Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предложение – это основная синтаксическая единица, служащая для общения людей, выражения их мыслей и чувств. Предложение – это вторая синтаксическая единица.

Ход урока

Организационный момент

Работа в тетради:

- Запишите в тетради дату, тему урока.

 

Фронтальный опрос.

Какие разделы науки о языке мы изучали? (Орфография, морфология)

Что изучает каждый из этих разделов?

(Морфология - это раздел науки о языке, который изучает части речи.

Орфография - это раздел науки о языке, который изучает правильное написание слов).

 

Слово учителя.

Сегодня мы приступаем к изучению новых разделов науки о языке. Наш урок вводный. Мы узнаем историю названия разделов, познакомимся с основными понятиями.

Начинаем с определения - синтаксис.

Обращаю внимание учеников на плакат с определением.

Синтаксис.Это слово заимствовано в XVIII веке из греческого языка. Буквально значит: «построение», «сочетание», «порядок».

Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста.

Как вы поняли, нам придется что-то сочетать, выстраивать в определенном порядке.

 

Сценка 5 минут.

В класс вбегают 3 ученика (работа с ними проведена заранее). У каждого на груди висит табличка с определенным словом.

Учитель: Кто вы?

Слова: Мы - Слова.

Учитель: Вы чем-то расстроены?

Слова: Да. Ребята, помогите нам! Скажите, для чего нужны слова?

Учитель: Чтобы общаться.

Слова: Но, наверное, недостаточно знать, что обозначает каждое слово в отдельности. Нужно иметь еще кое -что. Что?

Ученики: Соединять слова.

Слова: Правильно. Но вот беда, мы забыли, как построить предложение. Даже словосочетание не можем образовать! Помогите нам!

Учитель: А кстати, вы знаете, что такое словосочетание?

Ученики: Сочетание слов.

Учитель: Идите сюда Яркий и Листья.

- Ребята, листья могут быть яркими?

Ученики: Да.

Учитель: Значит, по смыслу эти слова связать можно.

Слова: Но чего-то все-таки не хватает. Чего же?

Ученики: Наверное, того, что называют грамматической связью.

Учитель: А как же правильно сказать?

Ученики: Яркие листья.

Учитель: Молодцы!

Итак, давайте еще раз скажем, что называется словосочетанием.

Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание – это первая и самая маленькая синтаксическая единица.

Учитель: А как же быть со словом Опадает?

Ученики: Прибавим к остальным - получится предложение – Опадают яркие листья.

Итак, давайте еще раз скажем, что называется предложением.

Предложение – это основная синтаксическая единица, служащая для общения людей, выражения их мыслей и чувств. Предложение – это вторая синтаксическая единица.

Работа у доски. Здесь представлены слова:

*быстрый, ласточка, лететь, над, земля, низко;

*скоро, польёт, сильная, дождь;

*небо, нахмуриться.

Скажите, эти слова объединены между собой? (Общий смысл есть, но нет формы выражения)

Что нужно сделать с этими словами, чтобы появился смысл у каждой из этой группы слов? (Изменить форму слова внутри каждой группы).

Что же у нас получилось? (Быстрая ласточка низко летит над землёй. Скоро польёт сильный дождь. Небо нахмурилось).

Скажите, что у нас получилось? (Связный текст).

Давайте попробуем вспомнить, что такое текст.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Художественное направление | Трудового обучения в начальных классах




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.