Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Источники права социального обеспечения






 

1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Категория «источники права» в правовой науке толкуется по-разному. Об источниках права говорят прежде всего в смысле объективных факторов, «порождающих» право как социальное явление. Такими факторами выступают материальные условия жизни общества, политические, экономические и социальные потребности социальных групп населения.

В данном случае идет речь об источнике права в широком смысле — как о реальной силе, создающей правовые предписания и обеспечивающей их исполнение. А это означает, что источник права выступает в материальном смысле слова.

В узком смысле понятие «источник права» связывают с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативных юридических документов. Здесь имеют дело с понятием источников права в формальном юридическом смысле слова.

Другими словами, источники права понимаются как внешняя форма выражения правовых предписаний. Нормативные акты издаются компетентными государственными органами в рамках установленных для них объемах правомочий в области правового регулирования общественных отношений. Именно таким образом оформляется воля законодателя. Изданные акты становятся обязательными для исполнения.

В отечественном праве единственным способом внешнего выражения правовых предписаний, придания им обязательного характера являются нормативные правовые акты соответствующих властных органов. Они характерны и для источников права социального обеспечения.

 

Следовательно, источники права социального обеспечения – это различные нормативные правовые акты, которые устанавливают, изменяют или прекращают нормы, регулирующие общественные отношения по социальному обеспечению граждан.

 

В источниках права социального обеспечения непосредственно отражаются материальные условия жизни общества. С изменением условий меняются и источники права социального обеспечения. Это, в свою очередь, ведет к обновлению законодательства, которое должно отвечать потребностям формирующейся в стране рыночной экономики с учетом принципов социального государства, провозглашенного Конституцией РФ 1993 г. Поэтому в настоящее время законодательство о социальном обеспечении постоянно обновляется.

В России существует три вида источников права — правовой обычай, нормативный договор, нормативный акт. Каждый из этих видов источников отличается по своему значению и имеет разную сферу применения. Источниками права социального обеспечения являются два последних вида.

Особое место среди источников права социального обеспечения занимают акты, в которых содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России.

Международный договор — определенно выраженное соглашение между двумя или несколькими государствами относительно установления, изменения или прекращения их прав и обязанностей в области социального обеспечения. Такие источники права входят в общий массив законодательства России и имеют приоритет над всеми российскими нормативными правовыми актами.

Наиболее характерными источниками права социального обеспечения являются нормативные правовые акты, которые различаются по субъектам их издания: акты органов государства; санкционированные государством акты общественных организаций, например профсоюзов, акты органов самоуправления, например местного самоуправления (в селе).

Классификация отраслевых нормативных правовых актов осуществляется по различным критериям:

а) по юридической силе;

б) по органам, принявшим нормативный правовой акт;

в) по сфере их действия;

г) по кругу лиц, на который распространяется действие актов, и т.д.

В правоприменительной практике наибольшее значение придается нормативным правовым актам по такому критерию их классификации, как юридическая сила.

Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения органа, издавшего акт, от его полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему законодательству.

Классификация источников права по их юридической силе также определяется положением органа, издавшего правовой акт. Чем выше положение органа, тем выше сила акта,

Системе законодательства свойственно деление на законы и подзаконные нормативные акты.

По юридической силе выделяются нормативные правовые акты федерального уровня (значения). По значимости на первом месте стоят международные договоры, ратифицированные либо заключенные Россией. (Отдельные договоры ратифицированы еще СССР.) Согласно ст. 15 Конституции РФ они входят в правовую систему России и имеют приоритет перед внутренними законами. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены в российском законодательстве, то применяются правила международного договора.

Вторым высшим законодательным актом признается Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, чем все другие акты в стране. Поэтому все иные акты, издаваемые компетентными органами, должны соответствовать Основному закону страны, так как он возвышается над всеми иными законами и является юриди ческим фундаментом, определя-ющим содержание других законов России.

Следует отметить, что социальное обеспечение является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ. На практике зачастую возникает вопрос: в какой же части правовое регулирование отношений по социальному обеспечению относить к ведению федерального центра, а в какой — к субъекту РФ? Было бы предпочтительно в законодательном порядке более четко установить: какие вопросы социального обеспечения являются исключительной компетенцией федеральных органов РФ а какие — находятся в совместной компетенции РФ и субъекта РФ и какие — относятся к исключительной компетенции субъекта РФ.

Во исполнение конституционных положений принимаются соответствующие законы. Под законом понимается принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой (после Конституции РФ) нормативный правовой акт, выражающий государственную волю в области социального обеспечения граждан.

По значимости содержащихся норм законы РФ подразделяются на федеральные конституционные и обыкновенные.

Федеральные конституционные законы — это акты, принимаемые Федеральным Собранием РФ по указанным в Конституции РФ наиболее важным вопросам в порядке особой (жестко усложненной) процедуры.

 

В Конституции нет четкого критерия для различения федерального конституционного закона и обычного федерального закона, кроме указания на принятие конституционного закона (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ). Как вытекает из текста Конституции, конституционные законы принимаются по важнейшим вопросам, в том числе затрагивающим права и свободы граждан. (Конкретного перечня прав и свобод граждан, которые должны приниматься данными законами, нет.) Можно лишь предположить, что федеральные конституционные законы могут приниматься только в части ограниче­ния прав граждан на социальное обеспечение в условиях режима чрезвычайного положения в стране (ч.1 ст. 56 Конституции).

Обыкновенные законы делятся на кодифицированные и текущие. К кодифицированным относятся Основы (Основные начала) законодательства РФ и кодексы.

Основы законодательства — это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования какой-либо определенной отрасли права или нескольких сфер общественной жизни.

 

Кодекс — это закон кодифицированного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, подробно регулирующие какую-либо определенную (конкретную) область общественных отношений. Как правило, кодекс относится к одной отрасли права, например Трудовой кодекс РФ.

 

Текущие законы делятся на два вида: федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон — это нормативный правовой акт, принятый либо Федеральным Собранием РФ (принимаемый Государственной Думой и одобряемый Советом Федерации), либо принятый только Государственной Думой РФ (если она преодолевает вето Совета Федерации) и подписанный Президентом РФ. Федеральные законы принимаются по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, к которым относятся и вопросы социального обеспечения.

Закон субъекта РФ — это нормативный правовой акт, который принимается законодательным органом субъекта Федерации по вопросам регулирования, отнесенным Конституцией РФ к сфере совместного ведения Федерации и ее субъекта. Такие законы занимают подчиненное положение по отношению к федеральному закону.

 

Меньшей юридической силой, чем законы, обладают подзаконные акты.

Подзаконными актами считаются нормативные правовые акты, принимаемые во исполнение или развитие законов о социальном обеспечении органами государственной исполнительной власти в пределах своей компетенции. (Это связано с тем, что органы исполнительной власти могут осуществлять вторичное регулирование социально-обеспечительных отношений только на основании и во исполнение законов.)

 

К подзаконным нормативным правовым актам относятся: указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, соответствующие акты федеральных органов исполнительной власти (например: Минтруда РФ, ПФР, ФСС РФ).

В указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ часто содержатся первичные правовые нормы, поэтому они представляют особую значимость.

Правительство РФ должно издавать постановления и распоряжения только во исполнение положений Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории страны.

Министерства и ведомства РФ издают нормативные правовые акты — постановления, инструкции, правила, разъяснения и др. Причем они должны издавать свои акты на основании положений о них, утвержденных Правительством РФ, либо по отдельным поручениям, содержащимся в законах, указах, постановлениях.

Классификацию источников права социального обеспечения в зависимости от органов, принявших правовые акты, можно подразделить на два вида:

а) акты, принимаемые органами государственной власти либо органами местного самоуправления;

б) акты, принимаемые субъектами социально-партнерских соглашений.

Субъектами таких соглашений выступают представители: работников (в лице профсоюзных организаций); работодателей (в лице объединений работодателей); в отдельных случаях соответствующих компетентных органов государственного управления. Между названными субъектами социально-партнерских соглашений заключаются договорные акты на двусторонней или трехсторонней основе (в зависимости от числа участников соглашения). Особенность этих соглашений в том, что они заключаются не органами государственной власти и управления, а субъектами социально-трудовых отношений.

Социально-партнерские соглашения заключаются на различных уровнях — федеральном, региональном, территориальном.

На федеральном уровне заключается Генеральное соглашение между представителями общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов государственной власти. Подобный состав субъектов социально-партнерских отношений, но регионального или территориального уровней, подписывает региональное или территориальное соглашение.

В социально-партнерских соглашениях могут рассматриваться вопросы социальной защиты (и социального обеспечения), как правило, застрахованных граждан и членов их семей.

Особым видом социально-партнерских отношений являются коллективные договоры. Они представляют собой локальные нормативные правовые акты, принимаемые на уровне организаций и содержащие регламентацию различных вопросов социальной защиты их работников.

По сфере действия источники права социального обеспечения делятся на:

а) федеральные;

б) акты субъектов РФ;

в) отраслевые;

г) муниципальные;

д) локальные акты.

Последние принимаются непосредственно в организациях. В них конкретизируются положения актов вышестоящего уровня, решаются вопросы предоставления дополнительного обеспечения и льгот работникам организации.

Классификация источников права социального обеспечения по кругу лиц показывает, на кого распространяется действие соответствующих нормативных актов. Выделяются акты, регулирующие отношения по социальному обеспечению: пожилых граждан; инвалидов; семей с детьми; военнослужащих; судей; прокурорско-следственных работников; граждан, занимающих государственные должности и должности государственных служащих на федеральном и региональном уровнях, и др. Иными словами, в отраслевых нормативных правовых актах дается указание на лиц, кому они адресованы.

Классификация источников права социального обеспечения может быть осуществлена и по видам регулируемых общественных отношений. Это связано с тем, что право социального обеспечения хотя и регулирует однородные по своему характеру отношения, но к то же время эти отношения различаются по их предмету. В одном случае предметом является материальное благо в форме денежных ныплат — в виде пенсий, пособий, компенсаций, а в других — материальное благо в натуральной форме — в виде социальной услуги либо льготы.

Поэтому в системе источников можно выделить три относительно обособленные группы нормативных правовых актов:

а) акты, регулирующие пенсионное обеспечение;

б) акты о социальных пособиях и компенсационных выплатах;

в) акты о социальном обслуживании пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных и иных категорий граждан в случаях, установленных законодательством.

В литературе предлагаются и другие критерии классификации данной системы источников права.

Итак, в основе предлагаемой классификации источников права заложены объективные факторы. К ним можно отнести основные: федеративное устройство государства и организацию государственной власти в стране; особенность регулирования отношений по социальному обеспечению, проявляющуюся в совместном его ведении Российской Федерации и ее субъектов; существование организационно-правовых форм социального обеспечения; специфические условия становления рыночной экономики в России и др.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Система источников права социального обеспечения достаточно обширна. Согласно ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры: «Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, то применяются правила международного договора».

Существуют несколько групп международных актов, касающихся социального обеспечения, принимаемых Организацией Объединенных Наций (ООН), Международной Организацией Труда (МОТ), Советом Европы (СЕ), Содружеством Независимых Государств (СНГ). Эти акты носят различные наименования — это пакты, конвенции, рекомендации, соглашения, договоры. Такие международные акты содержат не только общие идеи о праве каждого человека на определенные виды социального обеспечения, но и конкретные нормы об обеспечении.

К первой группе актов относятся, например, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Во вторую группу входят, например, Конвенция о правах ребенка, Конвенция МОТ о возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве, Рекомендация МОТ о безработице и др. (См.: Международная организация труда: Конвенции и рекомендации: в 2 т. — Женева, 1991.)

Соглашения, заключаемые государствами-участниками СНГ, содержат условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое, например: Соглашение СНГ от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств- членов СНГ в области пенсионного обеспечения». Кроме него существуют также и двусторонние акты — соглашения и договоры, заключаемые между двумя или более сторонами в рамках международных организаций.

Таким образом, нормы международных актов по своей юридической силе могут признаваться выше российских законов.

Основным законом России является Конституция РФ. Она является основой всего текущего законодательства в стране, включил сферу социального обеспечения. В ней, в частности, говорится, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государствен­ная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Конституция РФ закрепляет также право граждан: на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; на защиту мате­ринства и детства и т. п. (См. ст. 38, 39, 41, 46, 53 Конституции РФ)

Общего отраслевого кодифицированного акта, регулирующего все отношения по социальному обеспечению граждан, до настоящего времени нет. Есть несколько отраслевых кодифицированных законов, регулирующих часть правоотношений по социальному обеспечению. Так, имеется кодифицированный Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Нормы этого закона закрепляют понятие охраны здоровья, основные принципы, права граждан в этой сфере их жизни. В нем содержится несколько норм, конкретно определяющих условия предоставления гражданам отдельных видов социального обеспечения, например бесплатной медицинской помощи. Иными словами, этот закон, скорее всего, носит характер межотраслевого правового акта.

Кодифицированным законом можно считать Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». С его принятием законодательно оформилось обязательное социальное страхование как организационно-правовая форма социального обеспечения. В нем закреплены основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных страховых рисков, страховые случаи, виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования. Как мы видим, этот закон является кодифицированным только в части социального обеспечения граждан в порядке обязательного социального страхования.

С оговорками кодифицированным можно признать Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Он закрепил только часть пособий, предназначенных гражданам, имеющим детей. К таковым относятся: пособие по беременности и родам женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на момент предоставления отпуска по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; единовременное пособие в связи с рождением ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком (до достижения им полутора лет), назначаемое в порядке социального страхования; ежемесячное пособие на ребенка (назначаемое семьям с уровнем среднедушевого дохо­да ниже прожиточного минимума и устанавливаемое нормативными правовыми актами субъекта РФ; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью и др.

В источниках права социального обеспечения существуют особенности. Во-первых, его нормы непосредственно содержатся в актах, полностью посвященных регулированию только отношений по социальному обеспечению граждан, например в Законе о трудовых пенсиях.

Во-вторых, имеются комплексные акты, содержащие нормы ряда отраслей права, в том числе и права социального обеспечения, например Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В-третьих, бывает так, что нормы одной отрасли права регулируют и отношения по социальному обеспечению. Так, Трудовой кодекс РФ содержит специальные нормы, касающиеся выплат в порядке обязательного социального страхования. (См. ст. 183, 184 Трудового кодекса РФ)

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения — трудового стажа, трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению пособий, социальных услуг, государственной социальной помощи и др.

Ряд текущих законов регулирует отношения по пенсионному обеспечению различных категорий граждан. Важными из них являются федеральные законы «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Данными законами установлены две пенсионные системы. Одна — общая — для всех работающих по найму или в порядке самозанятости, а другая — привилегированная — для отдельных категорий работающих лиц, например для государственных служащих.

Другим не менее важным законом, регулирующим пенсионное обеспечение достаточно широкого круга лиц, является Закон РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Его нормы устанавливают пенсионное обеспечение: кадрового состава Вооруженных Сил РФ и военнослужащих, проходящих службу по контракту; служащих органов внутренних дел, налоговой полиции, та­моженной службы; прокурорско-следственных работников.

Согласно нормам соответствующих правовых актов — Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и других законов — устанавливаются социальные пособия гражданам.

Социальное обслуживание граждан регулируется другими федеральными законами: «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О ветеранах».

Многочисленность и разнообразие законодательных актов, регулирующих отношения по социальному обеспечению, затрудняют их применение и свидетельствуют о необходимости кодификации социального обеспечения.

Одной из актуальных проблем совершенствования системы источников этой отрасли является проблема поэтапной промежуточной кодификации законодательства, регулирующего видовые социально-обеспечигельные общественные отношения (пенсионные; по обеспечению граждан социальными пособиями и компенсационными выплатами; по социальному обслуживанию и др.).

Учитывая федеративное устройство нашего государства и тот факт, что социальное обеспечение является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, отраслевая кодификация могла бы осуществляться следующим образом. На основе федеральных кодифицированных законов о конкретных видах социального обеспечения разрабатывается и принимается модельный (рекомендательный) правовой акт (закон, кодекс, устав, положение и пр.). Полагаем, что модельный акт не должен содержать какого-либо жесткого эталона, которому бы подчинялись законодательные органы субъектов Российской Федерации. В таких актах целесообразно было бы предусматривать рекомендательные нормы процедурного, материального и процессуального характера, непосредственно относящиеся к тому или иному виду социального обеспечения. Наличие таких актов позволило бы: преодолеть разнобой в регламентации однотипных правовых ситуаций; унифицировать внутриотраслевые нормы, регулирующие видовые социально-обеспечительные отношения; сократить число подзаконных актов; облегчить правоприменение и т. п. Это создало бы предпосылки для принятия в будущем единого кодифицированного нормативного правового источника. Таким источником могли бы стать Основы законодательства о социальном обеспечении как специфическая форма основополагающего кодифицированного закона. Будучи особым, основополагающим актом, Основы должны обладать большей вариантностью правового регулирования социально-обеспечительных отношений. Это обусловлено, главным образом, особенностями самого социального обеспечения.

Значительное место в системе источников права социального обеспечения занимают иные — подзаконные нормативные правовые акты. Их можно расположить в определенном иерархическом порядке: указы и распоряжения Президента РФ, Постановления и распоряжения Правительства РФ, акты федеральных министерств и ведомств.

Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Зачастую указы Президента РФ восполняют пробелы в законодательстве или решают оперативные вопросы, например Указ Президента РФ от 8 августа 1998 г. «О первоочередных мерах по обеспечении» выплаты ежемесячного пособия на ребенка». (Такие указы Президента РФ называются восполнительными нормативными актами.)

К подзаконным актам относятся Постановления Правительства РФ. В них устанавливается порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). На практике случается так, что названными актами устанавливаются дополнительные меры социальной защиты для отдельных категорий лиц. К таким актам можно отнести, например, Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. «О приемной семье».

Постановлениями Правительства РФ устанавливается, как правило, правовая реализация прав граждан в сфере социального обеспечения, закрепленных в законах. Так, порядок назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, предусмотренный Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», регламентируется соответствующим положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. № 1100 и др.

Чаще всего в законах даются предписания или поручения Правительству РФ о принятии подзаконных актов, которые уточняют или разъясняют отдельные положения тех или иных законодательных актов. Это касается не только всех имеющихся видов социального обеспечения, но и новых, устанавливаемых законами видов обеспечения. Например, постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Другими подзаконными актами являются акты министерств и ведомств. По своему характеру эти акты носят вспомогательный характер, так как они не только воспроизводят уже принятые нормы, но и разъясняют их смысл. По форме эти акты различны: постановления, приказы, разъяснения, указания, письма.

Среди нормотворческих органов по вопросам социального обеспечения особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как на него возложено осуществление руководства по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты граждан.

Некоторые нормативные акты, касающиеся социального обеспечения, могут приниматься другими министерствами и ведомствами. Например, «Перечень оперативных должностей Государственной противопожарной службы» в свое время был утвержден МВД РФ; приказом Министерства образования РФ утверждено положение «О порядке назначения и выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой и попечительством» и т.д.

В практике встречаются также совместные правовые акты, принимаемые несколькими министерствами или ведомствами. Например, «Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность» была утверждена Минздравом РФ и ФСС РФ.

В последние годы определенное развитие получают такие источники права социального обеспечения, как локальные нормативные акты. Главное их предназначение заключается в повышении уровня социальной защиты граждан в пределах определенных административно-территориальных образований — регионов, местных и муниципальных образований, а также на уровне хозяйствующих субъектов — организаций. Такими актами устанавливаются дополнительные, помимо предусмотренных федеральным законодательством, повышенные меры материальной или социальной поддержки различных категорий нуждающихся граждан.

Субъекты РФ, а также органы местных администраций городов и районов, поселков и сел издают соответствующие нормативные акты в форме законов, указов, постановлений, касающиеся различных видов социального обеспечения, предоставляемых дополнительно гражданам за счет средств собственных финансовых источников.

В регулировании общественных отношений по социальному обслуживанию особое значение имеет перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утверждаемый нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ. В нем закреплены виды услуг, предоставляемых пожилым и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания, пожилым и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи, на дому; дополнительные услуги, оказываемые специализированными отделениями помощи на дому, отделениями срочной социальной помощи; услуги, предоставляемые при полустационарном обслуживании.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.