Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Современная техническая цивилизация.






    Мысли о кризисе новоевропейской цивилизации не раз звучали в работах Шпенглера, Тойнби, Ницше, Вебера. После Второй мировой войны этот кризис не миновал, а приобрел новую форму – лавинообразного роста глобальных проблем. Увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление – признак такого кризиса цивилизации, который уходит корнями в историю европейской культуры. Все страны мира, пытаясь достичь уровня промышленно развитых стран Запада, стремятся идти по их пути. Кризис современного общества является и кризисом современного человека.

    Главной чертой нынешней эпохи является рост значения информации в жизни общества. Появление в 30-х гг. ХХ в. теории информации, а затем и кибернетики резко стимулировало развитие компьютерной техники и технологии, что позволило радикально изменить промышленное производство и образ жизни людей. Для философского анализа главное в данном процессе – то, что изменилось положение и роль человека в мире, его взаимоотношения с природой и техникой. Чаще всего это определяют как проявление информационного общества и информационного человека.

    В 1949 г. вышла в свет книга Ж. Фурастье «Великая надежда ХХ века». По мнению исследователя, интенсивное научное и техническое развитие открывает перед человечеством возможность эволюции в сторону создания научного общества, избавленного от политических, социальных и религиозных антагонизмов. Наука и техника в этом грядущем обществе станут основой жизнедеятельности не только общества, но и человека. Фурастье предложил своего рода «компьютерную утопию», а его взгляды стали истоком для многих более поздних технократических воззрений. Можно сказать, что Фурастье привлек внимание к проблеме человека и его будущего в связи с процессами развития науки и техники.

    В 1970 г. появилась книга Э. Тоффлера «Футурошок», описывающая те изменения, которые должны произойти с человеком в ближайшем будущем. В трудах американского социолога Д. Белла о «постиндустриальном обществе» оно характеризуется новой социальной структурой, базирующейся на знании и квалификации, а не на основании собственности. Обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития общественной жизни станут научные центры. З. Бжезинский в книге «между двумя веками» утверждает, что постиндустриальное общество станет технотронным в результате непосредственного влияния техники и электроники на разные стороны общества, его нравы, социальную структуру, духовные ценности.

    К. Ясперс опровергает представление о «демонизме» техники, считая, что техника – только средство, все зависит от того, что из нее сделает человек, каким проявит себя с ее помощью.

    Современное общество может выбирать лишь один из двух путей: сплочение всех людей ради сохранения жизни на Земле или борьбу за природные ресурсы, использование всех возможностей в попытке обеспечить только для своей страны экологически чистое пространство и энергию. Второй путь предполагает обострение политических и экономических противоречий между государствами. Так, Самюэль Хантингтон считает, что цивилизации как субъекты мировой политики пришли на смену нациям-государствам, поэтому принципиальный конфликт в глобальной политике будет происходить между отдельными цивилизациями, а не государствами. Цивилизациями о6н называет культурные сообщества, отличающиеся друг от друга историей, языком, традицией и религией. Хантингтон выделяет 8 цивилизаций: западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую, африканскую. Отношения цивилизаций принципиально конфликтны, т.к. в основе их различий лежат оригинальные системы ценностей. Столкновение цивилизаций может, по его мнению, происходить на двух уровнях: макроуровень – международный уровень борьбы цивилизаций, микроуровень – внутренняя нестабильность тех государств, на территории которых проходят цивилизационные разломы. Согласно этой теории, могут возникнуть глобальные конфликты между такими цивилизациями, как западное христианство и православие, православные и мусульмане, западной и исламской цивилизацией, мусульманами и индуистами в Индии. Столкновение цивилизаций представляет угрозу внутренней нестабильности, в особенности для таких стран, как Турция, Мексика, Россия.

    К Лоренц в свое время отмечал восемь смертных грехов человечества, среди которых: перенаселенность планеты, опустошение жизненного пространства, безудержный рост производства и потребления, научное доктринерство, ядерное оружие, разрыв традиции и вследствие этого глубокое отчуждение между молодым и старшим поколением.

    Реальности информационного общества, новые угрозы и опасности, которые оно несет человечеству, заставляют обращаться к поиску механизмов стабилизации, обеспечения устойчивого развития. При всех успехах науки, техники, главная надежда связывается со способностями человека познать законы истории и закономерности развития общества.

    Человечество способно выжить развиваться и эволюционировать при исключении насилия как пути решения всех проблем общества и обеспечения права каждого человека и биосферы в целом на существование.

     

    Катаклизмы современного мира свидетельствуют о том, что человечество находится на крутом переломе. Многие отмечают противоречия, связанные с формированием новой глобальной цивилизации.

    Испанский философ Ортега-и-Гассет в книге «Восстание масс» проанализировал кризис современного общества. Сегодня возникает глобальное общество, способное в некоторой степени определять свою собственную судьбу и несущее в себе многообразие культур разных народов. На контуры планетарной цивилизации накладывают отпечаток компъютеризация, экологизация, космизация, генная инженерия. Сегодня происходит движение к многомерному миру, где придется учитывать интересы Запада, стран Азии, Африки, Латинской Америки и России.

    Для современности характерно стремление вернуть единство человека и природы. Сегодня все чаще звучат призывы от традиционного гуманизма, объявляющего человека высшей ценностью, перейти к экогуманизму, предполагающему бережное отношение к природе. Принцип антропоцентризма предлагается заменить принципом биоцентризма, где ценностью является не только человек, но и любое живое существо планеты, сама ее биосфера. Принцип биоцентризма предполагает изменение сознания людей.

    Культура ХХ века – это культура смены парадигмы. Происходит разрушение традиционных форм и связей, формирование новых ценностей. Сегодня и философия на первый план выдвигает не проблемы онтологии и гносеологии, а проблемы антропологии.

    Современная культура стала массовой культурой. Массовость культуры влечет за собой ее примитивизацию. СМИ усредняют культуру, уничтожают ее различия.

    Происходит также вандализация культуры, варваризация и дегуманизация как процесс, обратный цивилизации.

    В современном мире возрастает роль образования. Как приоритетная задача стоит задача гуманитаризации образования.

     

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Как изменились философские воззрения о природе?

    2. Что такое биосфера и ноосфера, кем были введены эти понятия и почему?

    3. Как соотносятся понятия географическая среда и природа?

    4. Какие исследования проводились Римским клубом? Как связаны между собой глобальные проблемы?

    5. Каковы возможные выходы из кризиса?

    6. Каковы основные характеристики современной технической цивилизации?

    7. В чем суть концепции столкновения цивилизаций С. Хантингтона?

    8. Как изменилась философия, круг ее проблем в ХХ -ХХI вв.?

     

     

    Тест для самоконтроля:

     

    1. Чем вызван кризис современной цивилизации:

    а) развитием науки;

    б) отсутствием разумной стратегии развития общества;

    в) дефектами социальной системы;

    г) научно-техническим прогрессом.

    2. Что такое «экологический императив»:

    а) нравственный закон;

    б) изучение глобальных моделей развития общества;

    в) учет экологических требований как факторов, определяющих стратегию развития общества;

    г) золотое правило морали.

    3. Что означает термин «ноосфера»:

    а) объединение человечества в единую мировую систему;

    б) сфера господства разума;

    в) система глобального моделирования окружающей среды;

    г) глобализация общества.

    4. Что означает термин «коэволюция»:

    а) взаимодействие индивида и общества;

    б) совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы;

    в) современная теория эволюции;

    г) синоним эволюционного подхода.

    5. К глобальным проблемам относятся:

    а) вырубка тропических лесов;

    б) демографическая проблема;

    в) экономическое неравенство;

    г) истощение минеральных ресурсов.

    6. Массовая культура – это:

    а) культура, произведения которой являются в первую очередь товаром;

    б) культура, которая тиражируется с помощью СМИ;

    в) культура вне национальных и социальных различий;

    г) все вышеперечисленное.

    7. Назовите, кто из перечисленных философов является автором теории массового общества и массовой культуры:

    а) Х. Ортега-и-Гассет;

    б) А. Тоффлер;

    в) А. Печчеи;

    г) Ж. Фурастье.

    8. Кому из философов принадлежит термин «футурошок»:

    а) С. Хантингтон;

    б) А. Тоффлер;

    в) А. Тойнби

    г) Ж. Фурастье.

    9. Что такое гуманитаризация образования:

    а) увлечение объема гуманитарных знаний;

    б) поворот к общечеловеческим ценностям в образовании;

    в) отказ от идеологизации образования;

    г) расширение количества гуманитарных дисциплин.

    10. В чем проявляется процесс гуманизации образования:

    а) в увлечении объема гуманитарных знаний;

    б) в повороте к общечеловеческим ценностям в образовании;

    в) в отказе от идеологизации образования;

    г) в расширении количества гуманитарных дисциплин

     

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.