Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из воспоминаний П.Н. Милюкова






Можно было, однако, уже сразу предвидеть, что в Четвертой Думе борьба между самодержавием и народным представительством будет вестись при иных условиях, нежели она велась в Третьей Думе. Там была сделана последняя попытка установить между борющимися силами хотя бы видимость некоторого равновесия. Здесь эта видимость исчезла, и борьба пошла в открытую. В Третьей Думе наступающей стороной была власть; общественность слабо организованная, только оборонялась, едва сдерживая занятые позиции и идя на компромисс с властью. Суть перемены, происшедшей в Четвертой Думе, заключалась в том, что компромисс оказался невозможным и потерял всякое значение, вместе с ним исчезло и то среднее течение, которое его представляло. Исчез «центр», и с ним исчезло фиктивное правительственное большинство. Два противоположных лагеря стояли теперь открыто друг против друга. Между ними – чем далее, чем более – распределялся наличный состав народного представительства. Трудно сказать, чем кончилась бы эта борьба, если бы противники были предоставлены самим себе.

 

1. Убийство в Сараево эрц-герцога Франца Фердинанда 2. Указ Николая II о роспуске второй Государственной думы 3. Указ о закреплении надельной земли в частную собственность. Начало аграрной реформы П.А. Столыпина

XX век выдвинул сложные вопросы перед мировой цивилизацией. Одним из них была первая мировая война. Она явилась результатом кризиса международных отношений. Особенностью кризиса было то, что впервые в истории он охватил все европейские державы. Война привела к невиданной милитаризации воюющих стран. По масштабам она не имела себе равных в истории. Грандиозная по военно-политическим и социальным последствиям война длилась 4 года и 3 месяца, с 19 июля (1 августа) 1914 г. по 11 ноября 1918 г., вовлекла 38 государств (из 55) с населением в 1, 5 млрд. человек, или 87 % населения мира. Огромны были людские потери в войне: более 10 млн. убитых и 20 млн. раненых и искалеченных.

Отношение к первой мировой войне различных классов и партий в мире было неодинаковым. Партии II Интернационала поддержали правительства своих стран. Интернационал фактически распался. Не было однозначным отношение к войне и в России. Если большевики выступили против войны, то основная часть политических партий России поддержала ее. Начало войны вызвало сплочение российского общества на основе идеалов имперского сознания и государственного традиционализма. По стране прокатилась волна демонстраций с патриотическими лозунгами и призывами. IV Государственная дума проголосовала за военные кредиты. Русская армия по численности была самая крупная из армий воюющих стран. Ее воины проявляли мужество и героизм, но Россия оказалась не готова к длительной войне. В результате тяжелых боев и поражений 1915 г. половина русской армии была уничтожена. Ценой огромного напряжения сил Россия к 1916 г. восстановила армию, а промышленность обеспечила ее оружием.

Крупные потери на фронтах, затягивание войны вызывали недовольство в стране. Кризис власти стал приобретать необратимый характер. Самодержавие теряло способность управлять страной и вести войну.

К началу 1917 г. из всех стран Антанты положение России оказалось наиболее тяжелым. Катастрофически ухудшались условия жизни трудящихся. Социальная напряженность привела к коренному изменению внутренней обстановки. В России свершилась и победила Февральская революция. Под давлением обстоятельств 2 марта 1917 г. Николай II отрекся от престола.

Война подтолкнула к кризису и Европу. Произошли революции в Германии, Венгрии, Словакии. В 1917-1920 гг. приобрело значительный размах стачечное движение в Англии и Франции.

10.1. Первая мировая война явилась одним из тяжелейших испытаний для человечества начала XX века. Мировая война стала следствием обострения международной обстановки конца XIX века, когда начали создаваться военные союзы. Вспомните время формирования Тройственного союза и Антанты, какие страны вошли в каждый из них и почему? Главное внимание уделите происхождению и причинам первой мировой войны, обострению геополитических противоречий между державами в Европе.

Подумайте: можно ли было предотвратить войну в начале века? Именно мировую войну. Каковы были цели России в войне?

До сих пор не затихают споры, какой фронт являлся главным в той войне. Сравните военные события, операции и потери на Западном и Восточном фронтах и сформулируйте свою позицию по данному вопросу.

10.2. Рассмотрение вопроса полезно разделить на две части. Сначала обратиться к международной деятельности II Интернационала, объединявшего социал-демократические партии мира, и посмотреть, как решался вопрос о милитаризме в кругах международной социал-демократии, начиная с 1907 г., какие проводились конгрессы с принятием антивоенных резолюций и манифестов. Почему после начала войны произошло коренное изменение позиции II Интернационала?

Далее проследите отношение к войне классов и партий в России. Поскольку в России существовала многопартийная система, включавшая партии самой различной политической ориентации, – от монархических до социалистических, предстоит выявить позиции партий всех толков. Главное внимание обратите на позицию либерально-буржуазных партий - кадетов и октябристов, точку зрения которых выражали их лидеры на заседаниях Государственной думы. Какие три точки зрения в отношении войны были в РСДРП и ПСР? Разберите программные документы большевиков - " Тезисы о войне" и манифест ЦК РСДРП " Война и российская социал-демократия" - и объясните уход социал-демократов из зала заседания Думы в момент голосования за военные кредиты.

10.3. События на фронтах первой мировой войны показали, что Россия не готова к войне. Поражения русской армии вызывали недовольство и волнения во всех слоях российского общества.

При изучении обстановки в России накануне Февральской революции следует выявить время и причины наступления в России политического кризиса, дальнейшей поляризации российского общества, осмыслить состояние экономики и финансов России по мере продолжения войны. Зафиксируйте изменения позиции буржуазных партий, атмосферы заседаний Государственной думы, определите состав и главные программные требования объединения думской оппозиции – " Прогрессивного блока". Наряду с состоянием общества, проанализируйте позицию императора Николая II и его окружения. Как бы Вы охарактеризовали политику царя, какую цель она преследовала и какие имела последствия?

10.4. К началу 1917 г. обстановка в России резко обострилась. Понять ее нюансы студенту поможет обращение к речи лидера кадетов П.Н. Милюкова в Думе от 1 (14) ноября 1916 г. " Что это? Глупость или измена? "; анализ роста цен на продовольственные и промышленные товары, а также резкого сокращения заработной платы рабочих и служащих за 1914-1917 гг. Все это вместе позволит выявить основной детонатор социального взрыва в России в феврале 1917 г. Подумайте над вопросом: какие силы представляли серьезную угрозу власти и была ли у царизма реальная возможность навести " порядок" в столице и в стране?

В феврале 1917 г. в России произошла революция. Подумайте над ее причинами, характером. Почему, по Вашему мнению, она была стремительной и почти бескровной? Монархия в России рухнула, как карточный домик, практически не найдя защитников. Чем бы Вы это объяснили? Новая власть в России (какая, в чем ее сущность, какими органами была представлена?) открывала перед Россией новые пути развития.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.