Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественные расходы и государственные организации






 

Современная рыночная экономика – это экономика, в которой наряду с

частным сектором и частным предпринимательством имеются государствен-

ный сектор и государственное предпринимательство. В XX веке государство

стало полноправным субъектом экономических отношений и выступает как

производитель, продавец, покупатель, инвестор и т.п.

Государственные предприятия отличаются от частных тем, что они не

ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчи-

няют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным

целям. На первый план выдвигается максимизация социально-экономических

выгод и содействие выполнению общенациональных задач.

Государство в рыночной экономике является производителем обще-

ственных товаров и услуг (благ). Особенность общественных благ заключа-

ется в том, что их полезность распространяется больше чем на одного чело-

века (национальная оборона, мосты, защита от наводнений и т.п.). Производ-

ство таких благ, как правило, не выгодно частному сектору, но они необхо-

димы обществу в целом, и государство берет на себя их производство.

 

Обеспечение чистыми общественными благами осуществляется только

в рамках государственного сектора. Примерами чистых общественных благ

являются национальная оборона, поддержка общественного порядка и закон-

ности. При этом правительство сталкивается с той же проблемой, что и част-

ная компания, производящая частные блага, а именно с проблемой финанси-

рования производства общественного блага. Если для покрытия своих расхо-

дов частная фирма назначает цену за благо, то правительство для покрытия

расходов вводит налоги.

Кроме проблемы финансирования встает вопрос об определении опти-

мального объема общественных благ. Для определения объема производства

общественного блага требуются коллективные действия. Они необходимы

для выявления общественных предпочтений и для решения проблемы безби-

летника.

С ростом объема и разнообразия общественных благ, повышением тре-

бований к качеству жизни и усилением тенденции к местному самоуправле-

нию и корпоративности, а также к общественной самостоятельности и ини-

циативе личности, институциональная организация общественной экономики

стала более сложной, границы между общественным и рыночным секторами

экономики стали более гибкими и подвижными, появились различные орга-

низационные формы их взаимодействия.

Так, некоторые виды общественных благ обладают свойствами, черта-

ми частных благ и могут быть платными, а также быть предоставлены част-

ным образом.

Природе таких общественных благ соответствует особая структура ин-

ституционального механизма, дающая возможность отделить функцию по-

требления от функции оплаты и организовать коллективное потребление

независимо от организации производства общественных услуг.

Частное и общественное финансирование нередко сочетаются. Это от-

носится, например, к субсидированию коммунальных услуг, причем как

наличие субсидии, так и ее отсутствие совместимо с оказанием услуги как

 

государственным (муниципальным), так и частным предприятием. В роли

специфической формы участия государства в финансовом обеспечении про-

изводства некоторых благ выступают также налоговые льготы. Подобно суб-

сидиям льготы обычно увязываются с конкретными, социально приоритет-

ными вариантами размещения ресурсов. Если организация выбирает именно

такой вариант, государство, предоставляя льготу, отказывается в пользу этой

организации от средств, которые при иных решениях подлежали бы зачисле-

нию в бюджет.

Наличие разнообразных вариантов предполагает рациональный выбор

наилучших из них. При этом оно свидетельствует, что основания для госу-

дарственного финансирования не совпадают с причинами, по которым орга-

низуется производство в общественном секторе.

Использование различных форм предоставления общественных това-

ров и услуг, вплоть до отказа от производства в сферах, привлекательных для

частного бизнеса, получило широкое распространение в развитых странах в

последние 15-20 лет. Это было связано с задачами повышения эффективно-

сти и результативности хозяйственной деятельности государства на основе

внедрения рыночных стимулов и механизмов в управление общественными

финансами, получивших название новой модели управления.

Центральными направлениями этого реформирования являются сокра-

щение прямого участия государства в производстве общественных товаров и

услуг, передача их в частный сектор и создание конкурентной среды для

производителей государственного сектора. Если материальные ресурсы для

функционирования государственного сектора традиционно приобретались у

негосударственных предприятий, то в последние два десятилетия в развитых

странах все большую часть конечных общественных товаров и услуг госу-

дарство на основе контрактов закупает в частном секторе.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.