Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила изложения практического материала исследовательской работы






В последнее время, все чаще стали появляться работы опытно-экспериментального характера. Работы такого содержания являются наиболее сложными для студента, поскольку предполагают проведение экспериментальной части исследования, что требует большего количества времени и сил. Однако, все усилия оправданы, поскольку выполнение таких работ оказывает неоценимую помощь студенту в его будущей профессиональной деятельности.

При описании практической части исследования следует указать следующие основные моменты:

1. Выделить цель, с которой был проведен эксперимент.

2. Указать автора методик и литературный источник, из которого он взят.

3. Дать краткую характеристику испытуемых – указать их количество (не менее 10 человек), пол, возраст, а также характеристики испытуемых, которые представляют интерес для проводимого исследования.

4. Указать используемую аппаратуру - дается описание используемых приборов или аппаратов, ее назначения, технических характеристик (если исследование проводилось с использованием аппаратуры).

5. Оценить уровень сформированности тех или иных знаний, умений, качеств личности дошкольников, учащихся и др. можно лишь в процессе каких-либо определенных действий, совершаемых этими людьми, когда они могут активно проявить свои знания, умения, качества личности. В процессе практической или опытно-экспериментальной работы студент должен определиться в своих измерителях и характеристиках наработанного фактического материала: в параметрах, критериях, показателях, которые должны быть представлены в тексте работы [14, С.31]. Автору исследования необходимо четко выделить, по каким измерителям будет производиться оценка явлений или процессов.

Параметр – характеристика процесса, явления или системы. Известны следующие параметры усвоения знаний: число учебных элементов в учебном предмете (полнота предмета), уровень усвоения содержания предмета (уровень усвоения деятельности), ступень абстракции изложения содержания предмета (научность обучения), автоматизация усвоенной деятельности (освоение деятельности), осознанность усвоения (способность к аргументации решений и действий).

Критерий – признак, согласно которому процесс, явление или результат можно оценить и отнести к одному из уровней (ступеней, степеней).

Показатель – величина, измеритель, характеризующий состояние какого-то одного аспекта функционирования системы.

Например, в проблеме развития познавательной активности учащихся параметрами, характеризующими ее, могут быть: вопросы познавательного характера учащихся к учителю, самостоятельный поиск информации по учебному предмету, инициатива в выполнении творческой задачи познавательного характера и т.д. Критериями познавательной активности может быть частота, полнота и т.д. проявления этих характеристик. Показателями являются конкретные числовые характеристики их проявлений у детей в единицу условно взятого времени (в течение одного урока или часа и т.д.). Определив основные параметры, критерии и показатели изучаемого явления, автор опирается, выбирая методики и проводя описание результатов.

6. Описать процедуру проведения, указать последовательность и условия проведения используемых методик, предлагаемые инструкции. При описании практической части исследования целесообразно приводить убедительные примеры и давать оценки.

7. Распространенной ошибкой в представлении практического материала исследования является ее описательный характер, когда студент просто описывает процесс наблюдения, эксперимента и пр., не подвергая полученные факты анализу или ограничиваясь только их количественной характеристикой в «процентах». Следует помнить, что собранный фактический материал тщательно изучается, анализируется и обрабатывается количественно и качественно. Качественный анализ позволяет выявить, какие показатели в поведении, деятельности, знаниях детей выражены более интенсивно, какие менее, констатировать наличие или отсутствие определенных проявлений. Количественный анализ предполагает подсчет показателей по выделенным критериям (количество верных и ошибочных ответов, количество выделенных признаков и т.д.), выделение процентного соотношения тех или иных факторов, признаков и т.п., что выражается в таблицах, гистограммах.

8. Составной частью психолого-педагогических исследований являются измерения. Их функции заключаются в количественном выражении уровня развития, наличия или интенсивности определенных признаков или свойств (знаний, умений, способностей и т.д.), которые изменяются под влиянием учебно-воспитательного процесса. Измерения подразделяют на прямые и косвенные [14, с.15]. Прямое представляет собой непосредственное сравнение измеряемого объекта с нормативом, эталоном (вес, рост и т.д.). Косвенное осуществляется на основе работы воспитанников, ответов на вопросы, разных проявлений в поведении (дисциплинированность, активность, моральные качества и т.п.). Самым простым способом измерения в педагогических исследованиях являются устные, письменные экзамены и практические занятия. С их помощью определяются продуктивность работы участников исследования, их характерные черты и особенности.

9. Результаты исследования - полученные данные - целесообразно представить в виде таблиц, гистограмм и сопроводить текстовым пояснением к ним.

10. В большинстве случаев, студент останавливается только на оценке положительных сторон проведенной работы, уменьшая или игнорируя негативные явления, замалчивая возникшие трудности, или искажает результаты своего исследования. Только строгий, объективный анализ всех положительных и отрицательных моментов и результатов проведенного исследования может дать действительную картину состояния вопроса, позволяет выявить реальные трудности и дать действенные практические результаты. Умение студента критически оценить собственный опыт работы и сделать правильные выводы для практики – важнейший показатель зрелости профессиональной педагогической подготовки и научного мышления студента-выпускника, который получает первый опыт выполнения исследовательской деятельности при написании работы.

 

Заключение, список использованных источников и приложение

Заключение – небольшая по объему часть работы (не менее 1-2 страниц курсовой работы; 2-3 страниц выпускной квалификационной работы), где логично и аргументировано представляются главные выводы, обосновываются предложения, характеризующие в сжатом виде итоги исследовательской деятельности студента.

Необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении. Однако, следует предупредить студентов от распространенной ошибки, когда в заключении автор работы констатирует выполнение поставленных задач следующим образом: «Изучены теоретические подходы к проблеме психологической готовности ребенка к обучению в школе. Рассмотрены и проанализированы методики диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе. Апробированы методики...». В заключении же необходимо сделать краткий, доказательный, обоснованный и содержательный вывод, к которому пришел автор, решая ту или иную задачу.

Целесообразно выделить практическую значимость научного исследования. Автором излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов исследования. Следует учесть, что каждая рекомендация, сделанная в работе, должна быть обоснована с позиций эффективности, целесообразности и перспектив использования в практической деятельности или образовательном процессе. Кроме того, следует отметить перспективу дальнейшего исследования по данной теме, очертить встающие новые задачи, оценить возможные перспективы их научного развития.

Образец написания заключения представлен в приложении Ж.

Библиографический список (список использованных источников)

Отличительной чертой современного общества является расширение информационного пространства. Современный уровень информатизации общества делает информацию бескрайней и доступной почти каждому. Умение своевременно получить, обработать, проанализировать и принять соответствующее решение – ключ к успеху современного человека.

Начиная исследование, студент осуществляет библиографический поиск – продолжительный труд, значение которого огромно, поскольку от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество учебно-исследовательской деятельности. В результате данной работы составляется библиографический список – перечень изученных автором источников, используемых в ходе работы над темой. Библиографический список всегда просматривается тем, кто знакомится с работой, и дает адекватную информацию об уровне осведомленности исследователя в историческом и современном состоянии вопроса, о широте научного кругозора автора, а также позволяет судить о научной культуре студента и его этичной позиции по отношению к авторам используемых источников.

В ходе библиографического поиска библиография возрастает. Для написания исследовательской работы рекомендуется познакомиться и проанализировать не менее 30 литературных источников: из них третья часть – научные и научно-популярные журналы, до 10 источников - Интернет источники. Однако стоит предупредить автора работы от распространенной ошибки – не пытайтесь искусственно расширить этот список за счет работ, с которыми вы не работали, поскольку дополнительные источники легко проверяются членами комиссии.

Большинство включенных в библиографический список источников необходимо отразить в тексте работы с помощью ссылок.

Внимательно работая с литературой, необходимо переписать полную и точную информацию о книге или статье, что в последствии при составлении библиографического списка поможет составить библиографическое описание. Библиографию необходимо вести весьма тщательно, чтобы в дальнейшем не возвращаться несколько раз к какому-либо источнику, когда автор работы забывает записать, сколько в книге страниц или какой год ее издания. Составление библиографического описания регламентируется государственным стандартом, в котором установлены общие требования к описанию документа и правила его составления, с которыми мы познакомимся позднее.

При подготовке исследовательской работы используются различные источники:

1. Научная литература: монография, диссертация, автореферат диссертации, статья из научного журнала, сборник научных статей, материалы конференций, тезисы доклада, рецензия, аннотация, брошюра.

2. Справочно-информационная литература: энциклопедия, энциклопедический словарь, справочник, терминологический словарь, толковый словарь.

3. Учебная литература: учебник, курс лекций и учебно-методическое пособие.

4. Материалы информационной сети Интернет широко используютсяв настоящее время и позволяют с минимальными затратами труда и в кратчайшие сроки получить информацию по интересующей теме.

Сущность перечисленных источников раскрыта в терминологическом словаре, представленном в приложении О.

Необходимо отметить, что в ходе библиографического поиска автору работы следует отдавать предпочтение работе с научной литературой, в которой широко представлены различные аспекты современных проблем воспитания, развития и обучения; и как можно меньше работать с учебной литературой, в которой раскрывается содержание того или иного учебного курса.

Приложения – заключительная часть исследовательской работы, которую нельзя рассматривать лишь как иллюстрации к выполненному исследованию, она должна наглядно представлять результаты исследования и иметь прямую связь с текстом работы. Приложения размещаются в конце работы.

Приложение помогает облегчить восприятие содержания работы, и может включать в себя методические материалы, дополняющие текст (описание новой методики или технологии), таблицы – протоколы результатов исследования, инструкции, анкеты, методики, копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения из инструкций и правил, продукты самостоятельной деятельности детей. Данные материалы могут быть, как разработаны автором, так и заимствованы.

Все материалы, представленные в приложении, обеспечивают доказательность и репрезентативность выполненного исследования.

В заключение отметим, что после того как весь материал собран и написан предварительный вариант работы, следует провести ее научное и литературное редактирование – приведение материала в строгое соответствие с оглавлением работы и темой, уточнение всех научных понятий и терминов, логическое построение материла, устранение повторов, усиление доказательности и обоснованности изложения, а также устранение орфографических и стилистических ошибок. Автор работы оформляет окончательный вариант рукописи и сдает ее в отпечатанном, сброшюрованном виде научному руководителю для написания отзыва.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.