Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Методические рекомендации по использованию статических и динамических средств наглядности (икт-технологий) в учебном процессе
Диафильмы, слайды, кодограммы представляют собой дидактические материалы к различным техническим средствам визуальной информации. Современные технические средства, используемые в учебном процессе, - это комплекс светотехнической, звуковой и аудиовизуальной аппаратуры. Они позволяют наиболее полно реализовать принцип наглядности в обучении. Помогают управлять познавательной деятельностью слушателей путем изменения темпа, ритма и доз подачи учебной информации. Включают зрительный анализатор в процессе изложения учебного материала. По характеру действий их можно разделить на средства статической и динамической проекции. Средства статистической проекции (эпидиоскопы, диапроекторы, кодоскопы, графопроекторы) применяются как инструмент для решения большого круга учебно-методических задач. Они обладают определенными дидактическими возможностями, что позволяет: - зафиксировать кадр для обозрения слушателям; - дать изображение кадра на экране крупным планом; - обеспечить высокое качество, яркость и цветность изображения на экране; - регулировать темп демонстрации кадров диафильма; - обеспечить демонстрацию нарастающего потока информации; - включать зрительную память в систему усвоения знаний, формирования навыков и умений; - на кадре диафильма нести большую учебную информацию, чем кадр фильма, так как он освобожден от второстепенных сведений и дополнен текстом; -применять графопроекторы на занятиях без затемнения аудитории; - развивать интерес слушателей к содержанию через красочное изображение и четкую систему построения материала на слайдах. Следует отметить, что диафильмы, диапозитивы, слайды, кодопозитивы просты в изготовлении, что доступно практически каждому преподавателю. Они компактнее других наглядных пособий и удобнее в хранении. Слайды и кодопозитивы удобнее диафильмов, так как их можно быстро подобрать для конкретного занятия, легче обновлять и совершенствовать. Можно изготавливать слайды типа «динамический плакат», в которых последовательно изображаются стадии развития какого-либо процесса. Кроме того слайды позволяют управлять демонстрацией изображения с учетом дидактической целесообразности. Преподаватель может закрыть часть материала черной бумагой, куском картона, фанеры, а затем постепенно открывать, демонстрируя отдельные элементы цельного слайда. Объем информации и способ ее подачи на слайде должны обеспечивать правильность и быстроту ее восприятия. Из опыта установлено, что оптимальный объем цельновоспринимаемого текста может составлять от 15 до 40 слов размещенных в 10-12 строчках: При этом в академической лекции, раскрывающей теоретические положения, может демонстрироваться от 5 до 15 слайдов. Время демонстрации слайдов на одной лекции рекомендуется не превышать 30% от ее общей продолжительности. Следует помнить, что каждый слайд, кадр или их совокупность, используемые на занятии, оправданы, когда они способствуют достижению учебных целей, в не являются простой данью современным Средства динамической проекции по своим педагогическим характеристикам схожи с автоматизированными телевизионными установками. Главное их достоинство заключается в присущей им динамичности представления явлений и процессов. Причем динамика может быть представлена в любом объеме. Средствами кино и телевидения можно представить как отдельное явление, процесс, так и объект в целом и по частям увеличенном размере статично и в динамике. Продуманность сценария и текста обеспечивает четкость, ясность, лаконичность, убедительность демонстраций, возможность передать большой объем информации в сжатые сроки. Кино и телевидение позволяют интенсифицировать учебный процесс и обеспечить как раскрытие теоретических вопросов, так и решение практических задач. Основная трудность использования кино и телевидения заключается в частом отсутствии содержательных, строго отвечающих темам и учебным дисциплинам фильмов. Поэтому необходимо снимать учебные видеофильмы по собственным сценариям.
При создании учебных видеофильмов рекомендуется: - избегать увлечения только внешней эффективностью, повышать их учебную ценность, поучительность; - располагать материал логично, полно, всесторонне и последова-тельно освещая тему; - не допускать чрезмерного количества разнородных мыслей, давать время усваивать и запоминать их. Обобщая опыт использования технических средств можно сформулировать ряд методических требований и правил: - использование технических средств должно быть обоснованно и не превращаться в самоцель. Применение их признается целесообразным в тех случаях, когда не может быть достигнута педагогическая эффективность при помощи более доступных средств; - применение технических средств должно быть системным, а не эпизодическим, так как бесплановое использование их приводит к тому, что насыщаются ими занятия, не нуждающиеся в этом; - наглядные изображения обязаны соответствовать логике устного изложения учебного материала, а также соответствовать синхронность рассказа и показа. Разнобой между тем, что аудитория видит, и тем, что она слышит, недопустим; - важно, чтобы не логика устного выступления подстраивалась под имеющиеся кадры, а, наоборот, кадры подбирались к содержанию выступления и вписывались в логику занятия. - ответ на вопрос о том, когда лучше показывать видеофильм (в начале, в конце или середине занятия) становится беспредметным, если руководствоваться методическим требованиям непосредственного сочетания слова и изображения. В заключение следует отметить, что в целом методическая работа преподавателя при подготовке к занятиям с технических средств включает в себя следующее: - ознакомление с информационным фондом и предварительный подбор предположительно необходимых дидактических материалов; - просмотр (прослушивание) подобранных материалов и окончательное определение тех, которые подходят к данному занятию; - изучение отобранных дидактических материал и продумывание методики использования каждого из них по ходу занятия; - разработку общего методического сценария занятия с использованием технических средств обучения.
|