Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пролезайте между наших ног, У нас нет Бога, Молитесь на наши п.ды. Сука — сваха, У ней выходит задняя кишка, Её привезла сотня лошадей, Она уе.ла сотню гостей.

Вчера взятая молодушка, Намедни выданная девушка Послала мужа на дело, Заставила его работать: Дала ему лопатку, Велела снег разгребать. Она вышла посмотрела на мужа — Руки его примерзли к лопате, Сопли примерзли к губам. За обе ноги она его схватила, Об амбарный угол ударила. Посмотрела — муж ее мёртвый, Под амбар она его и всунула...

Родителей, которые не отдава-ли своих детей в такую брач-ную кабалу, нещадно секли роз-гами, и они были вынуждены покориться помещику. «Моей матери было 23 года, когда её отдали замуж за 8-летнего мальчика, — рассказывала жи-тельница мордовского села Ар-чилова Саратовского уездаизвестному этнографу Шахма-тову. — Уснёт её муж вече-ром до ужина на скамейке, а мать переносит его к себе в постель. Под себя она стелила

перину, а под него дерюгу — уж больно муж мочился по ночам. Матушка рас-сердится на своего супруга, побьёт его, а он идёт жаловаться свекрови. Та его уймёт, да и ладно. Так они и жили».

Несмотря на серьёзные намерения в выборе будущей супруги, иногда случалось, что жених отказывался от невесты после того, как ещё до свадьбы воспользо-вался её телом и любовью. Мордва строго судила таких обманщиков, а уважае-мые всеми старики возлагали на злоумышленника большой штраф. Впрочем, по-теря девственности не смущала других претендентов на руку молодой женщины. Мордовские женихи были не особо разборчивы на этот счёт.

«Не беда, если девушка не смогла уберечь себя до брака, так как венец покры-вает все грехи. Любезна та жена, которая нарожает много сыновей и дочерей, а девушка, которая увлеклась и родила ребёнка до брака, только доказала, что не бездетна. Стыда в этом нет, виноват тот, «кто на телеге проехал и сле-ды оставил». При этом считалось, что незаконный приплод — доброе подспорье в хозяйстве, и мордва на этот счет поговаривала: «Чей бы бычок не скакал, а те-лёночек наш!» И так как невинность девушки не была непременным условием вступления в брак, то и её отсутствие не влекло никаких последствий ни для не-весты, ни для её родителей. Но зато непременным условием порядочности моло-дого мужа являлось молчание по поводу чужой «телеги», которая «наехала» на его жену.

В сексуальном плане мордва была более раскре-пощена, чем русские, и не боялась доставить себе «райское наслаждение». Чувственность и гусар-ские похождения «налево» не считались смерт-ным грехом. Даже в браке далеко не всегда соб-людалась супружескую верность. «Грешат и му-жики, которые уходят на промыслы, грешат и бабы, остающиеся на долгое время одни. И ник-то из них особенно не обижается, когда узнаёт об изменах, как говорится, «на то и поле, чтобы его пахали». Обычно жена пожурит завертевше-гося мужа, и всё снова войдёт в обычную колею. А мужик на такой ничтожный факт, как загул бла-говерной, вообще не обращает никакого внима-ния, если она не приносит в дом ребёнка со сто-роны. При этом оба они не подвергались общест-венному презрению, если дело, конечно, не шлоо бесстыдном разврате. Но такие случаи никогда

е выходили за стены дома, так как мордва трепетно относилась к своей личной жизни. О своей сексуальной свободе мордовский народ пел на посиделках:

«Я пошел по мокшанской дороге,
Нашел мокшанскую девушку:
Рубашка её разорвана,
Сиськи наружу.
За сиськи я её поймал,
Под берег я её повел...»

Когда любовное дело заканчивалось свадьбой, родители жениха доставали из своих денежных запасов, отложенных на чёрный день, от 80 до 100 золотых руб-лей и закатывали пир горой. В зависимости от платежеспособности семьи тор-жества длились от недели до месяца, и селение еще долго не успокаивалось пос-ле справленной в нем свадьбы. Зачастую такие мероприятия служили причиной демографического взрыва в населённом пункте.

Главными действующими лицами на свадьбе кроме брачующихся и роди-телей были сваха и дружок жениха, на которых лежала обязанность соб-люсти все необходимые традиции, часть из которых относилась ещё к языческим временам (обряд мордов-ской свадьбы XIX века). Понятно, что без песен свадебное торжествообойтись не может. И тут сваха тоже становилась одним из главных дейст-вующих лиц:

Пролезайте между наших ног, У нас нет Бога, Молитесь на наши п...ды. Сука — сваха, У ней выходит задняя кишка, Её привезла сотня лошадей, Она уе...ла сотню гостей.

Но долгое время у практичной мордвы было при-нято воровать невест. Такое явление в народе на-зывалось «самокруткой». Этот обычай практико-вался охотно, потому что в таком случае можно было обойтись без всякого пира. Зачастую краса-вица с толстыми ногами и не подозревала, что нравится будущему мужу, который без согласия родителей решил сделать её своей женой. Как правило, добрый молодец с товарищами карау-лил возлюбленную поздно вечером, когда та воз-вращалась домой, и, захватив в «плен», увозил её к себе. Злые языки прибавляли, что девушки не особо рьяно защищали свою честь, лишь слегка царапались и кусались, что ещё больше возбуж-дало пыл нежданного супруга.

Но если невозможно устроить даже худой мир, то лучше разойтись от греха по-дальше, иначе жди убийства. При разводе муж обязан был давать жене на пропи-тание. Дети брались по взаимному соглашению, либо этот вопрос безапелляци-онно решали старики. Несовершеннолетних детей, как правило, присуждали то-му из родителей, который мог предоставить гарантии, что у него есть возмож-ность безбедно содержать их. Но отец не обеспечивал детей, отданных матери, и наоборот.

«Женщина в мордовской семье имела больше прав, чем в русской. Она пользо-валась большим влиянием на мужа, и обычно тот всегда советовался с ней по важным вопросам. Русских присловий, типа «курица не птица, баба не человек», мордва не признавала. Напротив в её быту ходили пословицы «Муж говорит, жена думает» или «Не верь мужу, спроси у жены».

Бить хозяйку дома тоже было не принято. Мало того, такие мужья презирались за то, что не смогли ужиться с супругой. «Обходись с соседом рублём, а с женой лаской», — поучали своих сыновей мокша. Даже в случае измены благоверной кулачная расправа допускалась лишь на месте преступления: «Поздно тёлку бить, если дал быку залезть». А когда жена не слушается мужа, виноват он сам, так как не сумел заставить её уважать своё слово и желание. «И собаку прима-нишь, и кошку, а вот бабу труднее всего», — считали эрзя, но, по их мнению, эта трудная задача выполнима, если окружить женщину любовью и лаской.

Брачное сожительство, как считала мордва, заканчивается смертью одного или обоих супругов, и неизвестно, «соединяются ли любившие в этом мире там, на небесах, или же остаются на век разъединенными».

То, что описано выше, относится в основном к мордве XIX–начала XX века. Ра-нее, в дохристианский и раннехристианский период жизни мордовского народа, обычаи были несколько иными. Так, в дохристианский период у мордвина могло быть несколько жён. Свидетельства об обычае полигамии сохранились в мор-довском фольклоре. Так, в одной из песен говорится об очень богатом эрзянине, имевшем «семь взятых жен» и «семеро детей мальчиков». Но нескольку жен имели обычно люди состоятельные, представители господствующего класса — князья, мурзы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Не путай Дело и фигню. | Теории брачного выбора




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.