Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






См.: Кассационное определение Верховного Суда РФ от 23.09.2004 N 8-О04-20.






 

В-четвертых, доказательства должны быть заверены и переданы российской стороне в порядке, определенном международными договорами РФ или на основе принципа взаимности. В соответствии с одними международными договорами РФ о правовой помощи документы или их копии, а также выписки из них, полученные на территории одной договаривающейся стороны, принимаются на территории другой договаривающейся стороны без какого-либо специального удостоверения (легализации), в соответствии с другими международными договорами требуется их заверение соответствующим образом.

В частности, п. 2 ст. 17 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17.06.1999 предусмотрено, что, если это не противоречит законодательству запрашиваемой Стороны, она передает документы, записи и другие предметы в таком виде или заверенные таким образом, которых может потребовать запрашивающая Сторона с целью признания таковых допустимыми доказательствами в соответствии с законодательством запрашивающей Стороны.

Согласно ст. 6 Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.12.1992 документы, посылаемые учреждениями юстиции и иными учреждениями в порядке оказания правовой помощи, должны быть удостоверены печатью.

В силу ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Панама о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 30.04.2009 документы, представленные в рамках данного Договора и удостоверенные печатью компетентного органа или центрального органа направляющей Стороны, принимаются без их легализации или иной формы заверения. По просьбе запрашивающей Стороны документы, направляемые в рамках этого Договора, могут быть заверены иным образом, указанным в запросе, если это не противоречит законодательству запрашиваемой Стороны. Документы, которые признаны официальными на территории одной Стороны, признаются таковыми и на территории другой Стороны.

В международных договорах может быть установлен порядок представления запрашиваемых документов в виде оригиналов или копий.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 3 Европейской конвенции о помощи запрашиваемая Сторона может передать заверенные копии или заверенные фотокопии запрашиваемых материалов или документов, если только запрашивающая Сторона специально не просит о направлении ей оригиналов; в последнем случае запрашиваемая Сторона прилагает все усилия для выполнения просьбы.

Согласно ст. 6 Договора между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.10.1997, в случае, когда запрос о правовой помощи предполагает передачу записей и документов, запрашиваемая Сторона может передать надлежащим образом заверенные копии последних, если запрашивающая Сторона прямо не попросит о передаче оригиналов; в таком случае запрашиваемая Сторона примет все меры для исполнения такого запроса. Оригиналы записей или документов, а также предметы, передаваемые запрашивающей Стороне, должны быть возвращены запрашиваемой Стороне, как только это будет возможно, по запросу последней. Поскольку это не противоречит законодательству запрашиваемой Стороны, записи, документы, а также предметы должны быть переданы в таком виде или заверены таким образом, которого требует запрашивающая Сторона, с целью признания таковых допустимыми доказательствами в соответствии с законодательством запрашивающей Стороны.

5. Допустимость доказательств, полученных и переданных в установленном порядке компетентными органами и должностными лицами, означает признание их пригодности для доказывания в уголовном судопроизводстве согласно УПК РФ.

 

Статья 456. Вызов свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории Российской Федерации

 

Комментарий к статье 456

 

1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, могут быть вызваны должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело. Следует учитывать, что в различных международных договорах по-разному решен вопрос о круге лиц, вызываемых запрашивающей стороной. Вызов лиц осуществляется путем вручения повесток и судебных постановлений, которые передаются запрашиваемой стороне для этой цели запрашивающей стороной. Вручение может быть произведено путем простой передачи повестки или постановления адресату. Если запрашивающая сторона специально об этом просит, то вручение производится запрашиваемой стороной в порядке, установленном ее законодательством для аналогичных документов, или в особом порядке, совместимом с таким законодательством.

Факт вручения, как правило, подтверждается распиской, датированной и подписанной адресатом, или заявлением запрашиваемой стороны о том, что вручение состоялось, с указанием формы и даты вручения. Соответствующий документ незамедлительно направляется запрашивающей стороне. Запрашиваемая сторона по просьбе запрашивающей стороны удостоверяет, что вручение произведено в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны. При невозможности вручения причины незамедлительно сообщаются запрашиваемой стороной запрашивающей стороне. В международных договорах о правовой помощи по уголовным делам может содержаться дополнительная регламентация порядка вызова лиц.

2. Законодатель рассматривает допустимость таких доказательств при условии получения согласия указанных лиц на дачу показаний, добровольности их явки. Соответствующие положения предусмотрены и в международных договорах.

В частности, в соответствии с п. 4 ст. 9 Минской конвенции вызов лиц, проживающих на территории одной Договаривающейся Стороны, в учреждение юстиции другой Договаривающейся Стороны не должен содержать угрозы применения средств принуждения в случае неявки.

В ст. 8 Европейской конвенции о помощи предусмотрено, что свидетель или эксперт, который не ответил на повестку, о вручении которой просила Договаривающаяся Сторона, не может, даже если она содержит предупреждение о санкциях, быть подвергнут какому-либо наказанию или применению меры пресечения, если только впоследствии он добровольно не окажется на территории запрашивающей Стороны и вновь не будет там должным образом вызван повесткой.

Добровольность дачи показаний вызываемых лиц закреплена и в двусторонних международных договорах о правовой помощи по уголовным делам.

Так, п. 3 ст. 11 Договора между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 21.12.1998 следующим образом гарантирует добровольность явки для дачи показаний: " Любое лицо, не прибывшее в пределы юрисдикции запрашивающей Стороны, не может быть подвергнуто за то никаким санкциям или принудительным мерам запрашиваемой Стороной ".

3. Помимо этого, не исключается возможность по поручению своих компетентных органов допрашивать собственных граждан через свои дипломатические представительства или консульские учреждения. Такое положение содержится, например, в п. 2 ст. 12 Минской конвенции, в ст. 11 Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.12.1992.

4. Согласно ч. 2 комментируемой статьи запрос о вызове направляется в порядке, установленном ч. 3 ст. 453 УПК РФ, в которой перечислены компетентные органы. Следует учитывать, что особенности содержания и направления запросов предусмотрены в соответствующих многосторонних и двусторонних международных договорах РФ.

5. Производство процессуальных действий с участием явившихся по вызову свидетеля, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, экспертов согласно ч. 3 анализируемой статьи на территории Российской Федерации производится в порядке, предусмотренном УПК РФ. Под процессуальными действиями понимаются прежде всего следственные действия, а также иные предусмотренные УПК РФ процессуальные действия.

6. Вызванные лица не могут быть допрошены по иному делу и в ином статусе, чем это указано в запросе. Соответствующие положения содержатся в международных договорах РФ.

Например, в соответствии с п. 4 ст. 13 Договора между Российской Федерацией и Японией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 12.05.2009 лицо, явившееся в компетентный орган запрашивающей Стороны, не обязано давать показания по какому бы то ни было другому уголовному делу или оказывать помощь в каком бы то ни было другом расследовании, чем дело или расследование, указанные в запросе.

7. На явившихся в соответствии с запросом лиц, указанных в ч. 1 рассматриваемой статьи, распространяется иммунитет.

Под иммунитетом понимаются дополнительные гарантии неприкосновенности и неответственности вызываемых лиц.

В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи явившиеся по вызову лица, указанные в ч. 1 ст. 456 УПК РФ, не могут быть на территории Российской Федерации привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения указанными лицами Государственной границы РФ. Иммунитет имеет не только определенный объем и территориальные рамки, но и рамки. Действие иммунитета согласно комментируемой статье прекращается, если явившееся по вызову лицо до истечения непрерывного срока в 15 суток с момента, когда его присутствие более не требуется должностному лицу, вызвавшему его, продолжает оставаться на этой территории или после отъезда возвращается в Российскую Федерацию. При этом действие иммунитета обусловлено наличием у лица возможности покинуть территорию Российской Федерации до истечения непрерывного срока. Следовательно, если лицо по независящим от него обстоятельствам продолжает оставаться на территории Российской Федерации после истечения указанного срока, то на него продолжает распространяться иммунитет.

Сфера действия иммунитета различна в рамках международных договоров как по кругу лиц, на которых он распространяется, так и по объему неприкосновенности. Европейская конвенция о помощи предусматривает иммунитет для свидетелей и экспертов, в то время как Минская конвенция предоставляет иммунитет более широкому кругу лиц, в который включены, помимо свидетеля и эксперта, также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители.

Объем предоставляемого иммунитета, предусмотренный международными договорами, также может различаться.

Например, в соответствии с п. 1 ст. 9 Минской конвенции иммунитет вызываемым для дачи показаний лицам предоставляется не только от уголовной, но и от административной юрисдикции запрашивающего государства, причем независимо от их гражданства.

Аналогичные положения содержатся также и в двусторонних международных договорах, например в п. 3 ст. 8 Договора между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 25.08.1998.

рамки предоставляемого иммунитета также различны.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 9 Минской конвенции вызываемые лица утрачивают предусмотренную этим пунктом гарантию, если они не оставят территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны, хотя и имеют для этого возможность до истечения 15 суток с того дня, когда допрашивающее его учреждение юстиции сообщит им, что в дальнейшем в их присутствии нет необходимости. В этот срок не засчитывается время, в течение которого эти лица не по своей вине не могли покинуть территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны.

Между тем срок, на который предоставляется иммунитет, может быть продолжительнее, в частности, 30-дневный срок предусмотрен п. 3 ст. 11 Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания об оказании правовой помощи по уголовным делам от 25.03.1996 и п. 2 ст. 11 Договора между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.10.1997. В то же время семидневный срок предоставления иммунитета определен п. 3 ст. 11 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17.06.1999 с возможностью дальнейшего его продления до 15 дней.

8. Вызываемые лица не могут быть привлечены к ответственности в связи с их показаниями или экспертными заключениями (п. 1 ст. 9 Минской конвенции). Однако иммунитет им предоставляется только в отношении деяний, совершенных до приезда в Российскую Федерацию, и не распространяется на те деяния, которые лицо может совершить во время пребывания в стране.

9. Особый порядок предусмотрен для вызова лиц, находящихся под стражей, независимо от их гражданства. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи лицо, находящееся под стражей на территории иностранного государства, вызывается на основании запроса в порядке, установленном ч. 3 ст. 453 УПК РФ. При этом законодатель предусмотрел условие, согласно которому это лицо временно передается на территорию Российской Федерации компетентным органом или должностным лицом иностранного государства для совершения действий, указанных в запросе о вызове. Такое лицо продолжает оставаться под стражей на все время пребывания его на территории Российской Федерации. Основанием содержания его под стражей служит соответствующее решение компетентного органа иностранного государства. В сроки, указанные в ответе на запрос, это лицо должно быть возвращено на территорию соответствующего иностранного государства. В случае истечения срока отбытия наказания или когда запрашиваемая сторона сообщит запрашивающей стороне, что нет более необходимости содержать данное лицо под стражей, это лицо должно быть освобождено.

В некоторых двусторонних международных договорах предусмотрены сроки, на которые передаются лица, содержащиеся под стражей, и порядок их продления для выполнения процессуальных действий.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 15 Договора между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 21.06.2005 первичный срок, на который лицо может быть передано, не может превышать 90 дней. По обоснованному ходатайству центрального органа запрашивающей Стороны срок пребывания переданного лица может быть продлен центральным органом запрашиваемой Стороны.

Условия передачи или отказа в ней определяются международными договорами РФ или письменными обязательствами на основе принципа взаимности. Порядок и условия передачи и возврата лица согласовываются центральными органами сторон.

10. Европейская конвенция о помощи определяет сферу применения возможности вызова лиц, содержащихся под стражей, ограничивая ее такими процессуальными действиями, как допрос и очная ставка. В п. 1 ст. 11 указанной Конвенции предусмотрено, что лицо, находящееся под стражей, о личной явке которого в качестве свидетеля или для очной ставки просит запрашивающая Сторона, временно передается на территорию, где должно состояться слушание дела, при условии что оно будет отправлено обратно в сроки, указанные запрашиваемой Стороной, и при соблюдении положений данной Конвенции в той мере, в какой они применимы.

Более значительный перечень следственных действий с участием этой категории лиц предусматривает Минская конвенция. В соответствии с п. 1 ст. 78.1 указанной Конвенции при необходимости допросить в качестве свидетеля или потерпевшего лицо, содержащееся под стражей или отбывающее наказание в виде лишения свободы на территории другой Договаривающейся Стороны, а также провести иное следственное действие с его участием, это лицо, независимо от его гражданства, по обоснованной просьбе заинтересованной Договаривающейся Стороны может быть по решению генерального прокурора (прокурора) запрашиваемой Договаривающейся Стороны передано на время при условии его содержания под стражей и возвращения в установленный срок.

11. Дополнительной гарантией для лиц, находящихся под стражей, является также предусмотренная в международных договорах возможность отказа в их передаче.

В соответствии с п. 3 ст. 78.1 Минской конвенции передача на время лица, содержащегося под стражей, не производится, если не получено его согласие на такую передачу; в случае необходимости его присутствия на предварительном следствии или судебном разбирательстве на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны; если такая передача может повлечь нарушение установленных сроков содержания этого лица под стражей или отбывания им наказания в виде лишения свободы.

Европейская конвенция о помощи в п. 1 ст. 11 предусматривает более широкие основания, поскольку изложенный в ней перечень не является исчерпывающим. В передаче может быть отказано по следующим основаниям: если лицо, находящееся под стражей, не дает на это согласие; если его присутствие необходимо для уголовного судопроизводства, осуществляемого на территории запрашиваемой Стороны; если передача может продлить его содержание под стражей; если есть другие веские основания не передавать его на территорию запрашивающей Стороны.

В международных договорах также определяется порядок транзитной перевозки лица, находящегося под стражей, через территорию третьего государства (п. 2 ст. 11 Европейской конвенции о помощи).

Также в международных договорах предусмотрены положения, гарантирующие защиту вызываемых лиц.

12. Свидетель или эксперт, явившийся по вызову на территорию другой договаривающейся стороны, имеет право на возмещение вызвавшим его органом расходов, связанных с проездом и пребыванием за границей, а также на возмещение заработка, утраченного за дни отвлечения от работы; эксперт, кроме того, имеет право на вознаграждение за проведение экспертизы. В связи с этим в вызове должно быть указано, на какие виды выплат имеют право вызванные лица; по их просьбе договаривающаяся сторона, от которой исходит вызов, выплачивает аванс на покрытие расходов.

13. В правоприменительной деятельности нарушение процедуры вызова свидетелей, потерпевших и иных лиц, находящихся за пределами территории Российской Федерации, в суд ведет к отмене приговора.

 

Так, в Кассационном определении Верховного Суда РФ от 06.09.2012 N 32-О12-19 отмечено, что, поскольку предусмотренная действующим международным договором процедура по вызову в суд потерпевшего и свидетелей, проживающих в Республике Казахстан, не соблюдена, выводы суда о том, что указанные лица извещены о рассмотрении уголовного дела надлежащим образом и что они не желают прибыть в г. Саратов для участия в судебном разбирательстве, не соответствуют материалам дела. В связи с указанными, а также другими нарушениями УПК РФ Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор в отношении Я. отменила, а дело направила на новое судебное разбирательство в тот же суд иным составом суда.

 

Статья 457. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи

 

Комментарий к статье 457

 

1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи обязанность исполнения поступивших в Российскую Федерацию от иностранных компетентных органов и должностных лиц запросов о правовой помощи по уголовным делам возложена на суд, прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Исполнение переданных в установленном порядке запросов о производстве процессуальных действий, поступивших от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, осуществляется в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ или на основе принципа взаимности (см. комментарий к ст. 453 УПК РФ). При этом принцип взаимности подтверждается письменным обязательством иностранного государства оказать Российской Федерации правовую помощь в производстве отдельных процессуальных действий.

2. В международных договорах о правовой помощи по уголовным делам содержатся положения, касающиеся сферы применения договора; объема правовой помощи; порядка сотрудничества; языка, формы и содержания запросов об оказании правовой помощи; порядка их исполнения; оснований отказа в предоставлении правовой помощи по уголовным делам; ограничений в использовании информации и конфиденциальности; расходов, связанных с оказанием правовой помощи.

3. Запрос, направляемый компетентными органами или должностными лицами иностранного государства в соответствии с международным договором РФ или на основе принципа взаимности, является поводом для оказания правовой помощи по уголовным делам компетентными органами и должностными лицами РФ. В соответствии с положениями комментируемой статьи поступивший запрос о правовой помощи должен содержать просьбу о выполнении конкретных процессуальных действий.

4. Порядок исполнения запроса об оказании правовой помощи предусмотрен как в многосторонних, так и в двусторонних международных договорах. В указанных международных договорах определен перечень компетентных органов, через которые осуществляется направление запросов о правовой помощи по уголовным делам. Порядок направления ответов на запросы происходит по тем же каналам, что и направление запросов. В случаях, предусмотренных международными договорами РФ, взаимодействие может осуществляться также через Интерпол.

5. Поступившие запросы о правовой помощи проверяются на наличие необходимых реквизитов (подписи, печати, др.), являющихся обязательными в соответствии с применимыми международными договорами, а также приложения к запросу и перевода. Если следователь, руководитель следственного органа, прокурор или суд не компетентны исполнять поступившее им поручение, то они пересылают его российскому компетентному органу, о чем уведомляют запрашивающий компетентный орган или должностное лицо иностранного государства.

Например, в ст. 18 Европейской конвенции о помощи предусмотрено: " Если орган, получивший просьбу о взаимной помощи, не полномочен ее выполнить, то он ex officio передает просьбу компетентному органу своей страны и информирует об этом запрашивающую Сторону по прямым каналам, если просьба направлена по этим каналам".

Аналогичные нормы содержатся и в двусторонних международных договорах.

6. Просьба, изложенная в запросе о правовой помощи по уголовным делам, исполняется в сроки, указанные в запросе или в соответствии со сроками, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством РФ. Компетентные органы РФ делают все от них зависящее для своевременного исполнения запроса.

7. Сотрудничество между правоохранительными органами в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам строится на основе общих принципов международного права, таких как принцип суверенного равенства государств, т.е. ограничение действия сторон только территориями их собственных государств, и действие законов каждого из государств только на его территории; принцип невмешательства во внутренние дела государства, т.е. невмешательство каждой из сторон в компетенцию соответствующего компетентного органа, предоставляющего или получающего запрашиваемую правовую помощь; принцип взаимности, устанавливающий равные права и взаимные выгоды и обязательства государств, а также принцип добросовестного выполнения взятых на себя обязательств.

Помимо общих принципов, выделяют специальные принципы в сфере сотрудничества государств в рамках уголовного судопроизводства, к числу которых относят ограничение сотрудничества только делами о преступлениях общеуголовного характера (сотрудничество не осуществляется по делам политического, расового, религиозного характера, воинским преступлениям), гуманность, а также выполнение всех процессуальных действий по оказанию международно-правовой помощи на основе законодательства запрашиваемой стороны, если международным договором не предусмотрено иное.

8. В международных договорах РФ предусмотрены условия, на которых осуществляется правовая помощь по уголовным делам.

Так, в ст. 1 Европейской конвенции о помощи предусмотрено, что Договаривающиеся Стороны обязуются оказывать друг другу самую широкую правовую помощь на взаимной основе в судопроизводстве в отношении преступлений, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию юридических органов запрашивающей Стороны. При этом Конвенция не применяется к задержанию, исполнению приговоров, а также к воинским преступлениям, которые не являются таковыми согласно общему уголовному праву.

В ряде международных договоров предусмотрено, что правовая помощь оказывается, если деяние, в связи с которым поступил запрос, является уголовно наказуемым согласно законодательству обеих сторон. Однако запрашиваемая сторона может по своему усмотрению оказать правовую помощь также в случае, если деяние, в связи с которым поступил запрос, не является уголовно наказуемым согласно ее законодательству. Такие положения предусмотрены в п. 2 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 21.06.2005; в п. 3 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17.06.1999.

9. Несмотря на то что по общему правилу при исполнении поручений применяются положения уголовно-процессуального законодательства запрашиваемой стороны, ч. 2 комментируемой статьи допускает применение процессуальных норм законодательства иностранного государства. Относительно последнего следует пояснить, что при исполнении запроса могут быть применены процессуальные нормы законодательства иностранного государства при следующих условиях: если это предусмотрено международными договорами РФ или на основе принципа взаимности; если это не противоречит законодательству и международным обязательствам РФ.

Принятие решения о возможности применения законодательства иностранного государства при исполнении запроса возложено на соответствующие компетентные органы.

Так, п. 7 ст. 1 Федерального закона " О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительного протокола к ней" определено, что Верховный Суд РФ и Генпрокуратура России по просьбе запрашивающей стороны решают вопрос о возможности применения при исполнении поручения процессуального законодательства запрашивающего иностранного государства, если оно не противоречит законодательству РФ.

Положения о возможности применения законодательства запрашивающей стороны при исполнении запроса содержатся и в двусторонних международных договорах. Следует учитывать, что предписания ч. 2 комментируемой статьи не означают то, что уголовно-процессуальное законодательство иностранных государств является источником российского уголовно-процессуального права.

10. Кроме этого, международным договором может быть предусмотрено, что исполнение запроса осуществляется в соответствии с указанными в нем требованиями.

Так, согласно п. 3 ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17.06.1999 запрашиваемая Сторона исполняет запрос в соответствии с указанным в нем требованием, если это не запрещено ее законодательством. При этом если это не противоречит законодательству запрашиваемой Стороны, она передает документы, записи и другие предметы в таком виде или заверенные таким образом, которых может потребовать запрашивающая Сторона с целью признания таковых допустимыми доказательствами в соответствии с законодательством запрашивающей Стороны. В связи с этим по поручениям, поступающим из правоохранительных органов США, требуется составлять предусмотренную законодательством этой страны форму - свидетельство о подлинности документов, для того чтобы полученные в ходе исполнения поручений документы были признаны доказательствами на территории США.

11. В отношении факта получения запроса о правовой помощи, его содержания или любого действия, предпринятого в связи с запросом, запрашиваемая сторона обеспечивает конфиденциальность. В некоторых международных договорах соблюдение конфиденциальности обусловлено наличием соответствующей просьбы запрашивающей стороны и возможностью выполнить такую просьбу; если это невозможно, запрос может быть не выполненным. Могут быть предусмотрены ограничения на использование результатов исполнения запроса.

Так, в соответствии со ст. 9 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17.06.1999 Центральный орган запрашиваемой Стороны может потребовать от запрашивающей Стороны, чтобы она не использовала без предварительного согласия Центрального органа запрашиваемой Стороны результаты исполнения запроса, полученные в соответствии с этим Договором, в иных целях, чем те, которые были указаны в запросе. В таких случаях запрашивающая Сторона соблюдает указанные ограничения на использование результатов исполнения запроса. При этом ничто не исключает использования или разглашения результатов исполнения запроса, если конституцией запрашивающей Стороны предусмотрено обязательство сделать это в ходе уголовного преследования. Центральный орган запрашивающей Стороны заранее уведомляет запрашиваемую Сторону о таком возможном или предстоящем использовании или разглашении. Результаты исполнения запроса, использованные в указанных в нем целях и при этом обнародованные в запрашивающей Стороне в соответствии с данным Договором, могут в дальнейшем быть использованы в любых целях.

12. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи при исполнении запроса в Российской Федерации могут присутствовать представители иностранного государства. Однако это возможно лишь в том случае, если это предусмотрено международными договорами РФ или письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности. Присутствующим при исполнении компетентным органам запрашивающей стороны может быть разрешено формулировать вопросы, которые могут быть заданы соответствующему лицу через представителя компетентного органа запрашиваемой стороны, как это предусмотрено в п. 2 ст. 11 Договора между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 21.06.2005. В случае высказанного пожелания присутствия иностранных компетентных органов их надлежит заблаговременно информировать о дате и месте проведения соответствующих процессуальных действий.

13. Международными договорами предусмотрены возможность и основания для того, чтобы отложить исполнение запроса.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17.06.1999, если Центральный орган запрашиваемой Стороны считает, что исполнение запроса помешает осуществляемому в его государстве расследованию преступления, уголовному преследованию или производству, относящемуся к какому-либо уголовному делу, он может отложить исполнение запроса или связать его исполнение с соблюдением условий, признанных необходимыми после консультаций с Центральным органом запрашивающей Стороны. Если запрашивающая Сторона принимает помощь на таких условиях, она должна соблюдать эти условия.

14. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству РФ либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности. Однако в соответствии с международными обязательствами РФ перечень оснований для отказа исполнения запроса о правовой помощи значительно шире. Международные договоры допускают возможность как полного, так и частичного отказа от исполнения запроса. Так, в соответствии со ст. 2 Европейской конвенции о помощи может быть отказано в следующих случаях. Во-первых, если просьба касается преступления, которое запрашиваемая Сторона считает политическим преступлением, или преступлением, связанным с политическим преступлением, или финансовым преступлением.

Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию о помощи (ст. 1 Федерального закона " О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительного протокола к ней") со следующими заявлениями:

" 1) " Российская Федерация исходит из того понимания, что положения статьи 2 Конвенции должны применяться таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие Конвенции";

2) " Российская Федерация исходит из того понимания, что законодательство Российской Федерации не содержит понятия " политические преступления". Во всех случаях при решении вопроса об оказании правовой помощи Российская Федерация не будет рассматривать в качестве " политических преступлений" или " преступлений, связанных с политическими преступлениями", в частности, следующие деяния:

а) преступления против человечества, предусмотренные в статьях II и III Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 года), статьях II и III Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 года) и статьях 1 и 4 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 года);

б) преступления, предусмотренные в статье 50 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (1949 года), статье 51 Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (1949 года), статье 130 Женевской конвенции об обращении с военнопленными (1949 года), статье 147 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны (1949 года), статье 85 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (1977 года), и статьях 1 и 4 Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (1977 года);

в) правонарушения, предусмотренные в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 года), Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 года), и Протоколе о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (1988 года), дополняющем упомянутую Конвенцию 1971 года;

г) преступления, предусмотренные в Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 года);

д) преступления, предусмотренные в Международной конвенции о борьбе с захватом заложников (1979 года);

е) правонарушения, предусмотренные в Конвенции о физической защите ядерного материала (1980 года);

ж) правонарушения, предусмотренные в Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 года);






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.