Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ документов






5.1. Сущность и особенности метода анализа документов

5.2. Достоинства и недостатки метода

5.3. Виды документов

5.4. Виды анализа документов

 

Основные понятия:

Ø Документ

Ø Качественный анализ документов

Ø Количественный анализ документов, контент-анализ

Ø Единица анализа

Ø Единица счета

Ø Субъект суждения

 

5.1. Сущность и особенности метода анализа документов

Анализ документов - метод систематического анализа первичной информации, содержащейся в документах, направлен на получение вторичных данных.

Анализ документов применяется, когда необходимо получить информацию в сжатые сроки из уже имеющихся документов, т.е. когда надо проанализировать ранее представленные, собранные данные о социальных явлениях и процессах. (Пример: данные о работающих в отделе кадров, рациональные предложения).

Под документом понимаются специально созданные предметы, предназначенные для передачи и хранения информации.

Особенности метода анализа документов:

1. Отсутствие контакта исследователя с реальностью, представленной в документе.

2. Зависимость информации от замыслов автора.

3. Фиксация не только наблюдаемых автором событий, но и прошлых и будущих, в том числе тех, в которых он не принимал участия.

4. Зависимость информации от формы ее подачи.

5.2. Достоинства и недостатки метода

Достоинства метода:

1. Позволяет изучить, обобщить, систематизировать уже имеющуюся информацию, не надо специально собирать сведения.

2. Не продолжительный по времени (в сравнении с опросом) метод сбора данных.

3. Более объективный метод, т.к. искажение может дать только несоблюдение техники и некомпетентность исследователя, а информация объективна.

4. Анализ документов позволяет проанализировать большой объем информации (контент-анализ).

Недостатки метода:

1. Требует соблюдения четкости техники (иначе возможно искажение).

2. Анализируется только имеющаяся иногда ограниченная информация. Часто в результате ощущается недостаточность полученных данных.

3. Может быть искажение в результате недостоверных документальных данных.

5.3. Виды документов

Виды документов:

1. По форме изложения:

a) статистические – данные в числовой форме (таблицы, графики, схемы);

b) вербальные – описание явлений в форме текста.

2. По общей значимости, в зависимости от статуса:

a) официально-служебные – документы, составленные и утвержденные
органами власти, различными организациями;

b) неофициальные – данные, составленные по личному поводу и не имеющие официального подтверждения их правильности (мемуары).

3. По способу фиксации:

a) письменные (рукописные, печатные, машинные) – информация изложена в форме текста;

b) иконографические (кино-видео-фотодокументы);

c) фонетические (магнитофонные записи, пластинки);

d) магнитные носители.

4. По степени персонификации:

a) личные (личные карточки, характеристики, заявления);

b) общественные – отчеты, архивы, протоколы.

Один и тот же документ может выступать сразу в нескольких формах. Например, личный и официальный письменный документ – аттестат об образовании.

Процедура отбора документов для изучения состоит из 2-х этапов:

1. Определение состава источников информации, исходя из программы
исследования, т.е. какие документы будем изучать, где их можно взять, в каком виде.

2. Отбор документов через обоснование выборки: вида количествен­ного расчета (правила и типы выборок аналогичны опросу).

Объем выборки зависит от целей, задач исследования и от характера необходимой информации.

5.4. Виды анализа документов

Виды анализа документов:

1. качественный (традиционный);

2. количественный, формализованный (content analisis – анализ содержания).

Сам термин анализ содержания (content analisis) ведет свое начало от исследований в области американской журналистики в конце прошлого – начале нынешнего века. Позднее этот метод стал применяться и для анализа других видов документов. Естественно, со временем его процедура модернизировалась.

В 1893 г. вышла одна из первых работ в этой области – работа Дж. Спида “Дают ли сейчас газеты новости? ” Дж. Спид в своем исследовании анализировал воскресные выпуски нью-йоркских газет за 1881 и 1893гг., затем сравнивал, какие произошли изменения.

За это время, “New York Times” увеличила свой тираж, снизила цену номера с 3-х до 2-х центов и одновременно увеличила свой объем.

Своего рода маркетинговое исследование Дж. Спида показало, что изменилась тематика материалов, и это было доказано в цифрах. Спид классифицировал публикации по темам (литература, политика, религия, сплетни, скандалы и т.п.), измерил длину газетных колонок (в дюймах), отведенных на каждую тему.

Оказалось, что “New York Times” стала публиковать гораздо больше материалов “скандального” характера: пересказ различных историй, сплетен, слухов и т.п. Проблемам литературы, политики, религии и т.д. уделялось меньше места.

Таким образом, была выявлена определенная тематическая переориентация. Впоследствии другие нью-йоркские газеты были вынуждены последовать этому примеру.

В 1900 г. Д. Уилкокс проанализировал содержание номеров 240 газет за один день, применив следующую классификацию материалов:

1) новости (подразделяющиеся на военные и общие, последние в свою очередь – на международные, политические, новости о преступлениях и пороках, разные новости);

2) иллюстрации;

3) литература;

4) мнения (редакционные статьи, письма);

5) реклама.

Качественный анализ служит предпосылкой формализованного изучения документов (контент-анализа), но может быть и самостоятельным методом при изучении уникаль­ных документов или при небольшом количестве документов.

Суть метода: углубленное логическое исследование содержания документов. Исследователь должен ответить на вопросы:

1. Что из себя представляет доку­мент (его вид, форма)?

2. Каков его контекст (создание)?

3. Кто его автор?

4. Како­вы цели создания документа?

5. Какова надежность самого документа?

6. Какова достоверность данных?

7. Каково фактическое и оценочное содержание документа?

Недостаток метода: высока доля субъективизма и малое количество обработанных документов. Все эти недостатки привели к возникновению контент-анализа, который основан на подсчете смы­словых единиц текста. Контент-анализ - перевод текстовой информации в числовую. Это техника выведения заключения, производимая благодаря систематическому выявлению характеристик текста, соответствую­щих задачам исследования. Применение контент-анализа включает некоторые стандартные процедуры, предполага­ющие измерение.

Методика контент-анализа включает в себя определение единицы анализа (синтаксической единицы текста).

Единицей анализа может быть:

a) понятие, выраженное в слове, термине, сочета­нии слов. Например, американские социологи (Г. Лассуэлл) стремились зафикси­ровать слова, ставшие “ключевыми политическими символами”: “свобода”, “правда”, “демократия”, “равноправие” и т.д.;

b) тема, выражение в смысловых абзацах, статьях, частях текста;

c) имена людей, географические названия, общественные события, факты.

Отношение может быть: положительным, отрицательным и нейтральным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.