Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система крови






РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Для специальности

Сестринское дело 34.02.01

Сай Юлия Владимировна

Кузнецова Нина Михайловна


Содержание

  Система крови  
  Кардиология. Строение и работа сердца  
  Ангиология. Строение и работа сосудов  
  Анатомия и физиология лимфатической системы  
  Анатомия и физиология органов дыхания  
  Анатомия и физиология органов пищеварительной системы  
  Обмен веществ и энергии  
  Анатомия и физиология органов мочевыделительной системы  
  Половая система  

Практическое занятие 8

СИСТЕМА КРОВИ

 

Задание 1

Дайте ответ:

Что такое внутренняя среда организма? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем отличается тканевая жидкость от крови? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая часть внутренней среды организма непосредственно соприкасается с клетками?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Запишите свойства крови:

Объем_________________________________________________________________________

Плотность_____________________________________________________________________

Вязкость_______________________________________________________________________

Осмотическое давление__________________________________________________________

Постоянство реакции____________________________________________________________

Задание 3

Запишите основные функции крови:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4

Закончите схему «Состав крови»

Состав крови

 

Плазма крови____% Форменные элементы____%

 

 

Задание 5

Рассмотрите рисунок.

Подпишите элементы, составляющие кровь, обозначенные на рисунке

цифрами 1-5

 

 

Рис. 28 Клетки крови

Задание 6

Заполните таблицу «Форменные элементы крови»

Таблица 19

Название форменных элементов Форма и цвет Наличие ядра Число в г/л Место образования Значение
             
             
             

 

Задание 7

Изучите бланк результатов анализа крови в норме.

Таблица 20

Показатели Состав крови в норме
Гемоглобин 120-160 г/л
Эритроциты 3.9-5, 0*1012 л
Лейкоциты 4.0-9.0*109 л
Тромбоциты 180-320*109 л
СОЭ 2-15мм/ч

Задание 8

Изучите таблицу 21, сделайте выводы о разнице содержания эритроцитов в возрастном и в половом отношении.



Содержание эритроцитов и гемоглобина у детей и взрослых

Таблица21

Возраст Эритроциты (1012 г/л) Гемоглобин (г/л)
Новорожденные 6, 0 210, 0
Годовалые 4, 6 120, 0
Мужчины 4, 0 - 5, 1 130 - 160, 0
Женщины 3, 9 - 4, 7 120 - 140, 0

 

Задание 7

Дайте определение следующим терминам:

Стволовые клетки, пролиферирующие клетки, созревающие клетки крови, зрелые клетки крови, Т-лимфоциты, В-лимфоциты, плазмоциты, моноциты, сегментоядерные гранулоциты, гематокрит. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8

Рассмотрите рисунок и изучите лейкоцитарную формулу с учетом возрастных особенностей.

Таблица 22

Возраст Лейкоциты 106 г/л Зернистые 72% Незернистые 28%
Нейтрофилы Эозино-филы Базо- филы Лимфо-циты Моно-циты
Палочко-ядерные Сегменто-ядерные
Новорож-денный 10, 0 1-17 48-80 3, 0 0, 5   12, 0
Один год 11, 0 0, 5-4 15-45 1, 5 0, 5   11, 0
Взрослый 4, 0-9, 0 1-6 47-72 1-5 0-1 19-37 3-11

 

Рис. 29 Клетки крови

 

Задание 9

Кроветворение (синоним гемопоэз) - процесс, заключающийся в серии клеточных дифференцировок, в результате которых образуются зрелые клетки крови.

Во взрослом организме существуют родоначальные кроветворные, или стволовые, клетки. Предполагают, что они закладываются вэмбриогенезе в относительно небольшом количестве. По мере необходимости эти клетки одна за другой вступают в дифференцировку, образуя категорию более дифференцированных кроветворных клеток.

Ознакомьтесь со схемой гемопоэза

Рис.30 Схема гемопоэза

Задание 10

Ознакомьтесь с регуляцией эритропоэза и Фактором Касла (рис.31).

Регуляция эритропоэза. При кислородном голодании, вызванном любыми причинами, число эритроцитов в крови возрастает. При кислородном голодании, вызванном потерей крови, значительным разрушением эритроцитов в результате отравления некоторыми ядами, вдыханием газовых смесей с низким содержанием кислорода, продолжительным пребыванием на больших высотах, в организме возникают стимулирующие кроветворение вещества — эритропоэтины, представляющие собой гликопротеиды небольшой молекулярной массы. Регуляция выработки эритропоэтинов, а значит, и количества эритроцитов в крови осуществляется с помощью механизмов обратной связи.

Гипоксия стимулирует выработку зритропоэтинов. Они, воздействуя на костный мозг, стимулируют эритропоэз. Увеличение числа эритроцитов улучшает транспортировку кислорода и тем самым уменьшает состояние гипоксии, что, в свою очередь, тормозит выработку эритропоэтинов. В стимуляции зритропоэза определенную роль играет нервная система. При раздражении нервов, идущих к костному мозгу, увеличивается содержание эритроцитов в крови.

Факторы Касла (рис.31 ) – это вещества, необходимые для поддержания нормального кроветворения. Витамин В12 относится к внешним факторам Касла. Внутренний же фактор Касла связывает витамин В12 и способствует его адсорбции кишечной стенкой (всасывании эпителиальными клетками подвздошной кишки). Секреция внутреннего фактора Касла может снизиться (или даже полностью прекратиться) при поражении желудочно-кишечного тракта (например, при воспалительном процессе, при атрофическом гастрите, раке), при удалении части желудка или тонкой кишки и т. д. Выделение его усиливается под влиянием инсулина и уменьшается под влиянием алкоголя. При нарушении выделения внутреннего фактора нарушается связывание и всасывание витамина B12, что приводит к развитию B12-дефицитной мегалобластной, или пернициозной, анемии.

Задание 11

Объясните, почему повторное переливание резус-положительной крови резус-отрицательному реципиенту может вызвать у него тяжелое шоковое состояние

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Задание 12

Рассмотрите рисунок 30. Объясните резус-конфликт в теле матери при беременности.

В каких случаях возможен резус-конфликт?

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

____________________________________________________Рис.32______________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13

Заполните схему «Основные этапы процесса свертывания крови»

1 фаза

Повреждение ткани (тканевой предшественник тромбопластина)

Са++

Соприкосновение с воздухом

 

Разрушение тромбоцитов

 

2 фаза

Протромбин плазмы Са++

Ферменты плазмы

 

3 фаза

Фибриноген плазмы Са++

Задание 14

Заполните схему «Иммунитет» и приведите примеры каждого вида иммунитета

 

 


Задание 15

Заполните таблицу «Виды иммунитета»

Таблица 23

Лечебный препарат Вид иммунитета Действующее начало Время действия
Лечебная сыворотка        
Вакцина          

Практическое занятие 9






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.