговоры о пересмотре, определение цели этих переговоров, а также разграничение роли сторон и роли судов или арбитража зависят от воли сторон; общепризнанная практика пока не сформировалась. Часто договор устанавливает, что его адаптация нацелена на сохранение " экономического равновесия сторон". Гибкость такого договорного регулирования позволяет признать суверенитет государства, на территории которого осуществляются инвестиции, возможность изменения политического, экономического и финансового фона договора и одновременно юридически признать легитимные интересы транснационального предприятия при имплементации договора, возникающие в случае таких изменений; концепция легитимных ожиданий (legitimate expectations) < 168>, таким образом, связывает воедино одностороннее утверждение суверенитета государства, на территории которого осуществляются инвестиции, и исключительную заинтересованность предприятия в правовой стабильности, а в конечном итоге - суверенитет и правовую стабильность. Применение таких условий на практике в ближайшие десятилетия покажет, в какой мере они действительно удовлетворяют минимальным требованиям правовой стабильности и позволяют создать устойчивую правовую основу для долгосрочных договорных отношений. В любом случае полезность международных инвестиционных договоров по-прежнему неоспорима.

--------------------------------

< 168> Dolzer. New Foundations of the Law of Expropriation of Alien Property, AJIL 75 (1981) 553 (579f).

 

62. С точки зрения развивающихся стран транснациональные предприятия носят амбивалентный характер, причем в последнее время в большей степени подчеркиваются их достоинства. С одной стороны, инвестиции таких предприятий потенциально способствуют развитию, стимулируя создание рабочих мест, совершенствование инфраструктуры, передачу ноу-хау, концессионные сборы. С другой стороны, государственное регулирование и политика не всегда могут эффективно применяться в отношении таких предприятий в силу их экономического и политического веса. Иногда транснациональные предприятия пытаются вмешиваться во внутреннюю политику государства, в котором осуществляются инвестиции < 169>. Поэтому неудивительно, что проект Кодекса поведения, который должен был установить баланс интересов между государствами, в которых осуществляются инвестиции, и соответствующими предприятиями, до сих пор не принят < 170>; в рамках ОЭСР индустриальные государства в 2000 году изменили и расширили свои руководящие принципы 1976 года применительно к транснациональным предприятиям < 171>. Таким образом, правовой статус транснациональных предприятий остается в списке актуальных проблем международного права и в XXI веке. Продолжаются споры и по вопросу о необходимости глобального соглашения по обязательным международным социальным < 172> и экологическим < 173> стандартам.

--------------------------------

< 169> Известным примером является ситуация в Чили перед свержением президента Альенде.

< 170> См.: Murphy. Taking Multinational Corporate Codes of Conduct to the Next Level, Colum J Transnat'l L 43 (2005) 389ff; Strohscheidt. UN-Normen zur Unternehmensverantwortung - Schreckgespenst die Wirtschaft oder notwendiges Instrument zur politischen Steuerung wirtschaftlicher Globalisierung? VN 53 (2005) 138ff.

< 171> Руководящие принципы см.: ILM 40 (2001) 237ff. См. также: Klinkenberg. Die der OECD multinationale Unternehmen - ein Vorbild eine neue Welthandelsrunde? ZVglRWiss 101 (2002) 421ff. В июне 2006 г. Инвестиционный комитет ОЭСР принял так называемый " Инструмент по информированию о рисках транснациональных предприятий в зонах слабого управления" в качестве дополнительного акта.

< 172> Подкомитет Комиссии ООН по правам человека принял 13 августа 2003 г. " Нормы ответственности транснациональных корпораций и других предприятий в связи с правами человека". Указанные нормы относятся к юридически не обязывающим стандартам поведения транснациональных предприятий (Dok E/CN.4/Sub.2/2003/12/Rev.1).

< 173> . Die Umweltpflichtigkeit von Auslandsdirektinvestitionen im , 2002.

 

4. Мировой торговый порядок

 

а) Инструменты свободной международной торговли: ГАТТ и ВТО

 

63. Генеральное соглашение о тарифах и торговле ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade) было результатом ряда международных конференций после Второй мировой войны, направленных на реорганизацию всемирной торговой и валютной системы. В то время как Гаванская хартия 1948 года < 174>, содержавшая подробные правила в торговле, конкуренции, политике помощи развивающимся странам и рынке труда, не была принята, в том числе и в силу того, что она была отвергнута Конгрессом США, ранее в 1947 году удалось подписать ГАТТ, регулирующее по крайней мере материально-правовые аспекты. Впоследствии договаривающиеся стороны учли необходимость дальнейшей либерализации и приняли детальные правила в рамках ГАТТ, практически расширив сферу его действия. Институционально структура ГАТТ, которая изначально была рудиментарной, приближалась к статусу международной организации. В ходе проводимых раундов переговоров по международной торговле постепенно снижались таможенные пошлины, а затем преодолевались барьеры.

--------------------------------

< 174> См.: Deutsches Handels-Archiv 1949; Wilcox. A Charter for World Trade, 1949; v. Mick-witz. Die Welthandels-Charta, EA 1948, 1547ff.

 

64. В последние десятилетия правила ГАТТ в отношении торговли соблюдались на практике лишь частично; редко применялись также санкции по принуждению к соблюдению этих правил < 175>. В 1994 году в рамках Уругвайского раунда < 176> была достигнута цель, не реализованная сразу после Второй мировой войны: создается Всемирная торговая организация < 177> и всеобъемлющий кодекс, регулирующий все аспекты международной торговли; эффективная система разрешения разногласий складывается благодаря Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО, World Trade Organization) и двадцати международным соглашениям, из которых шестнадцать (ГАТТ, ГАТС, ТРИПС и дополнительные соглашения по специальным вопросам) действуют в отношении всех членов ВТО (" многосторонние") и четыре - в отношении государств, подписавших эти соглашения (" плюрилатеральные"). Последние четыре соглашения - это Соглашение о торговле гражданской авиатехникой, Соглашение о правительственных закупках и международные соглашения по молочным продуктам и говядине; все эти соглашения являются новыми редакциями ранее заключенных соглашений. Измененная редакция ГАТТ (ГАТТ 1994) была включена в собрание соглашений < 178>, вступивших в силу 1 января 1995 года < 179>. В отличие от ГАТТ 1947 года комплекс соглашений ВТО следует принципу " единого соглашения" (single agreement approach). Государства, пожелавшие присоединиться к соглашениям, могут ратифицировать основные соглашения только в комплексе (en bloc) или отказаться от вступления в ВТО < 180>. После того как Конференция министров в Сиэтле (США) в ноябре 1999 года не привела к ожидаемому результату, через два года в Дохе (Катар) была достигнута договоренность о проведении нового раунда переговоров. Время определит его результаты.

--------------------------------

< 175> Kopke. Rechtsbeachtung und -durchsetzung in GATT und WTO, 1997.

< 176> Название раунда связано с тем, что восьмой раунд переговоров по ГАТТ, закончившийся в 1993 г., был открыт в 1986 г. на морском курорте Пунта-дель-Эсте в Уругвае Конференцией министров. О проблемах, возникших на переговорах, см.: May. Die Uruguay-Runde, 1994, 16ff.

< 177> Senti. WTO, 2000, 15ff; Benedek (Fn 42) 69ff.

< 178> Всемирный/Международный торговый порядок теперь имеет три основы: ГАТТ, ГАТС и ТРИПС; он дополняется четырьмя плюрилатеральными соглашениями и скрепляется с помощью ВТО.

< 179> BGBl 1994 II, 1438 (Закон ФРГ о трансформации в национальное право); Соглашения ВТО (BGBl 1994 II, 1625). Сборник наиболее важных правовых актов. См. Tietje. WTO, 2003. Подробный обзор международного торгового права см.: Carreau/Juillard. Droit international , 2003, 40ff; Stoll/Schorkopf (Fn 42); (Fn 60); см. также: Fink/Schwartmann/Schollendorf. des Internationalen Wirtschaftsrechts // Steuerberater Rechtshandbuch (Erg-Lfg 11/02); Senti (Fn 177). К вопросу об истории создания см.: Hudec. Enforcing International Trade Law, 1993. См. также: Hauser/Schanz. Das neue GATT, 1995; Petersmann. Towards the " Constitutionalization" of the Bretton Woods System Fifty Years after its Foundation, FS Bernhardt, 1995, 1087 (1107ff); . Die Ergebnisse der Uruguay-Runde, 1994; Beise. Vom alten zum neuen GATT // Graf Vitzthum (Hrsg), und Internationale Wirtschaftsordnung aus der Sicht der Bundesrepublik Deutschland, 1994, 179ff; Klein/Meng/Rode (Hrsg). Die Neue Welthandelsordnung der WTO, 1998.

< 180> Oppermann. Die Gemeinschaft und Union in der Welthandelsorganisation (WTO), RIW 1995, 919ff.

 

ГАТТ/ВТО и принципы международной торговли

 

65. После окончания Второй мировой войны международный торговый оборот увеличился в несколько раз. Об этом свидетельствует, в частности, количество государств - членов ВТО. В то время как сторонами Бреттон-Вудского соглашения 1948 года были только 23 государства, Марракешские соглашения подписали уже 111 государств < 181>. Центральным элементом мирового торгового порядка сегодня считается комплекс соглашений ГАТТ/ВТО < 182>. В соответствии с Приложением 1А к Соглашению о ВТО в этот комплекс входят, кроме текста ГАТТ 1947 в актуальной редакции < 183> и связанных с ним международных соглашений, ряд договоренностей (understandings) Уругвайского раунда об интерпретации различных норм ГАТТ, а также Марракешский протокол. Таким образом, международная торговля определяется рядом принципов. Они преследуют цель либерализации пока не полностью свободной мировой торговли и обеспечения равных возможностей для торговых партнеров. Принципы носят обязательный характер лишь для государств-членов; индивиды, как правило, не могут обосновывать свои юридические претензии указанными принципами < 184>. Прямое действие принципов ГАТТ в Европейском сообществе и государствах-членах по-прежнему остается спорным < 185>.

--------------------------------

< 181> Senti. GATT-WTO. Die neue Welthandelsordnung nach der Uruguay-Runde, 1994, 21ff.

< 182> См. примеч. 178.

< 183> См.: Moore. The Decisions Bridging the GATT 1947 and the WTO Agreement, AJIL 90 (1996) 317ff.

< 184> Однако в Регламенте Европейского сообщества о торговых барьерах предусмотрена процедура подачи заявления в Европейскую комиссию об установлении возможных нарушений правил международной торговли (Регламент ЕС N 3286/94 от 22.12.1994, ABl EG 1994, N L 349/71); см.: Cascante. Rechtsschutz von Privatrechtssubjekten gegen WTO-widrige in den USA und in der EG, 2003.

< 185> См. решение Суда ЕС от 23.11.1999 о прямом действии ГАТТ (Rs C-149/96, nPortugal v Rat); примечания к решению см.: Egli/Kokott, AJIL 94 (2000) 740; Hilf/ Schorkopf EuR 2000, 74ff, кроме того, решение Суда ЕС от 02.05.2001 (Rs C-307/99, " OGT Fruchthandelsgesellschaft mbH") и от 01.03.2005 (Rs C-377/02, " Van Parys"). Об ответственности ЕС за нарушения права ВТО см. решения Суда ЕС первой инстанции от 11.01.2002 (Rs T-174/00, " Biret International SA"), от 03.02.2005 (RsT-19/01, " Chiquita Brands") и от 14.12.2005 (Rs T-69/01, " FIAMM"), а также апелляционное решение суда ЕС от 30.09.2003 (Rs C-93/02 P). См.: Cottier. A Theory of Direct Effect in Global Law, FS Ehlermann, 2002, 99ff; Meng. Gedanken zur Frage der unmittelbaren Anwendung von WTO-Recht in der EG, FS Bernhardt, 1995, 1063ff; Petersmann. Darf die EG das ignorieren? EuZW 1997, 325ff; . Die Haftung der EG WTO-Rechtsverletzungen - Neue Tendenzen in der EuGH-Rechtsprechung? RIW 2003, 689ff; . Zur Haftung der EG die Verletzung des WTO-Rechts, EuR 2003, 1077ff; . WTO Regulations and European Community Law // Chirathivat/Knipping/Ryan/Welfens (Hrsg), The EU and ASEAN Facing Economic Globalization, 2007; . Die Rechtswirkungen von WTO-Bestimmungen in der Gemeinschaftsrechtsordnung - zur Rechtsprechung des EuGH, FS Schmidt, 2006, 129ff.

 

66. В целом в правовой системе ГАТТ можно выделить семь прямых или косвенных принципов: принцип наибольшего благоприятствования и недискриминации, принцип взаимности, принцип особого учета экономических потребностей развивающихся стран (солидарности), принцип сбалансированности прав и обязанностей, принцип государственной ответственности за ущерб, нанесенный в результате правомерной экономической деятельности, принцип добросовестной/честной торговли (принцип fair trade, направленный против демпинга и субсидий), а также принцип мирного урегулирования споров < 186>.

--------------------------------

< 186> См.: Benedek (Fn 42) 51ff.

 

67. Основным является уже рассмотренный принцип наибольшего благоприятствования (ст. I) < 187>. Если одно государство предоставляет другому государству, независимо от того, является ли оно членом ВТО, торговые преференции, в принципе оно должно предоставлять их всем иным членам ВТО " незамедлительно и безусловно". Таким образом, должны быть созданы равные условия конкуренции для всех государств на международных рынках, причем исключения допускаются для экономически слабых государств < 188>. Другим, более значительным исключением являются таможенные союзы и зоны свободной торговли (абз. 5 ст. XXIV) < 189>, на которые условие о наибольшем благоприятствовании не распространяется. Эта схема противоречит целям ГАТТ/ВТО, поскольку таможенные союзы и зоны свободной торговли способствуют устранению торговых ограничений в их пределах, но одновременно укрепляют торговые барьеры " снаружи": в этой связи известность приобрело выражение " крепость Европа".

--------------------------------

< 187> Абзац 1 ст. I ГАТТ: " В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз или в связи с ними или налагаемых на международный перевод платежей за импорт или экспорт, в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, в отношении всех правил и формальностей в связи с ввозом и вывозом и в отношении всех вопросов, указанных в абз. 2 и 4 ст. III, любое преимущество, льгота, привилегия или освобождение, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и безусловно предоставляться аналогичному товару, происходящему из или предназначенному для территорий других договаривающихся сторон".

< 188> Об этом см. абз. 20 и след. и абз. 78 и след.

< 189> См. абз. 93 и след.

 

68. Принцип наибольшего благоприятствования дополняется принципом национального режима (абз. 4 ст. III) < 190>. Этот принцип закреплен в абз. 1 ст. I, ст. III и в ст. XIII ГАТТ < 191>. Согласно указанному принципу импортные или экспортные ограничения, например количественные ограничения торгового оборота (ст. XI), допускаются только в том объеме, в котором они действуют в отношении третьих государств. Принцип взаимности < 192>, прямо упомянутый в Преамбуле ГАТТ и ВТО, практически не может быть осуществлен в действительности, поскольку торговые партнеры как раз стремятся к тому, чтобы получить торговые или конкурентные преимущества. Поэтому из принципа взаимности можно вывести только требование " честной игры" (fair play) как выражение принципа добросовестности.

--------------------------------

< 190> См. абз. 23 и след.

< 191> Подробнее см. Tietje (Fn 41) 263 ff.

< 192> См. абз. 26 и след.

 

69. Предмет принципа допустимости только тарифных ограничений (Tariffs only) составляет ограничение торгово-политических мер защиты таможенными пошлинами и запрещение нетарифных торговых ограничений. В международной торговле в результате достигнутого в рамках раундов ГАТТ снижения таможенных пошлин возросла роль нетарифных торговых ограничений. Поскольку разные формы нетарифных ограничений существенно отличаются друг от друга, их трудно контролировать < 193>. В отдельных случаях они носят характер злоупотреблений; особенно это касается процедурных правил и технических норм. Однако запрещение нетарифных ограничений не является абсолютным. Например, под запрет подпадают лишь количественные ограничения экспорта и импорта (абз. 1 ст. XI). Принцип добросовестной/честной торговли (fair trade) направлен против любых ограничений конкуренции, в частности, против таких ограничений, которые связаны с государственными субсидиями или демпингом, применяемым преимущественно частными предприятиями. Указанный принцип действует также в отношении антидемпинговых мер и мер, направленных на отмену или ограничение субсидий < 194>.

--------------------------------

< 193> О перечне см.: Senti (Fn 177) 236ff.

< 194> Stoll/Schorkopf (Fn 42) Rn 220ff; Tietje (Fn 41) 287ff; (Fn 60) Rn 507ff.

 

Комплекс соглашений ВТО

 

70. Всемирная торговая организация (ВТО) " обеспечивает общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между ее членами в вопросах, относящихся к соглашениям и связанным с ними правовым документам, включенным в Приложения к настоящему Соглашению [о ВТО]" (абз. 1 ст. II Соглашения о ВТО). Соглашение о ВТО наряду с ГАТТ 1994, которое составляет часть системы соглашений ВТО, и другими соглашениями образуют единый свод норм о международных торговых отношениях. ВТО одновременно является торговой организацией и международным форумом для проведения переговоров. В отличие от ГАТТ, ВТО относится к категории международных организаций, обладающих правосубъектностью (абз. 1 ст. VIII). Вступая в ВТО, государства-члены становятся договаривающимися сторонами всех заключенных под ее эгидой соглашений и договоренностей, которые в качестве приложений представляют составную часть Соглашения о ВТО. Таким образом, недостаточно развитая организационная структура ГАТТ преодолена. К функциям ВТО относятся прежде всего имплементация и развитие системы соглашений (ст. III). В этих рамках ВТО, " по мере возможности", принимает на себя функции секретариата ГАТТ (абз. 2 ст. XVI Соглашения о ВТО). Согласно ст. VI Соглашения о ВТО секретариат ВТО, возглавляемый Генеральным директором, располагается в Женеве < 195>.

--------------------------------

< 195> О структуре ВТО см.: Petersmann (Fn 179) 1114; о месте в системе права см.: Stoll. Die WTO: Neue Welthandelsorganisation, neue Welthandelsordnung, 54 (1994) 257ff.

 

71. В рамках системы соглашений ВТО большое значение приобрело урегулирование споров. ГАТТ 1947 года содержал только рудиментарные положения по этому вопросу; разрешение споров относилось к компетенции сторон договора (ст. XXIII), причем на практике вначале запрашивалось заключение третейской группы (panel) по спорному вопросу. Поскольку до 1994 года для вступления в силу доклада третейской группы необходимо было согласие обеих сторон, процедуры ГАТТ по улаживанию споров оставались неэффективным инструментом; часто встречались разные формы нарушений договора, не использовались существующие возможности оспаривания < 196>. По новым правилам ВТО (Договоренности о правилах и процедурах по разрешению споров) < 197> признание сторонами спора более не требуется. Доклад третейской группы не вступает в силу только тогда, когда договаривающиеся стороны ГАТТ в рамках процедуры консенсуса не признают его: стороны спора имеют право оспорить доклад только путем апелляции (абз. 4 ст. 16 Договоренности). Решение апелляционного органа (Appellate Body, ст. 17) придает процедуре характер арбитража. Процедура разрешения споров ВТО распространяется также на услуги и интеллектуальную собственность. Большое количество обращений к процедурам по улаживанию споров после создания новой системы свидетельствует о том, что, несмотря на некоторые недостатки, указанные процедуры за короткое время получили широкое признание, и это практически беспрецедентно в истории новейшего международного экономического права.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.