Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Развитие сенсорной сферы детей






Развитие сенсорной сферы детей

 

Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

 

 

Введение. 2

Глава I. Сенсорное развитие детей. 4

Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка

Возрастные особенности сенсомоторного развития детей

Глава II. Сенсорное воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии. 15

Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями

Особенности развития сенсорной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями

Глава III. Методические рекомендации по развитию сенсорной сферы.. 21

Развитие моторики, графомоторных навыков

Тактильно-двигательное восприятие

Кинестетическое и кинетическое развитие

Восприятие формы, величины, цвета

Развитие зрительного восприятия

Восприятие особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений

Развитие слухового восприятия

Восприятие пространственных отношений

Восприятие временных отношений

Глава IV. Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 93

Глава V. Методические рекомендации к проведению коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов. 113

Организация коррекционных занятий

Создание коррекционно-развивающей среды занятий

Приложение 1. Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей

Приложение 2. Тематический план курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1—4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

 

Введение

Общеизвестно, что начальная школа закладывает фундамент успешного обучения детей в целом. Упущения на этой ступени обучения проявляются несформированностью общеучебных умений и навыков, стойкими неуспехами в учебе, негативным отношением к школе, что бывает трудно или почти невозможно скорригировать и компенсировать. А от того, как сложится для ребенка школьная жизнь, зависит в дальнейшем его социализация и интеграция в общество. Все это еще в большей мере касается детей с пониженными способностями к обучению вследствие интеллектуальных отклонений в развитии.

Гуманистическая направленность современного образования выдвигает требования более полной реализации идеи дифференциации и индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние здоровья, степень тяжести нарушения психического здоровья детей, компенсаторные возможности их организма, индивидуально-типологические особенности.

Неоднородность состава учащихся начальных классов ярко проявляется на разных уровнях овладения программным материалом. В каждом классе встречаются дети, которые плохо запоминают и удерживают то, что преподносится им на уроках, усваивают материал медленно и не полностью; их знания недостаточно прочны и четки. Индивидуальные различия могут касаться темпа и качества выполнения заданий, отношения к деятельности, полученного результата. Таким детям требуется дополнительная помощь в виде коррекционных занятий педагога-психолога. Коррекционные занятия, проводимые педагогом-психологом, — это специальная пропедевтическая работа, организуемая с небольшими подгруппами или индивидуально. Нацелены эти занятия на предупреждение и преодоление тех трудностей, которые испытывают младшие школьники в учебе через формирование психологического базиса (основы) высших психических функций.

Данное методическое пособие раскрывает основные подходы к сенсорному развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих пониженные способности к обучению, по следующим направлениям:

— развитие моторики, графомоторных навыков;

— тактильно-двигательное восприятие;

— кинестетическое и кинетическое развитие;

— восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов;

— развитие зрительного восприятия;

— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

— развитие слухового восприятия;

— восприятие пространства и времени.

Каждый раздел, кроме конкретных рекомендаций к работе, содержит описание дидактических игр и упражнений.

В главе IV представлена авторская программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», предусмотренного Базисным учебным планом для учащихся 1—4 классов общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

Рецензенты программы:

В. В. Воронкова — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой ИПК и ПРНО МО;

В. Г. Петрова — доктор психологических наук, профессор МПГУ.

Программа разработана и апробирована в процессе экспериментальной работы на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида № 56 г. Нижнего Новгорода с 2002 по 2005 г.

Программа нацелена на решение следующих задач:

— подготовка детей к восприятию учебного материала на уроках математики, русского языка, развития речи, ручного труда, рисования, физкультуры;

— восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению учащимися содержанием начальной ступени обучения;

— коррекция (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии ребенка.

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.

Курс занятий имеет коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры. Отметим, что данные занятия ни в коей мере не подменяют коррекционную направленность всего процесса обучения в коррекционной школе или классах. Они предназначены исключительно для тех детей, которые испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала вследствие недостаточного развития перцептивной (сенсорной) сферы.

Авторской программой предусматриваются разные формы проведения занятий: индивидуально или в небольших подгруппах (два — четыре ребенка) сменного состава, требования к комплектованию и организации которых также раскрыты в пособии. Отдельно рассмотрен вопрос о создании коррекционно-развивающей среды занятий. Предлагается примерный тематический план курса по годам обучения, список рекомендуемой литературы по проблеме.

Несомненно, представленные в пособии методические и практические разработки окажут помощь не только педагогам-психологам и дефектологам коррекционных учреждений, но и учителям начальных классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных школ для проведения индивидуальной работы с детьми, испытывающими трудности в учебе; будут интересны и полезны студентам дефектологических факультетов педагогических институтов и колледжей; родителям, которые самостоятельно готовят своих детей к школе.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.