Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек как предмет философского анализа.






Человек – наиболее уникальное и универсальное существо («в известном смысле он все»). Понятие «человек» трудно определить. Здесь всегда требуется самопознание.

Человек точка пересечения самых различных проекций бытия, в широком смысле он ‑ единство микрокосма (проявление основных законов природы), микротеоса (воплощение идеалов; дословно «микро-бог» - не путать с «микробом») и микросоциума (совокупность общественных отношений). В узком смысле он – биосоциальная или биопсихологическая целостность.

Наиболее классической считается триадичная модель человека: тело (природное) + душа (жизненная энергия, бессмертное, очерчивающее сроки земному, источник свободы творчества) + дух (общечеловеческое в нас, то есть разум и воплощение (отражение) социального).

Важные категории: индивид (отдельно взятый человек), индивидуальность (совокупность уникальных свойств), личность (единство социально-значимых и индивидуально-психологических характеристик).

Философские стратегии интерпретации человека:

- натурализаторская (человек – неразрывная часть природы, либо ее особый венец, либо несостоявшееся животное);

- экзистенциально-персоналистская (человек ‑ нечто уникальное, особое начало в мире, наивысшее проявление свободы выбора);

- рационалистическая (человек ‑ носитель разума, тождественного разумности Мироздания или Всевышнему Разуму);

- социологизаторская (человек ‑ не столько природный, сколько социальный продукт).

ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 22 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Человек как предмет философского анализа. Образ человека в истории культуры».

Кроме того, дополним следующим аспектом темы: «Образ человека в истории культуры»:

Человек в истории культуры центральная фигура. Он и творит культуру, и себя помещает в центре этой культуры как ее основной объект и как ее основной субъект.

Иными словами, тема человека в культурном контексте ‑ наиболее значима для всех людей и особенно философов, непреходяща и постоянно решаема, поскольку не может иметь окончательного решения.

При ответе на данный вопрос рекомендуем излагать (без особой оглядки на то, чтоб Ваше изложение было похоже на философское) все этапы развития человеческой культуры в самом общем виде, включая в первую очередь религию и искусство. Но при этом важно упомянуть, как софисты и Сократ признали человека центральной фигурой философии («мерой всех вещей»), а гуманисты эпохи Возрождения – главным субъектом-объектом культуры в целом. Можно поговорить и о том, как Фейербах сделал человека – центральной фигурой своей новой философии любви, а современная философия все рассматривает сквозь призму человеческих восприятий.

Кроме того, необходимо раз за разом повторять, что человек вместилище всего природного, духовного и социального, точка пересечения всех проекций, единство макрокосма, микрокосма и микротеоса и т.п.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.