Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы организации духовно-нравственного воспитания в процессе учебной деятельности






Процесс духовно-нравственного воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Форма воспитания – это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между учителем и воспитанниками. Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация. Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:

1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.);

2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.);

 

3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).

По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив. Метод воспитания – способ воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения. Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта. В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они не одинаково направлены на формирование мотивов нравственного поведения. Так, например, по результатам методы воздействия можно разделить на два класса:

1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи.

2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

И.С. Марьенконазвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно – репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение. Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании – упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание.

М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания [3, с.18]: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).

Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г.И., в которой выделяют такие группы методов [21, с.79]:

– методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

– методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

– методы стимулирования поведения и деятельности.

Первый этап правильно организованного воспитания – знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Мотивы условно делятся на смыслообразующие и мотивы-стимулы. Для учителя начальных классов важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов. Ведь, действительно, трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде всего ясного понимания значения этого качества. К влияниям, которые создают нравственные установки, смыслообразующие мотивы, отношения, формируют представления, понятия, идеи, относятся методы, получившие общее название методов формирования сознания личности.

 

В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее – методами убеждения, поскольку главное их назначение – формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения.

В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.

У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей, служить способом использования положительного примера в воспитании.

К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие: рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей; рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных

умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.

Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа.

Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.

Разъяснение– метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т.п.

Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т.д. Здесь необходимы категорические требования. Разъяснение применяется: а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.

В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Для него характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения.

Младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.

Необходимо отметить, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, внушение могут принимать форму нотации. Она, как известно, никогда не достигает цели, а скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание действовать вопреки. Нотация не становится формой убеждения.

В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение. Особенность проведения этических бесед в начальных классах в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. После ее проведения классному руководителю необходимо провести работу по углублению выявленных нравственных понятий, норм поведения, организуя практическую деятельность детей.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий: беседа должна носить проблемный характер, воспитатель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют воспитателю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу.

Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения – объективности, справедливости, культуры общения.

В начальной школе этическая беседа имеет простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.

Пример– воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.

Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее

наблюдаем в опосредованной форме – это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность – деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании.

Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. При отсутствии такого соответствия нужны специальные меры по их обеспечению. Высоконравственный, но малосимпатичный персонаж уместно при случае наделить характеристиками и оценками, ослабляющими вызываемое им чувство неприязни, а порочного, но полюбившегося детям «героя» суметь доходчиво и доказательно развенчать. Столь же важно предупреждать возможные случаи появления пассивно-созерцательных идеалов. Они служат не столько побудителем к действию, сколько предметом любования, бесплодной мечтательности.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

 

Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.

В педагогической литературе описывается и такой метод формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе.

Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченному.

 

 

27

2.3 Внеурочная и внешкольная деятельность как условие реализации программы нравственно-духовного развития младших школьников

 

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей по созданию условий для развития творческих интересов детей, включения их в разнообразные виды деятельности [4, с.23].

Виды внеурочной деятельности:

- игровая деятельность;

- познавательная деятельность;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово-развлекательная деятельность;

- художественное творчество;

- общественно – полезная деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- туристско-краеведческая деятельность.

В соответствии с положениями ФГОС НО о внеурочной деятельности, она может активно осуществляться через проведение различных кружковых занятий, экскурсий, секций и т.п. педагогами школы и педагогами учреждений дополнительного образования.

Формы внеурочной работы с детьми:

- Экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки.

- Детская благотворительность.

- Социальные проекты.

- Разнообразные проекты.

- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

-Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

-Организация спортивных соревнований, праздников.

-Проведение совместных праздников школы и общественности.

-Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

-Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

Проектная деятельность учащихся может потеснить традиционные формы внеурочной деятельности (классный час, экскурсия, праздник и пр.), в которых основным «держателем» содержания и организации мероприятия был педагог, эти же дела могут быть организованы так, чтобы там нашлось место для самостоятельной деятельности детей [20, с.113].

 

Заключение

 

Проблему духовно – нравственного развития и воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги. Теоретический анализ состояния проблемы выявил интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение приповышении уровня духовно – нравственного воспитания школьников

Духовно-нравственное развитие личности осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [9, с.4].

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Данная проблема отражена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Основах религиозной культуры и светской этики. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Проблема духовно – нравственного развития младших школьников является актуальной т.к. это сложный и многогранный процесс, идейно-психологической опорой духовно – нравственного воспитания должны служить нравственные понятия, заложенные в детстве. Поэтому реализация задач духовно-нравственного развития и воспитания младших школьнико в условиях введения ФГОС НО является особенно актуальным в свете новых образовательных стандартов начальной школы.

 

В ходе изучения нормативных документов и методической литературы выяснилось, что пути реализации духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста – это единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, осуществляемое через разнообразные формы и способы организации детей.

 

Литература

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Н.Г. Аверина // Нач. Школа. – 2005 – №11

2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998.

3. Байбородова Л.В. Воспитание учащихся: теория и методика.-Ярославль., 2002.

4. Банников В.Н. Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеурочной деятельности / В.Н. Банников // Начальная школа. – 2012.

5. Бердникова Т.А. Влияние социума на духовно-нравственное воспитание подростков.

6. Власова С.В. Духовно-нравственная культура младшего школьника: анализ состояния: методические рекомендации для педагогов / С.В. Власова – Самара: изд. СГПУ, – 2009.

7. Гундорова, Е.Ю. Курс «Основы религиозных культур и светской этики»: методические материалы к урокам / Е.Ю. Гундорова // Начальная школа. – 2013. – №8.

8. Зеньковский В.В. Педагогика.М.1996.

9. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.М.: Просвещение, 2011.

10. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. /М., «Вербум»., 2001.

11. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников под ред. А.Я. Данилюка – М.: Просвещение, 2011.

 

 

12. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / «Воспитание школьников», №2 -2012.

13. Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» для учителей и организаторов введения курса

14. Колесникова И.А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен / Колесникова И.А. // Педагогика – 2008. – №9.

15. Методические материалы для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах РФ.

16. Позднякова, O.K. Формирование нравственного сознания будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете / O.K. Позднякова. – Оренбург, 2006.

17. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А. Соловцова // Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004.

18. ФГОС начального общего образования. Утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373.

19. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

20. Филимонов, А.А. Организация проектной деятельности / А.А. Филимонов, В.М. Гам. – Омск, 2005.

21. Педагогика школы. Учебное пособие для студентов пед. Институтов / Под. ред. Г.И. Щукиной. – М., Просвещение, 1977.

 

Приложение 1

 

Действия педагога, направленные на достижения воспитательных результатов.

Уровень Особенности возрастной категории Действия педагога
1 уровень (1 класс) Приобретение школьником социальных знаний Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность     Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию. (самоизменению) В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход (усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности)  
2 уровень (2-3 класс)Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что е го поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы. В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем.
3 уровень (4 класс) Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Потребность в самореализации, в общественном признании, в желаниями проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия т.е. Достижения третьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду.Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степениограничены.   Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны. В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем


Приложение 2

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.