Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Картины мира.






    Одна из первых картин мира – религиозно-мифологическая. Мир, согласно этому типу мышления, сотворен богами. Боги создают человека из глины, земли, пыли (Вавилон), из дерева (кельтская и скандинавская мифология), из различных частей своего тела. В мифологической картине мира не существует причинно-следственных связей, они заменены образцом. Любое явление природы и общественной жизни объясняет образец, случай, миф. Мифологическое мышление предлагает многовариантность объяснения одного и того же явления. Мир природы и общества в мифологической картине мира персонифицируется, на него переносятся человеческие качества. Сами же боги выступают как символы явлений природы, общественной жизни и человеческих качеств (так, например, Зевс у греков – бог грома, Афина – богиня политической мудрости, Афродита – богиня любви и красоты). Мир в мифах представляется единым и неотделимым от человека.

    В мифологии предстает универсальная картина, построенная на совершенно иных основаниях, чем при абстрактно-понятийном мышлении, характерном для современного мышления.

    Мифология была исходной для возникновения религии. Многие мифы вошли в состав религиозных систем. Мифологию и религию объединяет представление о существовании воображаемой реальности. Религиозная модель мира по своему типу сходна с мифологической, хотя и имеет ряд особенностей. Содержание мифа представлялось абсолютно реальным, в то время как религия удваивает мир, утверждает веру в существование сверхъестественного. Для мифологии характерно было слабое развитие понятийно-абстрактного мышления и доминирование образного восприятия мира, в религиях же возникает развитая теология, и создаются церковные организации. Мифологическо-религиозное мышление выполняет функцию объяснения и оправдывания существующего в мире общественного порядка, смысла существования человека. Миф также утверждал принятую в обществе систему ценностей, поддерживал определенные образцы поведения, что позволяет говорить о социализирующей функции религиозно-мифологического мышления. Есть также психотерапевтическая функция, которую выполняет мифология и религия.

    Философская картина мира отличается от религиозно-мифологической тем, что представляет мир в системе понятий, что свойственно абстрактному, понятийно-логическому мышлении. Главное отличие философской картины мира – это попытка рационального объяснения.

    Рационалистическое преодоление мифологического сознания привело к тому, что проблемы стали ставиться в рациональной форме с обоснованием доказательством утверждений.

    Единой философской картины мира не существует. В истории философии предлагались и до сих пор предлагаются различные «модели мира». Монизм и дуализм, материализм и идеализм, метафизика и диалектика, гностицизм и агностицизм предлагают совершенно разные подходы к пониманию реального мира. Философия, хотя и строится на принципах доказательности и обоснования, преодолевая тем самым миф, сохраняет с ним изначальное родство. В философию переходит установка на целостное понимание мира. Она, как и миф, принимает некоторые истины на веру, что придает философским принципам черты категоричности, свойственные мифологии. В философии сохраняется та же установка на сознательное конструирование особых реальностей, которые не всегда могут верифицироваться (проверяться действительностью).

    Научная картина мира самая поздняя по времени своего появления. Наука – такая сфера деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Связь между наукой и философией весьма сложна. Философию объединяет с наукой стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности выводов.

    Важной особенностью научного познания является его систематизированность. Научные знания существуют не в разрозненном, а в обобщенном, систематизированном виде, в виде теорий. Вторая особенность научного познания – его самоконтроль, выражающийся в наличии методологии – обосновании применяемых методов познания. Третья особенность – стремление к формализации. Оно выражается в первую очередь в строгости языка науки. Научные знания фиксируются в виде точных понятий; суждения и умозаключения науки формулируются в виде принципов и законов.

    Стремление к точности языка науки приводит к ее математизации – замене словесных понятий математическими символами и формулами. Кроме того, процесс научного познания осуществляется в определенных организационных условиях, с соблюдением установленных форм и принципов. Наука существует и как социальный институт.

    Научное познание осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. На эмпирическом уровне научного познания происходят сбор опытных данных, фиксация фактов, их первичная систематизация, создание понятий. Фактом называют объективно существующее событие или явление. Научный факт – это описание факта на языке науки. Научные факты – это знания о единичном событии или явлении. Собирая единичные факты, исследователи проводят их первичную систематизацию (фиксируют в перечнях, таблицах, графиках и т.п.) и подводят под понятие, т.е. группируют частные факты вокруг одного правила, формулируемого в виде понятия. Научное понятие – это утверждение о существенных признаках объектов.

    На теоретическом уровне научного познания понятия систематизируются, формулируются принципы и законы, выдвигаются гипотезы и создаются научные теории. Научные утверждения, из которых строятся теории, бывают двух видов: основные (исходные) и выводные. Основные утверждения, на которых базируется теория, называются научными принципами. Вводные утверждения, которые доказываются данной теорией, называются научными законами.

    Научный принцип – это основополагающее начало, исходный пункт теории или концепции. Научные законы - это отражение в науке существенных, необходимых связей мира при помощи научных понятий. Научный закон – формулировка объективно существующих необходимых связей мира при помощи научных понятий. Высшей формой существования научного знания является теория. С помощью теорий происходят наиболее обобщение фактов и выявление основных закономерностей существования. Теория – это система обобщенного знания о существенных закономерностях какой-либо отдельной части действительности. Теория направлена на развитие дальнейшей преобразовательной деятельности человека – практики.

    Научный прогресс делится на две фазы: длительный период продвижения в пределах имеющейся парадигмы и короткий период революционных перемен и смены парадигмы. Самым ярким примером из истории физики является смена теории Ньютона на теорию Эйнштейна.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Перечислите основные характеристики сознания.

    2. Что такое материальное? Что такое идеальное?

    3. Что такое гносеология и какие вопросы обсуждаются в этой части философии?

    4. В чем суть спора между гностицизмом и агностицизмом?

    5. Что такое диалектика? Что такое метафизика?

    6. Почему противоречие является философской проблемой?

    7. Какое место в истории философии занимало учение о категориях?

    8. Каковы особенности религиозно-мифологической картины мира?

    9. Почему в рамках философской картины мира существуют различные модели мира?

    10. Охарактеризуйте научную картину мира.

     

    Тест для самоконтроля:

     

    1. Что такое диалектика:

    а) искусство ведения спора;

    б) представление о вечном становлении мира;

    в) универсальная теория и метод познания мира;

    г) учение о противоречиях.

    2. Что такое метафизика:

    а) другое название философии;

    б) отрицание развития;

    в) признание развития за счет внешнего толчка;

    г) теоретическая физика.

    3. Какой ответ, на ваш взгляд, является правильным:

    а) противоречия – это противоречия в мышлении человека, т.е. логические противоречия;

    б) противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению;

    в) противоречие – это взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений;

    г) противоречие – это мистическое совмещение противоположностей, постигаемое только интуицией.

    4. Что означает термин «агностицизм»:

    а) представление о непознаваемости мира;

    б) представление о несовершенстве знаний и их изменчивости;

    в) представление о том, что познание полно и адекватно отражает действительность;

    г) представление, что познание носит чисто символический характер, а истинные знания раскрываются в вере.

    5. Отметьте, в каких формах осуществляется логическое познание:

    а) представление;

    б) понятие;

    в) восприятие;

    г) умозаключение.

    6. Какое познание основано на ощущении:

    а) чувственное познание;

    б) логическое познание;

    в) интуитивное познание;

    г) образное познание.

    7. Необходимое, неотъемлемое, существенное свойство объекта – это:

    а) субстанция;

    б) атрибут;

    в) закон;

    г) мера.

    8. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:

    а) абстрактным;

    б) теоретическим;

    в) обыденным;

    г) научным.

    9. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

     

    а) абстрактна;

    б) объективна;

    в) субъективна;

    г) абсолютна.

     

    10. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:

    а) античности;

    б) средних веков;

    в) Возрождения;

    г) Нового времени.

     

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.