Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Теоретический анализ проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников






1.1 Духовно-нравственное воспитание младших школьников в научной и методической литературе: сущностная характеристика

 

Возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств. На необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения ориентирует государственная политика (Национальная доктрина образования РФ), выступления и публикации ведущих специалистов в этой области педагогики: Ш.А. Амонашвили, Е.П. Белозерцева, Е.В. Бондаревской, А.Я. Данилюка, В.А. Караковского, А.М. Кондакова, Н.Д. Никандрова, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.А. Тишков, В.Д. Шадрикова, Н.Е. Щурковой и др.

Нравственность — это нормы, принципы поведения, мотивы поступков.

Духовность — это устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания: определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего самого себя.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Ещё В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».

Нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

Духовно-нравственное воспитание- это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие- осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В этом плане в школе и в интернате с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

 

Ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения учащихся принадлежит начальной школе, поскольку, во-первых, ее деятельность, по сравнению с другими воспитательными институтами, носит более целенаправленный и целостный характер, и, во-вторых, именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами. Именно младший школьный возраст называют «золотой порой» [8, с.19], духовно-личностного становления (Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.Г. Горецкий, В.В. Зеньковский, Л.А. Славина, Д.Б. Эльконин и др.). Проблемы нравственного развития личности находят широкое отражение в работах таких ученых: Ф.И. Иващенко, И.Ф. Харламова, И.С. Марьенко, Б.М. Бим-Бад, Е.Г. Беляковой, Д.А. Леонтьева, В.И. Слободчикова, Т.В. Цырлиной и других. О целях духовно-нравственного воспитания указывал Ш.А. Амонашвили: «В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, мысли и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия…» [2, с.8].

Конкретно проблемам формирования нравственных ценностных ориентаций личности уделяли большое внимание такие отечественные педагоги как Л.И. Гриценко, Н.Е. Щуркова, C.В. Кульневич, Н.В. Аникеев, М.В. Куранова, Т.Ю. Сычева, В.Т. Чепиков и другие.

Таким образом, теоретический анализ состояния проблемы духовно – нравственного воспитания позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при повышении уровня духовно – нравственного воспитания школьников. Проблема духовно – нравственного воспитания школьников

является актуальной и хорошо освещённой в научной и методической литературе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.