Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава III. Методические рекомендации по развитию сенсорной сферы 8 страница






 

Развитие зрительного восприятия (6 часов)

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

 

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (6 часов)

Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры. Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

 

Развитие слухового восприятия (6 часов)

Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

Восприятие пространства (7 часов)

Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше — ниже, левее — правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

 

Восприятие времени (7 часов)

Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 ч, 1 мин, 1 c). Времена года, их закономерная смена.

 

4 класс (68 часов)

 

Обследование вновь принятых детей (1 час)

 

Развитие моторики, графомоторных навыков (10 часов)

Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трех- и четырехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложненным заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

 

Тактильно-двигательное восприятие (5 часов)

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т. д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4—5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение. Определение веса различных предметов на глаз. Измерение веса разных предметов на весах.

 

Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа)

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров и т. д.). Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

 

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (12 часов)

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5—6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец и т. д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6—8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5—7 частей).

 

Развитие зрительного восприятия (7 часов)

Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5—6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2—3-предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

 

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (10 часов)

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Измерение веса разных предметов на весах. Измерение объема жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть — закрыть, одеть — раздеть, расстегнуть — застегнуть).

 

Развитие слухового восприятия (6 часов)

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребенка и взрослого.

 

Восприятие пространства (6 часов)

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчета. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек.

 

Восприятие времени (7 часов)

Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарем и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

 

Основные требования к знаниям

и умениям учащихся

 

1 класс

— Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

— Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.

— Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.

— Различать и называть основные цвета.

— Классифицировать геометрические фигуры.

— Составлять предмет из 2—3 частей.

— Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.

— Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.

— Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.

— Различать речевые и неречевые звуки.

— Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.

— Выделять части суток и определять порядок дней недели.

2 класс

— Точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога.

— Выполнять выразительные движения.

— Согласовывать движения руки и глаза, обеих рук.

— Рисовать и обводить по трафарету, штриховать.

— Определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом.

— Различать и называть основные цвета и их оттенки.

— Конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур.

— Узнавать предмет по части.

— Определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их.

— Находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках.

— Делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.

— Различать вкусовые качества.

— Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.

— Различать характер мелодии.

— Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении.

— Соотносить времена года с названиями месяцев.

3 класс

— Целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога.

— Дорисовывать незаконченные изображения.

— Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом.

— Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков.

— Конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур.

— Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов.

— Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом.

— Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств.

— Различать запахи и вкусовые качества, называть их.

— Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке.

— Действовать по звуковому сигналу.

— Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.

— Определять время по часам.

4 класс

— Целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий.

— Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.

— Пользоваться элементами расслабления.

— Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом.

— Смешивать цвета, называть их.

— Конструировать сложные формы из 6—8 элементов.

— Находить нереальные элементы нелепых картинок.

— Определять противоположные качества и свойства предметов.

— Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.

— Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу.

— Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.

— Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.

— Определять возраст людей.

 

Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.