Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3.8. Государственное регулирование инновационной деятельности






 

Государственная инновационная политика является частью социально-экономической политики и направлена на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности. Она реализуется с помощью экономических, нормативно-правовых и иных механизмов государственной поддержки. Государственная инновационная политика Российской Федерации формируется с учетом предложений субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований. К числу основных задач государственной инновационной политики относят создание благоприятного климата для развития инновационной деятельности и привлечения частных инвестиций в высокотехнологичный сектор экономики.

Механизм государственного регулирования инновационных процессов в РФ определяется их сложной структурой и включает в себя в качестве объектов следующие: деятельность по созданию, внедрению и реализации инноваций, то есть собственно инновационные процессы; формы организации инновационной деятельности на федеральном уровне и на уровне макрорегионов (институциональная инфраструктура, венчурное предпринимательство, нормативно-правовая база и т. п.); субъекты инновационных процессов; субъекты, обслуживающие инновационную деятельность в РФ; инновационный потенциал национальной экономики.

Методы и средства воздействия государства на инновационное предпринимательство многообразны.

Прямое государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется на основе установления приоритетных на данный период целей и задач, распределения бюджетных средств с учетом приоритетности и ограниченности ресурсов, формирования структуры инновационной деятельности. Прямое государственное регулирование инновационной деятельности связано с централизованным воздействием на сферу инноваций. В странах с развитой рыночной экономикой финансирование инновационной деятельности осуществляется главным образом из негосударственных источников. В условиях формирования рыночной экономики в России сохраняется приоритетность прямых методов государственного регулирования инновационной деятельности. Неразвитость рынка инноваций вынуждает государство оставаться главным спонсором и координатором размещения заказов на выполнение научно-технических разработок и инновационных проектов.

Инструментами прямого государственного регулирования инновационных процессов в РФ являются [6]: распределение бюджетных средств в соответствии с современными направлениями научных исследований, а также расходование средств на реализацию инновационных проектов в рамках действующих и вновь создаваемых научно-исследовательских организаций и производственных комплексов; осуществление государственного контроля за приобретением и поставками зарубежной техники и технологий; предоставление государственных заказов; государственное страхование коммерческого риска в сфере предоставления инвестиций; финансирование разработки нововведений и бесплатное последующее их распространение; закупка за счет бюджетных средств иностранных технологий, патентов и лицензий.

Косвенные методы регулирования инновационной деятельности связаны с созданием благоприятных условий для предпринимательства в инновационной сфере. Они могут быть серьезным стимулом для привлечения частных инвестиций в сферу инноваций. Инструментами косвенного государственного регулирования инновационных процессов в РФ являются следующие [6]: освобождение от налога части прибыли, направляемой на развитие инновационной сферы российской экономики и на поддержку федеральных инновационных программ в рамках приоритетных национальных проектов; освобождение от налога части прибыли, направленной на повышение квалификации персонала и на поддержку государственных высших учебных заведений; освобождение от налога прибыли, полученной за счет передачи патента, изобретения; освобождение от НДС импортируемого в Россию наукоемкого оборудования, не имеющего аналогов в РФ; освобождение от уплаты земельного налога научных, инновационных, инвестиционных организационно-правовых структур, действующих на территории РФ; освобождение от налога на имущество предприятий, владеющих высокотехнологичным и исследовательским оборудованием; освобождение от налога на имущество научно-технических, инновационных и инвестиционных организационно-правовых структур, действующих на территории РФ; введение налоговых «каникул» для научно-технических и инновационных компаний, действующих на территории РФ; освобождение от подоходного налога части дохода физических лиц, направляемого на оплату своего переобучения и повышения квалификации; освобождение от налогов грантов ученым и стипендий исследователям; освобождение от налога на прибыль средств, вносимых юридическими и физическими лицами в бесприбыльные фонды науки и инноваций; освобождение от налогов дивидендов, полученных в результате реализации инновационного проекта; предоставление налогового кредита фирме-партнеру инновационной организационно-правовой структуры; предоставление инвестиционного кредита для разработки инноваций по льготным ставкам; снижение доли обязательных резервов банков, осуществляющих долгосрочные инвестиции в инновационные процессы в РФ; регламентирование зависимости оплаты труда от квалификации, уровня образования и профессионализма.

Созданы специальные органы, занимающиеся организационной деятельностью в сфере инноваций.

Государство финансирует научные исследования, разработки и реализацию инновационных проектов посредством целевых программ поддержки нововведений и формирования специализированных фондов, предоставляющих кредиты или средства на безвозвратной основе. Среди фондов поддержки науки выделяются Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный фонд и Российский фонд технологического развития. В целях государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции создан Федеральный фонд производственных инноваций. Государственные инвестиции для этого фонда выделяются отдельной строкой в Федеральной инвестиционной программе.

В настоящее время основными источниками средств, используемых в сфере инноваций, являются собственные средства предприятий (прежде всего накопленная прибыль и амортизационные отчисления); бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях; средства специальных внебюджетных фондов финансирования научных исследований и разработок; денежные средства инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ и т.п.

Федеральный бюджет остается главным источником финансирования научных исследований и разработок.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.