Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика комплектования фондов






Музей осуществляет свои научно-просветительские функции на основе музейных предметов. Музейным предметом называется памятник истории и культуры или памятник природы, включённый в собрание музея и являющийся подлинным свидетельством (первоисточником) фактов, явлений, событий, процессов в общественной жизни и природе.

Комплектование фондов является одним из основных видов деятельности музея. С большей или меньшей интенсивностью оно продолжается на всех этапах его существования. Музейное значение предмета определяется социальной значимостью информации, носителем которой он является, - научной, исторической, культурной (в том числе реликвийной и мемориальной), а так же его художественной и эстетической ценностью. Именно эти признаки и обуславливают способность музейного предмета оказывать эмоциональное воздействие на посетителей. В музееведении утверждаются следующие критерии музейных предметов: информативность, коммуникативность, экспрессивность, аттрактивность и эстетичность.

Информативность музейного предмета – это его свойство хранить и передавать информацию через внешние признаки: объём, силуэт, цвет, фактуру и т.д., а так же через изобразительное, письменное, звуковое выражение определённого содержания.

Другим критерием отбора является коммуникативность музейного предмета, т.е. его способность наглядно, через яркие внешние признаки, без особых пояснений передавать объективную информацию, в нём заложенную.

Под аттрактивностью музейного предмета понимается его способность привлекать внимание самой формой, размером, цветом, светом, динамикой. Зачастую это свойство подчёркивается особенностью художественного решения экспозиции, использованием дополнительных технических средств.

Экспрессивность – это способность музейного предмета оказывать эмоциональное воздействие. Большой экспрессивностью обладают, например, мемориальные комплексы, реликвии прошлого и художественные произведения.

И последний критерий – эстетичность. Любой предмет перед помещением в экспозицию должен пройти реставрацию, чистку, обеспечивающие его сохранность и опрятность экспозиции.

К музейным предметам относятся вещевые, изобразительные, письменные источники, а также киноисточники, фотографии. Создание фонда музейных предметов – одна из важнейших задач деятельности каждого музея, по сути дела – основа всякого музея. Пути пополнения фондов самые различные, это и плановый сбор, научные командировки и экспедиции, сбор по горячим следам событий и эпизодические частные поступления.

 

Важную роль в процессе комплектования фондов играет его планирование. С целью пополнения музейного фонда музей осуществляет:

-текущее комплектование, включающее в себя работу со случайными поступлениями, созданием сети постоянных и временных связей с учреждениями и лицами, реальными или потенциальными поставщиками музейных предметов, целенаправленную работу с коллекционерами и взаимодействие с научно-исследовательскими институтами, предприятиями;

-перспективное комплектование, рассчитанное на длительный срок;

-тематическое комплектование подразумевает постоянный сбор материала по определённой теме. Путём такого комплектования создаётся коллекция документов, фотографий, вещей, посвящённых одной из тем, профильных для музея;

-систематическое пополнение предусматривает постоянное пополнение уже имеющихся коллекций в фондах музея. Эта работа должна основываться на научном изучении уже собранных коллекций, должна быть направлена на более глубокое раскрытие актуальной темы для экспозиции музея. Для музеев предприятий рекомендуется сбор музейных предметов в момент совершения события или по горячим его следам. Материалы этих сборов необходимо использовать для выставки в залах музея для текущей пропагандистской работы;

-научные командировки рекомендуются для сбора реликвийных музейных предметов, т.е. таких, которых уже невозможно найти в городе, селе, области, из-за их малой распространённости в прошлом. Такая командировка планируется после предварительного согласования с владельцами реликвийного предмета вопроса о передаче его в музей. Для составления научного обоснования экспедиции нужно предварительно изучить имеющуюся литературу по теме, поработать с материалами архивов для определения района работы, уточнения лиц, работавших на предприятии в то время. После составления научного обоснования её руководитель обязан составить программу сбора материалов, календарный план экспедиции, маршрут и смету. Вся документация утверждается вышестоящим органом, отвечающим за работу музея и финансирующим экспедиционную работу. Программа сбора включает в себя вопросник по интересующей теме и примерный список желательных музейных предметов. Здесь необходимо исходить из интересов создания экспозиции, согласно тематико-экспозиционного плана, наличия в музее фонда музейных предметов, полноты раскрытия темы. Маршрут экспедиции разрабатывается согласно календарного плана и должен обеспечить решение транспортных и бытовых вопросов экспедиционной группы.

Помимо научно прогнозируемых сборов бывают и эпизодические поступления: приобретения в антикварных, букинистических и комиссионных магазинах, подарки граждан, случайные находки. Тем не менее, планы научно-исследовательской работы с указанием целей и задач комплектования, его регионов, объектов и источников необходимы.

Выявление и сбор музейных предметов в любой форме должны сопровождаться регистрацией всего поступающего в фонды музея материала в специальных документах учёта и описания. Процесс комплектования заканчивается с момента включения предмета в состав музейного собрания.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.