Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Теория Макклелланда и Герцберга






    В развитие классификации Маслоу Д. Макклелланд вводит понятия потребностей власти, успеха и принадлежности (например к определенному классу) или социальной потребности.

    С его точки зрения, в наши дни наибольшую значимость приобретают потребности высшего порядка, поскольку потребности Низших уровней, как правило, удовлетворены.

    В основе теории Ф. Герцберга лежат следующие положения:

    - потребности делятся на гигиенические (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля) и мотивирующие факторы (ощущение успеха, продвижение по службе, признание, ответственность, рост возможностей);

    - наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой;

    - для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов;

    - для эффективной мотивации подчиненных руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.

     

    Процессуальные теории

    Основной вклад в развитие процессуальных теорий внес В. Врум. В Основе его работы лежит теория ожиданий, суть которой схематично отражена на рис. 2. Эта теория основана на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверен в большой вероятности удовлетворения своих потребностей.

    Рис. 2. Схематичное представление мотивации по Вруму

    Каждый «блок ожиданий» на рис. 2 отражает усилия менеджера по мотивации работника.

    К процессуальным теориям можно также отнести теорию справедливости. Она сводится к тому, что, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Справедливость оценки с позиций работодателя и работника может отличаться. В этом случае нормирование труда, т.е. оценка необходимых усилий для выполнения единицы работы может разрешить проблему неоднозначности.

    Теория справедливости в комплексе с теорией ожиданий представлена в модели Портера – Лоулера (рис. 3). Эта теория основана на том, что мотивация есть функция потребностей, ожиданий и справедливости вознаграждения. Один из самых важных выводов этой теории состоит в том, что результативный труд всегда ведет к удовлетворению работника.

    Рис. 3. Модель Портера – Лоулера

    Теория Макгрегора (X, Y), Оучи (Z)

     

    Согласно теории Д. Макгрегора подход к мотивации может быть выбран на основании отношения человека к труду. Выделяют два типа работников: X и Y.

    Основные характеристики работника типа X:

    - от природы ленив, не хочет работать;

    - не хочет нести ответственность, избегает напряжения нервных сил;

    - не инициативен, если к этому его не подталкивать.

    Поэтому его нужно принуждать к работе путем наказания или поощрения.

    Основные характеристики работника типа Y:

    - существует естественная потребность в работе;

    - стремится к ответственности;

    - развиты творческие способности.

    Поэтому его нужно побуждать к работе, а не принуждать.

    В 1981 г. У. Оучи разработал теорию Z, согласно которой человек не относится ни к типу X, ни к типу Y. Он относится к типу Z, т.е. в зависимости от сложившейся ситуации человек ведет себя как X или как Y, соответственно выбирается и способ мотивации.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.