Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нормативно правовое регулирование учета животных на выращивании и откорме
В настоящее время в Республики Беларусь по учету животных на выращивании и откорме используются различные нормативные документы. Первый уровень представлен законами Республики Беларусь, указами и декретами Президента, кодифицированными актами и другими нормативными акты законодательной и исполнительной власти. Второй уровень представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и отчетности, утвержденные Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами, на которые законодательно возложены функции нормативного регулирования бухгалтерского учета и анализа. Третий уровень включает указания и рекомендации, разрабатываемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами в соответствии с действующим законодательством и содержащие более детальные рекомендации по организации учета и анализа соответствующих объектов. К четвертому уровню относятся рабочие инструкции, приказы и распоряжения, по учету соответствующих операций, объектов и разделов учета непосредственно в организации. Первый уровень представлен Законом Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. №57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон №57-З), которым установлены основные нормативные основы ведения учета животных на выращивании и откорме и указываются единые подходы к применению типового плана счетов бухгалтерского учета и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. Кроме того в Законе №57-З приведена краткая характеристика счета и открываемых к нему субсчетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных из них. Также первый уровень представлен Налоговым кодексом Республики Беларусь, который регулирует порядок налогообложения и учета животных на выращивании и откорме. Вместе с тем следует учитывать и действующие нормы Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. №3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 2007 г. №972 «О некоторых мерах по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. №3». Второй уровень содержит следующие нормативные правовые акты: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 08 февр. 2005 г. №15 (в ред. от 01 нояб. 2011 г.) «Об утверждении Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации» (далее – Инструкция №15); постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 нояб. 2007 г.№180 (в ред. от 22 апр. 2010 г.) «Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь» (далее – Инструкция №180); постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. №50 (в ред. от 30.06.2014) «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (далее – Инструкция №50); постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12 нояб. 2010 г. №133 (в ред. от 30 апр. 2012 г.) «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету запасов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»); постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 18 дек. 2008 г. №192 (в ред. от 10 июля 2009 г.) «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная»; постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 26 нояб. 2010 г. №138 (в ред. от 31 авг. 2011 г.) «Об утверждении Инструкции о порядке оформления транспортных документов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь»; приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 01 июля 2011 г. №268 «Об установлении примерных форм учетных документов для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и продукции рыбоводства, и Инструкции о порядке применения и заполнения примерных форм учетных документов для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и продукции рыбоводства». Третий уровень представлен такими документами, как приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 14 авг. 2007 г. №363 (в ред. от 18 авг. 2011 г.) «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету сельскохозяйственной продукции и производственных запасов для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции» и постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11 дек. 1997 №59 «Об утверждении Методических указаний о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете», приказ Министерства промышленности Республики Беларусь от 05 июня 2015 г. №273 «Об утверждении Методических рекомендаций по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организациях системы Министерства промышленности Республики Беларусь». К четвертому уровню относятся локальные нормативные правовые акты разработанные в СПФ «Новые Зеленки»: положение о деятельности СПФ «Новые Зеленки», положение по учетной политике на 2015 год, должностные инструкции работников бухгалтерии и график документооборота, на основании которого происходит движение документов между подразделениями предприятия. Таким образом, нормативно-правовое регулирование учета животных на выращивании и откорме представлено четырехуровневой системой.
Актуальные вопросы учета животных на выращивании и откорме Одним из актуальных вопросов учета животных на выращивании и откорме является правильная постановка учета, которая единой научно-обоснованной организации первичной документации. При отсутствии информации о производственных процессах в настоящее время невозможно ни эффективно управлять структурными подразделениями, ни объективно оценивать их деятельность. Множество данных первичного учета, многообразие форм первичных документов создают значительные трудности при ведении работы на первой стадии учетного процесса. Отсюда вытекает необходимость совершенствования первичного и синтетического учета [6, c. 96]. По мнению И.Т. Власенко первичный учет и основные формы документов по животноводству в Республике Беларусь отвечают всем требованиям. Другой вопрос заключается в том, есть ли возможность его усовершенствовать и при этом сократить затраты на этот участок работы. Многие авторы научных трудов предлагают какие-то мелкие изменения в организации первичного учета продукции животноводства, но, в сущности, это не влияет на весь процесс [9, c. 589]. Мы полагаем, что весь процесс учета и его документальное оформление нуждаются в коренной модернизации, которая строилась бы на имеющемся опыте работы. Безусловно, это со временем принесло бы свои плоды при разумной организации процесса, но этот процесс требует вложения средств на этапах разработки и, впоследствии, самого учета. Большое значение в организации учета продукции выращивания крупного рогатого скота играет ее оценка. С развитием рыночных отношений процесс оценки значительно усложняется, так как рыночные цены подвержены значительным колебаниям, то соответственно этим колебаниям подвержена и оценка животных, отсюда возникает и сложность данного процесса. В настоящее время выбракованный из основного стада и поставленный на откорм продуктивный скот оценивают по первоначальной стоимости (балансовой стоимости). Однако Б. Нидиз предлагает оценку продуктивного скота производить по остаточной стоимости, уровень которой определяется сроком использования животного в составе основного стада и учитывает степень его физической и моральной изношенности [22, c. 129]. С одной стороны это имеет смысл, поскольку уровень стоимости животных будет изменяться, а добавочный фонд будет пополняться, но с другой стороны в Республике Беларусь данная методика не применяется, а для ее разработки и проверки потребуется время. Введение новой методики оценивания также потребует некоторых затрат, которые многие хозяйства не в состоянии понести. Следует отметить, что много вопросов возникает на почве организации бухгалтерского учета и ведение первичного учета животных на выращивании и откорме. Е.Н. Клипперт пишет, что совершенствование первичных документов должно способствовать сокращению трудовых затрат на их составление и обработку, экономии бумаги. Основными критериями оценки состояния учета следует считать простоту, экономичность, целесообразность и эффективность использования его информации, что не в полной мере обеспечивается действующей системой его организации на сельскохозяйственных предприятиях [10, c. 311]. С этим можно согласиться, т.к. действительно во многих организациях первичный учет организован не на должном уровне и требует значительных затрат и времени. В тоже время И.Е. Тишков отмечает, что для усовершенствования организации бухгалтерского учета, необходимо повысить его оперативность и аналитичность. Для этого нужно унифицировать, стандартизировать процесс документирования хозяйственных операций с учетом требований автоматизированной обработки [20, c. 85]. С этим можно согласиться, так как в эпоху высоких технологий требуется сделать шаг в сторону компьютеризации и автоматизации. К тому же, некоторые авторы считают, что следует резко сократить количество первичных документов с целью выделения типовых, единых форм, учитывающих большинство предъявляемых к ним требованиям, и, кроме того, пригодных для автоматизированной обработки. Можно согласиться с мнением А.Н. Сушкевич полагающих, что переход на международные стандарты финансовой отчетности должен осуществляться постепенно, путем совершенствования законодательства, разработки нового плана счетов бухгалтерского учета и других нормативных документов, регулирующих ведение бухгалтерского учета [21, c. 51]. На сегодняшний день отечественная система бухгалтерского учета претерпела значительные изменения, однако следует отдельно затронуть вопрос совершенствования учета продукции выращивания крупного рогатого скота. Н.Ц. Жамьянова считает, что при выборе форм первичных документов сельскохозяйственные предприятия должны исходить из своей специфики, размеров производства и основных условий, при этом они должны для организации первичного учета использовать типовые первичные документы. Также она отмечает, что первичная документация по учету поступления продукции животноводства собственного производства нуждается в совершенствовании [12, c. 21]. Таким образом, обобщая все вышеизложенное, следует отметить, что учет продукции выращивания нуждается в совершенствовании, поскольку с развитием рыночных отношений процесс оценки значительно усложняется, и для усовершенствования организации бухгалтерского учета, необходимо повысить его оперативность и аналитичность.
|