Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Французский историк Л. Февр о причинах первой мировой войны






Немало давнишних войн было, если докопаться до сути вещей, войнами за соль, перец или селедку…

Несомненно … что именно проблемами полезных ископаемых, горючего, сырья, рынков сбыта и промышленных кредитов определялись действия людей и стран, вступивших в войну в 1914г.

2. Из интервью проф. В. Дайеста (Германия) и П. Лиддла (Великобритания), специалистов по истории первой мировой войны

События лета 1914 года показывают, что за редким исключением все политические лидеры были настроены чрезвычайно решительно. Многие жаждали войны. … Империалистические устремления Франции и Великобритании сыграли свою роль в развертывании войны. Никто из них не хотел иметь в лице Германии мощного политического и экономического конкурента. … нельзя не учитывать стремлений держав к господству и наживе...

Сравнивая соотношение сил коалиций, можно утверждать, что Германия должна была проиграть...

Учитывая трудности, с которыми пришлось столкнуться России, ее достижения нельзя оценивать иначе как выдающиеся. Из наступательных операций я бы особенно выделил Брусиловский прорыв. … Хотя судьба войны решалась на Западном фронте, Россия существенно влияла на события. Оборонительные и наступательные операции русских армий на Восточном фронте помогли союзникам измотать Германию и приблизили ее поражение...

ХХ век начался именно в 1914 году. Эта война заложила основы современной цивилизации. … Война породила множество самых различных течений, и фашизм был одним из них. …Версальский договор был чрезвычайно жестким в отношении Германии. … (в нем) слишком заметно стремление унизить побежденных, что в свою очередь провоцировало новую вражду. Так и произошло. …В годы первой мировой войны закладывались основы будущей геббельсовской пропаганды и теории расового превосходства немцев...

Война послужила своеобразным катализатором революционных процессов в России.

3. Из статьи Г. Померанца «Вкус к жестокости»

Прежние войны вели профессиональные армии, сохранявшие что-то от рыцарских правил игры. Народы в целом не воевали… Мировая война все это переменила. Она загнала в окопы слишком много мужчин – добрую половину во всех великих цивилизованных странах. И цивилизация начала расползаться, как старая кожа змеи, и вылезла жестокость. Жестокость вошла в искусство, даже в религию… Жестокость надула паруса идеологий классовой и расовой борьбы… Война развязала вкус к жестокости, и он окрасил ХХ век...

Война создала и материальный костяк для государства, основанного на ненависти: управляемую экономику, подчиненную единой воле. Военная экономика Германии была образцом, на который несколько раз ссылался Ленин. По этому образцу он строил свой социализм.

Война, начавшаяся в 1914 году, до сих пор не кончилась. Страсти, сдавленные в спорах ядерных держав, кипят в малых войнах и в уличном терроре… Только солидарное человечество способно перейти от цивилизации физического роста, разрушающей естественную среду, к цивилизации духовного роста, вписанной в природу и оберегающей природу, как саму себя. Это необходимо – и почти невозможно. Необходим гигантский духовный и нравственный скачок. … Не надо отказываться от своих предпочтений, от своих святых символов. Только понять, что свет в окнах разных церквей – один и тот же свет… И внимание к этому свету дает больше радости, чем целые горы вещей, продающихся за деньги. Дух войны, сопровождавший всю историю человечества, должен уступить духу любви.

4. Из записки П.Н. Дурново (член Государственного совета, бывший министр внутренних дел) Николаю II о возможном развитии и последствиях общеевропейского военного конфликта (февраль 1914 г.)

В случае неудачи, возможность которой при борьбе с таким противником, как Германия, нельзя не предвидеть, социальная революция в самых крайних ее проявлениях у нас неизбежна. … начнется с того, что все неудачи (в войне, - сост.) будут приписаны правительству. В законодательных учреждениях начнется яростная против него кампания, как результат которой в стране начнутся революционные выступления. Эти последние сразу же выдвинут социалистические лозунги, единственные которые могут поднять и сгруппировать широкие слои населения; сначала черный передел, а засим и общий раздел всех ценностей и имуществ. Побежденная армия, лишившаяся к тому же за время войны наиболее надежного кадрового состава своего, охваченная в большей части стихийно общим крестьянским стремлением к земле, окажется слишком деморализованной, чтобы послужить оплотом законности и порядка. Законодательные учреждения и лишенные действительного авторитета в глазах населения оппозиционно-интеллигентские партии будут не в силах сдержать расходившиеся народные волны, ими же поднятые, и Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддается даже предвидению.

5. Из показаний последнего царского министра внутренних дел А.Д. Протопопова Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства (о положении в стране в конце 1916 г. – начале 1917 г.)

Финансы расстроены. Товарообмен нарушен… Пути сообщения в полном расстройстве, что чрезвычайно осложнило экономическое и военное положение. Двоевластие (Ставка и министерство) на железных дорогах привело к ужасающим беспорядкам… Поборы обезлюдели деревни, остановили землеобрабатывающую промышленность; ощутился громадный недостаток рабочей силы… Города голодали, торговля была задавлена, постоянно под страхом реквизиций… Искусство, литература, ученый труд были под гнетом; рабочих превратили в солдат, солдат в рабочих. Армия устала, недостатки понизили ее дух.

6. Из воспоминаний члена I Думы, кадета Н.А. Бородина о событиях Февральской революции

Нелепые распоряжения городских властей по части снабжения столичного населения пищевыми продуктами и их нехватка послужили первым толчком к резкому недовольству столичного населения, которое начало устраивать демонстрации на улицах. Попробовали его усмирить полицией и солдатами петроградского гарнизона; но оказалось, солдаты неохотно исполняли приказания начальства стрелять в голодную толпу, и в отдельных случаях (казаки) они стали на сторону демонстрантов против полиции. Это дало толчок к тому, чтобы толпа горожан и фабричных рабочих начала громить полицейские участки и избивать полицейских. Один из полков открыто перешел на сторону восставшего народа, и столица очутилась в руках революционной толпы и присоединившихся к ней воинских частей, которые двинулись к Таврическому дворцу, где заседала Государственная дума, и заявили о своей верности Думе. Последняя, таким образом, в силу сложившихся обстоятельств сделалась революционным центром, а председатель Думы – М.В. Родзянко, вероятно, никогда не мечтавший о такой роли, повел переговоры с царем сначала о необходимости образовать новое правительство, ответственное перед Государственной думой, а потом благословил Шульгина и Гучкова ехать в качестве депутатов к царю с требованием его отречения, которое царь и подписал в вагоне, не доезжая до своей столицы. Мартовские события в Петрограде развивались с такой быстротой, что трудно было за ними следить.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ

1. Прочитайте документы 1, 2, 3, 4 и ответьте на вопросы: Каковы причины первой мировой войны? Какое влияние на ход военных действий оказали события на Восточном (Русском) фронте? Что можно сказать о роли войны в истории России? Ее глобальных последствиях для всего человечества?

2. Прочитайте документ 4. Насколько оправдался прогноз П.Н. Дурново? Как Вы думаете, какие конкретные исторические явления послужили основанием для составления “Записки”?

3. Прокомментируйте текст документа 6. Какие события явились началом Февральской революции? Подумайте, было ли неизбежным в сложившейся в стране ситуации падение самодержавия? Каковы глубинные причины революции? Отвечая на вопросы, используйте также документ 5.

 

11.1. Приступая к изучению темы, уясните, кто пришел к власти в стране в результате победы Февральской революции? Какие главные политические силы определили выбор пути развития России после февраля 1917 г.? В чем сущность " двоевластия"? Какие варианты выхода страны из кризиса были предложены Временным правительством, Советами, лидерами политических партий? Каким образом они действовали, стремясь реализовать свои программы? Охарактеризуйте результаты этой деятельности.

Каковы причины кризисов Временного правительства весной-летом 1917 г.? Подумайте, ставило ли Временное правительство перед собой задачи по коренному изменению социально-экономической структуры и общественно-политического порядка в России? Какой орган власти предполагалось наделить широкими полномочиями в решении вопросов общественного реформирования?

Далее проследите, как изменялось соотношение политических сил в стране от февраля к октябрю 1917 г. Особое внимание обратите на кризис лета 1917 г. Чем можно объяснить усиление влияния большевиков в массах? Что позволило им в конечном итоге овладеть инициативой?

11.2. П роанализируйте политику большевистской партии летом-осенью 1917 г. Ответьте на следующие вопросы: Когда и в связи с чем партия большевиков сняла лозунг " Вся власть Советам! " и взяла курс на вооруженное свержение Временного правительства? Почему именно в сентябре 1917 г. большевики активизировали подготовку восстания?

Расскажите о ходе подготовки большевиками захвата власти в стране. В чем суть ленинского плана захвата власти? Кто и почему был противником восстания? Какие специальные органы были созданы для подготовки и руководства восстанием? Как проходило вооруженное восстание в Петрограде 25 и 26 октября 1917 г.? Почему большевикам удалось взять власть в свои руки?

Подумайте, была ли альтернатива октябрьскому перевороту? Аргументируйте свои выводы.

11.3. Анализ данного вопроса представляется особенно важным для понимания причин гражданской войны в Советской России. Обратите внимание на противоречивость действий Советской власти по пepeуcтройству общества. Какие новые органы государственного управления были созданы? Их состав? Полномочия? В чем смысл провозглашенной большевиками программы по решению аграрного, рабочего, национального вопросов? Какие действия были предприняты для реализации этой программы?

Охарактеризуйте причины роспуска Учредительного собрания. Как Вы считаете, почему большевики, будучи правящей партией, обеспечили созыв Учредительного собрания, а затем разогнали его? Почему Учредительное собрание не устраивало большевиков? Что означал разгон Учредительного собрания?

Далее следует проанализировать вопрос о выходе страны из первой мировой войны. Каким образом были определены основы внешней политики Советского государства? В чем был смысл борьбы в большевистском руководстве по вопросу о выходе России из войны (позиции Ленина, Троцкого, Бухарина). Как проходили переговоры о мире между Россией и Германией? Когда и на каких условиях был подписан Брестский мир? Обратите внимание на последствия Брестского мира.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.