Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебные метапредметы






 

Изложенные выше представления о фундаментальных образо­вательных объектах получили свое воплощение в конкретных учеб­ных метапредметах «Мироведение», «Числа», «Культура», «Реф­лексия»[71]. Кроме того, метапредметные основы содержания обра­зования реализованы в интегрированных курсах «Естествознание» для V—VI, X—XI классов[72].

В качестве примера приведем программу по метапредмету «Реф­лексия», которая использовалась учителями инновационных школ в старших классах. На изучение данного курса отводится 1 ч в неделю.

Программа занятий по метапредмету «Рефлексия»

Смысл занятий. Научиться осмысливать и планировать свою деятельность, а также понимать цели деятельности других людей. Цели занятий. 1. Научиться ставить и достигать цели по учебным предметам в соответствии с содержанием этих предме­тов и индивидуальными особенностями самих учащихся. 2. Научить­ся отслеживать выполнение своих целей и корректировать свою деятельность. 3. Научиться анализировать успехи и трудности в до­стижении целей другими учениками. 4. Научиться различным спо­собам невербальной рефлексии (через художественные, музыкаль­ные образы и т.д.).

Тематическое содержание.

1.Целеполагание по конкретным предметам на часть урока, урок, неделю, четверть, учебный год.

2.Корректировка целей в ходе учебного процесса; критерии корректировки.

3.Различение детьми своих видов целей: формальные, смысло­вые, конкретные, перспективные, творческие.

4.Осознание успехов и трудностей в ходе реализации своих целей.

5. Рефлексия как часть урока по учебному предмету.

6. Рефлексия — отдельный урок, посвященный осознанию своей деятельности за неделю.

6.Вербальная и невербальная рефлексия.

Виды деятельности

1.Проговаривание вслух учениками своих целей, успехов в их достижении, трудностей, способов их преодоления.

2.Письменное изложение анализа своей деятельности в реф­лексивном дневнике.

3.Рефлексия деятельности одного ученика другим учеником («взгляд со стороны»).

4.Составление критериев оценки и оценивание своих успехов разными способами.

5.Рисование в рефлексивных дневниках образов своей деятель­ности в течение урока, дня, недели.

6.Предложение детьми своих видов рефлексивной деятельно­сти.

Предполагаемые результаты

1.Учащиеся научатся ставить и записывать цели деятельности, различать их по смыслу, корректировать в ходе учебного процес­са, анализировать их достижения.

2.Школьники научатся видеть свои успехи и проблемы в ходе достижения своих целей, находить способы преодоления трудно­стей.

3.Дети научатся вести рефлексивный дневник, в котором бу­дут отображать свою мыслительную деятельность.

Занятия рефлексией имеют разные формы: вербальные (словес­ное обсуждение), художественные («Нарисуйте образ недели»), му­зыкальные («Придумайте мелодию своим успехам по английскому языку»), двигательно-мимические, театральные и др. Эти занятия стоят в расписании отдельным уроком «Рефлексия», который про­водится в конце недели. У детей есть свой рефлексивный днев­ник, в котором они ведут записи и рисуют. В младших классах такие дневники выполняются в виде альбомов, где дети рисуют свои успехи, трудности, одним-двумя предложениями обозна­чают свои цели. В старших классах записи более детальны и под­робны.

Рефлексивная работа оказывает влияние на другие формы за­нятий. Например, общешкольная линейка, направленная вначале на разработку и поддержание норм поведения в школе, преврати­лась в своеобразное целеполагание школьного дня: ребята и учи­теля собираются в кружок, садятся на скамейки и ведут разговор о своих планах, трудностях. На следующий день анализируется достижение заявленных целей. Таким образом, работа по целепо-лаганию и рефлексии органично включается в общеобразователь­ный процесс, делает его осознанным и продуктивным.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.