Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Общее понятие финансовой основы социального обеспечения






 

Непосредственной экономической гарантией осуществления человеком права на социальное обеспечение является специально для этого предназначенные финансовые источники (средства). В Конституции РФ 1993г. Нет конкретного упоминания о таких средствах, не указывается на порядок их образования и распределения. Это вытекает из содержащейся в Основном законе России идеи социальной функции собственности. При этом важную роль играют принципы, на которых основывается функционирование отечественной экономической системы. К основным из принципов относятся: использование национальных богатств и ресурсов с учетом интересов всех собственников и общества в целом; возможность интересов всех собственников общества в целом; возможность государственного регулирования экономических отношений (ст. 8, 9, 34-36 Конституции РФ).

В литературе советского периода финансовые средства, направляемые на нужды социального обеспечения, именовались фондом социального обеспечения. В последние годы данный термин вышел как из обихода в научной литературе, так и из делового оборота. Применительно к современному период развития страны представляется вполне возможным его условное использование с учетом происходящих перемен.

Под фондом социального обеспечения мы понимаем следующее. Во-первых, в его состав входят специально предназначенные для нужд социального обеспечения внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (в дальнейшем - ПФР), Фонд социального страхования РФ (в дальнейшем – ФСС РФ), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (в дальнейшем – ФФ ОМС).

Во-вторых, та часть государственного бюджета (имеется в виду иерархия бюджетов по вертикали бюджетной классификации – федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты), которая непосредственно направляется на социальное обеспечение граждан, не подлежащих прямому обязательному социальному страхованию. К ним относятся: дети, граждане, имеющие детей; военнослужащие и члены их семей; государственные служащие и члены их семей; некоторые категории безработных и иных граждан в случаях, установленных законом.

По российскому законодательству названные социальные внебюджетные фонды, как и средства из государственного бюджета, выделяемые на нужды социального обеспечения, организационно не объединены в одном государственном фонде социального обеспечения. Поэтому о нем можно говорить как об экономической категории. Фонд социального обеспечения является главным фактором, определяющим материальное и социальное положение еще, временно и уже нетрудоспособных, безработных и иных категорий граждан.

Социальные внебюджетные фонды на федеральном уровне организационно также не объединены. Фактически общее руководство и управление ими осуществляет Правительство РФ.

Состав средств социальных внебюджетных фондов свидетельствует, прежде всего, о воплощении принципа обязательного участия трудящихся в формировании и участии в финансировании средств на социальное обеспечение, а также о целевом расходовании указанных средств. Неуплата работодателями за своих наемных работников страховых взносов не должна лишать их права на обеспечение по системе социального страхования.

Данное предписание следует рассматривать как гарантию предоставления социального обеспечения. Надо полагать, законодатель учитывает негативные последствия проводимых экономических реформ для граждан, пытающихся способом самозанятости решать вопросы собственного материального, а зачастую и физического выживания. Поясним это на примере. В условиях спада промышленного производства многие работники предприятий регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Нечеткость правовой регламентации, а в отдельных случаях неурегулированность и пробелы в финансовом и налоговом законодательстве позволяют им заведомо существенно занижать или утаивать реальные доходы. А это ведет к снижению размера вносимых страховых взносов в социальные внебюджетные фонды. Получается так, что расходы на отдельные виды обеспечения по обязательному социальному страхованию могут превышать доходы социальных внебюджетных фондов, направляемые на социальное обеспечение.

Таким образом, государственный бюджет экономически объединяет все источники финансирования социального обеспечения в одну систему. Тем самым государство гарантирует фактическое осуществление гражданами права на социальное обеспечение. Конечно, уровни экономического, духовного и политического развития страны оказывают непосредственное влияние на возможности как всего права, так и правового регулирования отношений по социальному обеспечению. Чем выше уровень их развития, тем стабильнее положение дел в социальной сфере государства.

Как мы видим, основными источниками социального обеспечения являются средства социальных внебюджетных фондов и ассигнования из государственного бюджета.

В качестве главного принципа осуществления обязательного социального страхования в Законе 1999 г. об основах социального страхования выделяется принцип автономности финансовой системы названного страхования. Поэтому бюджеты социальных внебюджетных фондов не должны входить в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Одновременно надо отметить еще одну особенность бюджетов социальных фондов – они не должны подлежать изъятию.

Бюджеты социальных фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами (см. ст. 15 Закона об основах социального страхования).

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты социальных внебюджетных фондов являются:

1. страховые взносы;

2. дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

3. штрафные санкции и пеня;

4. денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

5. доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

6. иные поступления, не противоречащие законодательству.

Размер тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование до 2001 г. устанавливался ежегодно. С 1 января 2001 г. была введена в действие глава 24 Налогового кодекса РФ «Единый социальный налог» (в дальнейшем - ЕСН). Теперь установлен новый порядок начисления и уплаты взносов в вышеназванные страховые внебюджетные фонды.

Порядок формирования бюджетов фондов социального страхования посредством ЕСН существовал до 1 января 2010 г.

С 1 января 2010 г. взамен ЕСН восстанавливается уплата страховых взносов на основные виды обязательного социального страхования (пенсионное, страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование). (С 1 января 2010 г. признается утратившей силу глава 24 о едином социальном налоге части второй Налогового кодекса РФ. Из его текста исключаются упоминания о ЕСН (либо по смыслу производится замена на страховые взносы), а также нормы об органах государственных внебюджетных фондов)

Принятием Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах) федеральный законодатель предпринял попытку формирования специального законодательства о страховых взносах. Попутно отметим, что в этом законе остались отдельные правовые нормы, которые повторяют отдельные положения действовавшего налогового законодательства в части ЕСН, например: объект, база, порядок исчисления и уплаты страховых взносов и пр.. (Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по-прежнему уплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ, регулируюим одноименные отношения по данному виду социального страхования)

Согласно положениям Закона о страховых взносах с 2011 г. Устанавливаются следующие тарифы страховых взносов:

26% - в ПФР (на обязательное пенсионное страхование);

2, 9% - в ФСС РФ (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством);

5, 1% - в Федеральный ФОМС (на обязательное медицинское страхование).

Таким образом, с 2011 г. общий тариф страховых взносов для большинства плательщиков составит 34%, который в будущем может меняться.

Для отдельных категорий плательщиков, например, организаций-резидентов технико-внедренческих зон и др. до 2027 г. Установлены пониженные тарифы страховых взносов. (Организации и предприниматели, применяющие специальные режимы (единый сельскохозяйственный налог, упрощенную систему налогообложения, единый налог на временный доход) от уплаты страховых взносов, как было ранее, не освобождены)

Ранее существовавшая для ЕСН регрессивная школа взносов не предусмотрена. Однако база страховых взносов в отношении каждого физического лица ограничена суммой 415 тысяч рублей его заработка (трудового дохода) нарастающим итогом с начала года, и с превышающей ее суммы взносы не взимаются. База страховых взносов подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы. (Например, база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 463 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2011 г., 512 000 рублей с 1 января 2012 г. – см. соответствующие постановления Правительства РФ о предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды)

В соответствии с Законом о страховых взносах плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

а) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями);

б) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Федеральные законы о конкретных видах обязательного социального страхования содержат уточнение об иных категориях страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов.

Объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, теперь законодательно дифференцируются. Так, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-организаций признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков из числа физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающихся частной практикой).

К объекту обложения страховыми взносами не относятся выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства и др.

Таким образом, вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ. Эти средства предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение: по возрасту; по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей; на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Денежные средства социальных внебюджетных фондов расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах вышеназванных фондов на очередной финансовый год.

Следовательно, социальный страховой взнос представляет собой возмездный обязательный платеж, который уплачивается плательщиками в бюджеты фондов социального страхования и целевым назначением которого является материальное обеспечение граждан

В то е время до сих пор не решены следующие главные современные проблемы обязательного социального страхования в стране. Во-первых, в экономической сфере федеральным законом не установлены как предназначение социальных страховых взносов (как обязательных платежей), так и пропорции их распределения по видам такого страхования, которые представляют собой:

а) для трудозанятых граждан – часть резервируемой во времени трудового дохода, выплачиваемого им при наступлении соответствующих социальных страховых рисков (старости, временной нетрудоспособности, инвалидности, безработицы и т.д.);

б) для работодателей – это часть издержек на рабочую силу в структуре себестоимости продукции (услуг);

в) для общества – часть необходимого продукта;

г) для государства – публичные обязательства и внутренние долги.

Во-вторых, в организационно-управленческом аспекте до сих пор фонды социального страхования законодательно не имеют статуса самоуправляемых организаций и фундаментально они не отделены от государственных учреждений (организаций).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.