Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТРИ ПРОРОКА» В ЛИТЕРАТУРЕ




Пророк – это человек, наделенный сверхъестественным даром – предвидеть и предсказывать события, явления и предостерегать людей от ошибок.
Критерии сравнения А. С. Пушкин М. Ю. Лермонтов Н. А. Некрасов
1. Кто выступает в качестве пророка? Поэт Поэт Идеальный общественный деятель
2. От чьего лица ведётся повествование? От лица пророка От лица пророка От лица лирического героя
3. Миссия пророка “Глаголом жги сердца людей” Разоблачение “злобы и порока” и поучение в любви и истине. Напомнить людям о Боге делом, своей крестной жертвой
4. Лексический строй Использование церковно-славянизмов, архаизмов, что придает стихотворению торжественность. Использование современной лексики. Лишено торжественности. Использование современной лексики. Лишено торжественности
Сюжеты стихотворений разные. Пушкинский– становление пророка. Лермонтовский– это жизнь поэта, ставшего пророком. В основе пушкинского пророка – книга пророка Исайи, Лермонтов обратился к " Книге пророка Иеремии" и к " Плачу Иеремии". Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить. Пушкинский пророк преображается духовно, у Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Пушкинский пророк торжествен. Лермонтовский суров. Гармония мира открылась лирическому герою в стихотворении Пушкина. Он готов к встрече с людьми, готов “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтовский же пророк увидел " Страницы злобы и порока": он не принят людьми, он изгнан. В стихотворении Некрасова миссию пророка выполняет идеальный общественный деятель. Времена переменились – " Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" (" Поэт и гражданин"). Сам факт отражения в стихотворении мыслей Некрасова о Чернышевском бесспорен. Исследователи творчества Некрасова (В.Е. Чешихин-Ветринский) отмечают обобщенность, типичность образа некрасовского пророка, приложенного к любому человеку 70-х г., соединившему в себе революционный демократический идеал с очарованием нравственной чистоты и красоты. В стихотворениях Пушкина и Лермонтова повествование ведется от лица пророка. У Некрасова – от лица лирического героя. Помимо точки зрения самого лирического героя, в " Пророке" Некрасова точно (с помощью прямой речи) передаются точки зрения неизвестного, упрекающего пророка (" Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!) и пророка (" Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других"). Некрасов в своем стихотворении показывает историю пророка не изнутри, а со стороны, предельно (максимально) объективизирует ее. Пророк Лермонтова, самый " своевольный", сам поясняет содержание своих " глаголов" и выносит оценку совершаемому. При этом его миссия двояка, она сводится к исправлению рода людского – разоблачения " злобы и порока" и поучению в любви и истине. В стихотворении Некрасова оценку судьбы пророка выносят люди – " упрекающий" и лирический герой, которому, в буквальном смысле, принадлежит последнее слово. Предназначение пророка на этот раз – " не провозглашать любви и правды чистые ученья" (Лермонтов). Напомнить погруженным в суету и " жизнь для себя" людям о Боге он должен иначе – не словом, а делом, своей крестной жертвой.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.