Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Континентальный шельф Исключительная экономическая зона
B соответствии с п. «а» ст. 1 Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. (Республика Беларусь является участником этой Конвенции) термин «континентальный шельф» употребляется применительно к поверхности и недрам морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 метров или за этим пределом, до того места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов. Иные критерии определения границ континентального шельфа установлены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 т., которая призвана заменить для ее участников Конвенцию 1958г. «Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница окраины материка не простирается на такое расстояние» (п. 1 ст. 76 Конвенции 1982 г.). Подводная окраина материка включает находящееся под В п. 4-6 ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. обозначены дополнительные критерии, призванные не допустить чрезмерного расширения континентального шельфа прибрежного государства за пределами его 200-мильной прибрежной зоны. В частности, установлено, что за пределами этой зоны фиксированные точки, составляющие линии внешних границ континентального шельфа на морском дне, должны находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 метров. Более того, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
Права прибрежного государства на континентальный Природные ресурсы, о которых говорится в Части VI Конвенции, включают минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», т.е. организмы, которые в период, когда возможен их промысел, либо находиться в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (п. 4 ст. 77 Конвенции 1982 г.). Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами. Осуществление прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа не должно ущемлять осуществление судоходства и других прав и свобод других государств или приводить к любым неоправданным помехам их осуществлению (ст. 78 Конвенции 1982 г.). При условии соблюдения прав прибрежного государства все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе (ст. 79). Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе для любых целей. Остров В условиях, когда суверенные права и юрисдикция государств в той или иной степени распространяются далеко за пределы их государственных границ, возрастает значение островов. Наличие даже небольшого по размерам острова позволяет государству-владельцу осуществлять контроль над значительными морскими пространствами. Это со всей определенностью вытекает из Части VIII Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая состоит всего лишь из одной статьи. Представляется целесообразным воспроизвести эту статью, а тем самым и соответствующую часть, полностью. «Часть 8. Режим островов». 1. Остров представляет собой естественно образованное пространство суши, окруженное водой, которое находится выше уровня воды при приливе. Исключи́ тельная экономи́ ческая зона — район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, подпадающий под действие особого правового режима. Ширина его не может превышать 200 морских миль (370, 4 км), отсчитываемых от исходных линий. Государство в своей исключительной экономической зоне имеет исключительное право:
Права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне:
49. Правовой режим Международного района морского дна
Международный район морского дна — часть морского дна за пределами юрисдикции государств, т.е. за пределами национальных шельфов, имеющая особый правовой режим. Правовой режим международного района морского дна согласно Конвенции по морскому праву Согласно статье 136 Конвенции ООН по морскому праву международный район морского дна (далее —«Район») и его ресурсы являются общим наследием человечества[1]. Государства не вправе претендовать на суверенитет и суверенные права и осуществлять их в отношении какой-либо части Района или его ресурсов. Конвенция предусматривает создание Международного органа по морскому дну (МОМД), который действует от имени всего человечества. Согласно Конвенции деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества, а МОМД обеспечивает справедливое распределение финансовых и иных экономических выгод с помощью соответствующих механизмов (ст. 140 Конвенции)[2]. Конвенция предусматривает, что разведка и разработка ресурсов Района возможна как отдельными государствами, так и Предприятием, осуществляющим эту деятельность по поручению Международного органа по морскому дну. Кроме отдельных государств, действующих в ассоциации с МОМД, право осуществлять разведку и разработку полезных ископаемых на морском дне предоставляется и государственным предприятиям участников Конвенции, а также физическим и юридическим лицам под их юрисдикцией и контролем, за которых поручились участники Конвенции. Согласно предусмотренному Конвенцией механизму, разведка и разработка минеральных ресурсов Района осуществляется на основании утверждённого Органом плана работ (контракта)[3]. Параллельно предполагается осуществление аналогичной деятельности и Предприятием после его создания. Одним из условий осуществления разведки и разработки ресурсов морского дна Конвенция ставит передачу соответствующих технологий развивающимся странам. В Конвенции также предусматривались обязанности МОМД принимать правила и меры относительно предотвращения загрязнения окружающей среды и обязанность государств не создавать препятствий международному судоходству при размещении установок и сооружений для разведки и разработки ресурсов морского дна (ст. 147)[4]. Конвенция декларировала принцип использования международного района морского дна и проведения научных исследований на нём исключительно в мирных целях (ст.141 и 143 Конвенции)[5]. Соглашение об осуществлении Части XI Конвенции В 1994 году резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН было утверждено Соглашение об осуществлении Части XI Конвенции Организации Объединённых Наций по морскому праву, составляющее единое целое с Конвенцией и изменяющее положения некоторых статей Части XI в отношениях между его участниками[6]. Не отступая от принципа, согласно которому ресурсы Района являются общим наследием человечества, Соглашение предусматривало при этом, что освоение ресурсов Района осуществляется в соответствии с разумными коммерческими принципами (Раздел 6 Приложения к Соглашению). Соглашение определяет деятельность МОМД и его структур на первом этапе и, в частности, ставит задачи рассмотрения заявок на утверждение планов работы по разведке ресурсов морского дна и мониторинг выполнения планов, утверждённых в форме контрактов; разработки правил и процедур, необходимых для проведения деятельности в Районе и т.д (Раздел 1 Приложения). В 2000 году МОМД были разработаны и утверждены Правила поиска и разведки полиметаллических конкреций [7], а в 2010 году — Правила поиска и разведки полиметаллических сульфидов[8]. Раздел 7 Приложения предусматривает в перспективе распределение Органом помощи развивающимся странам, экономика которых пострадала от добычи ресурсов морского дна. Помощь будет складываться из платежей контракторов МОМД[9].
50. Международные проливы: понятие, право транзитного прохода Проливы, используемые для международного судоходства — это морские проливы, в которых международными конвенциями предусматривается особый международно-правовой режим прохода судов. Ранее традиционно употребляемое в доктрине название проливов, используемых для международного судоходства, — международные проливы. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривает, что на проливы, соединяющие части открытого моря или исключительной экономической зоны и частично или полностью перекрываемые территориальным морем прибрежных государств, распространяется право транзитного прохода, которым пользуются все суда, включая военные корабли, и летательные аппараты (ст. 38 Конвенции). При осуществлении права транзитного прохода суда и летательные аппараты без промедления должны следовать через пролив или над ним, воздерживаться от угрозы силой или ее применения против граничащих с проливом государств и, кроме того, от любой деятельности, непосредственно не связанной с обычным порядком непрерывного и быстрого транзита через пролив или над ним. Суда также обязаны соблюдать общепринятые международные правила, относящиеся к безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения с судов, а летательные аппараты обязаны соблюдать применимые правила полетов Международной организации гражданской авиации (ИКАО) (ст. 39 Конвенции). Государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу или приостанавливать его. Примеры таких проливов: Па-де-Кале, Ормузский пролив, Гибралтарский пролив. Согласно Конвенции, в проливах, соединяющих части открытого моря или исключительной экономической зоны с территориальным морем (пролив Хуан-де-Фука), а также в проливах, образованных островом и континентальной частью, когда в сторону моря от острова имеется столь же удобный судоходный путь (Мессинский пролив), действует режим мирного прохода через территориальное море. Приостановление мирного прохода судов, включая военные корабли, через такие проливы не допускается. Положения Конвенции по морскому праву не распространяются на проливы, режим которых полностью или частично урегулирован давно существующими и действующими международными конвенциями (ст. 35 (с) Конвенции ООН по морскому праву). Примером таких проливов являются Черноморские проливы, режим которых регулируется Конвенцией Монтрё, а также Балтийские проливы.
|