Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Континентальный шельф Исключительная экономическая зона






 

B соответствии с п. «а» ст. 1 Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. (Республика Беларусь является участником этой Конвенции) термин «континентальный шельф» употребляется применительно к поверхности и недрам морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 метров или за этим пределом, до того места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов.

Иные критерии определения границ континентального шельфа установлены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 т., которая призвана заменить для ее участников Конвенцию 1958г.

«Континентальный шельф прибрежного государства вклю­чает в себя морское дно и недра подводных районов, простира­ющихся за пределы его территориального моря на всем протя­жении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на рас­стояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя гра­ница окраины материка не простирается на такое расстояние» (п. 1 ст. 76 Конвенции 1982 г.).

Подводная окраина материка включает находящееся под
водой продолжение континентального массива прибрежного
государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и
подъема. Она не включает дно океана на больших глубинах, в
том числе его океанические хребты или его недра (п. 2 ст. 76
Конвенции 1982 г.).

В п. 4-6 ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. обозначены дополнительные критерии, призванные не допус­тить чрезмерного расширения континентального шельфа при­брежного государства за пределами его 200-мильной прибреж­ной зоны. В частности, установлено, что за пределами этой зоны фиксированные точки, составляющие линии внешних гра­ниц континентального шельфа на морском дне, должны нахо­диться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая пред­ставляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 метров.

Более того, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
требует от прибрежного государства представлять данные о границах его континентального шельфа за пределами 200-миль­
ной зоны в международную Комиссию по границам континентального шельфа, формируемую на основе справедливого гео­графического представительства в соответствии с Приложени­ем II к Конвенции 1982 г. Эта Комиссия дает прибрежным государствам рекомендации по вопросам, касающимся установ­ления внешних границ их континентального шельфа. В силу п. 8 ст. 76 Конвенции 1982 г. границы шельфа, установлен­ные прибрежным государством на основе этих рекомендаций, «являются окончательными и для всех обязательны». При­брежное государство «сдает на хранение Генеральному секрета­рю Организации Объединенных Наций карты и соответствую­щую информацию, включая геодезические данные, перманент­ но описывающие внешнюю границу его континентального шель­фа» (п. 9 ст. 76 Конвенции 1982 г.).

 

Права прибрежного государства на континентальный
шельф не зависят от эффективной или фиктивной оккупации
им шельфа или от прямого заявления об этом (п. 3 ст. 77
Конвенции 1982 г.).

Природные ресурсы, о которых говорится в Части VI Кон­венции, включают минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», т.е. организмы, которые в период, когда возможен их промысел, либо находиться в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны передви­гаться иначе, как находясь в постоянном физическом контак­те с морским дном или его недрами (п. 4 ст. 77 Конвенции 1982 г.).

Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами. Осуществление прав прибрежного государства в отношении континентального шель­фа не должно ущемлять осуществление судоходства и других прав и свобод других государств или приводить к любым не­оправданным помехам их осуществлению (ст. 78 Конвенции 1982 г.).

При условии соблюдения прав прибрежного государства все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе (ст. 79). Прибреж­ное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шель­фе для любых целей.

Остров

В условиях, когда суверенные права и юрисдикция госу­дарств в той или иной степени распространяются далеко за пределы их государственных границ, возрастает значение ост­ровов. Наличие даже небольшого по размерам острова позво­ляет государству-владельцу осуществлять контроль над значи­тельными морскими пространствами. Это со всей определенно­стью вытекает из Части VIII Конвенции ООН по морскому пра­ву 1982 г., которая состоит всего лишь из одной статьи. Пред­ставляется целесообразным воспроизвести эту статью, а тем самым и соответствующую часть, полностью. «Часть 8. Режим островов». 1. Остров представляет собой естественно образованное пространство суши, окруженное водой, которое находится выше уровня воды при приливе.

Исключи́ тельная экономи́ ческая зона — район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, подпадающий под действие особого правового режима. Ширина его не может превышать 200 морских миль (370, 4 км), отсчитываемых от исходных линий.

Государство в своей исключительной экономической зоне имеет исключительное право:

  • на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах
  • юрисдикцию в отношении
    • создания и использования искусственных островов, установок и сооружений
    • морских научных исследований
    • защиты и сохранения морской среды

Права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне:

  • В исключительной экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря
  • Государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей в исключительной экономической зоне должным образом учитывают права и обязанности прибрежного государства и соблюдают законы и правила, принятые прибрежным государством

 

 

49. Правовой режим Международного района морского дна

 

Международный район морского дна — часть морского дна за пределами юрисдикции государств, т.е. за пределами национальных шельфов, имеющая особый правовой режим.

Правовой режим международного района морского дна согласно Конвенции по морскому праву

Согласно статье 136 Конвенции ООН по морскому праву международный район морского дна (далее —«Район») и его ресурсы являются общим наследием человечества[1]. Государства не вправе претендовать на суверенитет и суверенные права и осуществлять их в отношении какой-либо части Района или его ресурсов.

Конвенция предусматривает создание Международного органа по морскому дну (МОМД), который действует от имени всего человечества. Согласно Конвенции деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества, а МОМД обеспечивает справедливое распределение финансовых и иных экономических выгод с помощью соответствующих механизмов (ст. 140 Конвенции)[2].

Конвенция предусматривает, что разведка и разработка ресурсов Района возможна как отдельными государствами, так и Предприятием, осуществляющим эту деятельность по поручению Международного органа по морскому дну.

Кроме отдельных государств, действующих в ассоциации с МОМД, право осуществлять разведку и разработку полезных ископаемых на морском дне предоставляется и государственным предприятиям участников Конвенции, а также физическим и юридическим лицам под их юрисдикцией и контролем, за которых поручились участники Конвенции. Согласно предусмотренному Конвенцией механизму, разведка и разработка минеральных ресурсов Района осуществляется на основании утверждённого Органом плана работ (контракта)[3]. Параллельно предполагается осуществление аналогичной деятельности и Предприятием после его создания.

Одним из условий осуществления разведки и разработки ресурсов морского дна Конвенция ставит передачу соответствующих технологий развивающимся странам.

В Конвенции также предусматривались обязанности МОМД принимать правила и меры относительно предотвращения загрязнения окружающей среды и обязанность государств не создавать препятствий международному судоходству при размещении установок и сооружений для разведки и разработки ресурсов морского дна (ст. 147)[4].

Конвенция декларировала принцип использования международного района морского дна и проведения научных исследований на нём исключительно в мирных целях (ст.141 и 143 Конвенции)[5].

Соглашение об осуществлении Части XI Конвенции

В 1994 году резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН было утверждено Соглашение об осуществлении Части XI Конвенции Организации Объединённых Наций по морскому праву, составляющее единое целое с Конвенцией и изменяющее положения некоторых статей Части XI в отношениях между его участниками[6]. Не отступая от принципа, согласно которому ресурсы Района являются общим наследием человечества, Соглашение предусматривало при этом, что освоение ресурсов Района осуществляется в соответствии с разумными коммерческими принципами (Раздел 6 Приложения к Соглашению).

Соглашение определяет деятельность МОМД и его структур на первом этапе и, в частности, ставит задачи рассмотрения заявок на утверждение планов работы по разведке ресурсов морского дна и мониторинг выполнения планов, утверждённых в форме контрактов; разработки правил и процедур, необходимых для проведения деятельности в Районе и т.д (Раздел 1 Приложения). В 2000 году МОМД были разработаны и утверждены Правила поиска и разведки полиметаллических конкреций [7], а в 2010 году — Правила поиска и разведки полиметаллических сульфидов[8].

Раздел 7 Приложения предусматривает в перспективе распределение Органом помощи развивающимся странам, экономика которых пострадала от добычи ресурсов морского дна. Помощь будет складываться из платежей контракторов МОМД[9].

 

50. Международные проливы: понятие, право транзитного прохода

Проливы, используемые для международного судоходства — это морские проливы, в которых международными конвенциями предусматривается особый международно-правовой режим прохода судов. Ранее традиционно употребляемое в доктрине название проливов, используемых для международного судоходства, — международные проливы.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривает, что на проливы, соединяющие части открытого моря или исключительной экономической зоны и частично или полностью перекрываемые территориальным морем прибрежных государств, распространяется право транзитного прохода, которым пользуются все суда, включая военные корабли, и летательные аппараты (ст. 38 Конвенции).

При осуществлении права транзитного прохода суда и летательные аппараты без промедления должны следовать через пролив или над ним, воздерживаться от угрозы силой или ее применения против граничащих с проливом государств и, кроме того, от любой деятельности, непосредственно не связанной с обычным порядком непрерывного и быстрого транзита через пролив или над ним.

Суда также обязаны соблюдать общепринятые международные правила, относящиеся к безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения с судов, а летательные аппараты обязаны соблюдать применимые правила полетов Международной организации гражданской авиации (ИКАО) (ст. 39 Конвенции). Государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу или приостанавливать его. Примеры таких проливов: Па-де-Кале, Ормузский пролив, Гибралтарский пролив.

Согласно Конвенции, в проливах, соединяющих части открытого моря или исключительной экономической зоны с территориальным морем (пролив Хуан-де-Фука), а также в проливах, образованных островом и континентальной частью, когда в сторону моря от острова имеется столь же удобный судоходный путь (Мессинский пролив), действует режим мирного прохода через территориальное море. Приостановление мирного прохода судов, включая военные корабли, через такие проливы не допускается.

Положения Конвенции по морскому праву не распространяются на проливы, режим которых полностью или частично урегулирован давно существующими и действующими международными конвенциями (ст. 35 (с) Конвенции ООН по морскому праву). Примером таких проливов являются Черноморские проливы, режим которых регулируется Конвенцией Монтрё, а также Балтийские проливы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.