Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации






1. Каждый функциональный стил ь современного русского литературного языка – это такая его подсистема, которая определяется условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности и обладает некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств.

В соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском языке выделяют следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, газетно-публицистический, художественный, разговорный.

2. Функциональные стили языка

Стили Цель (задача) высказывания Сфера применения Стилевые особенности Языковые особенности
Научный сообщить научную информацию; объяснить различные связи между явлениями научные труды (статьи, монографии, диссертации, доклады), учебники, справочники, лекции обобщенность, понятийная точность, объективность, логичность научная лексика, в т.ч. и термины; причастные обороты, сложноподчиненные предложения, вводные слова как средства логической связи и др.
Официально-деловой сообщить информацию, представляющую волевое предписание государства законы, постановления, дипломатические документы, протоколы, акты, доверенности и т.д. официальность, точность, обобщенность, объективность, стандартизованность официальная лексика, термины, аббревиатуры, преобладание имени над глаголом, клише, уточнения, пояснения, причастные и деепричастные обороты, расщепленное сказуемое и т.д.
Публицистический воздействовать на массы путем сообщения общественно-значимой информации газеты, журналы, радио, телевидение, публичные лекции; выступления на собраниях, митингах, Интернет эмоциональность, оценочность, побудительность; конкретность – абстрактность; логичность книжная, нейтральная и разговорная лексика; фразеологизмы, крылатые выражения; книжный синтаксис и разговорные конструкции
Художе ственный нарисовать словами яркую картину; при помощи созданного образа воздействовать на чувства, воображение читателя сказки, былины, басни, повести, рассказы, романы, драмы, комедии, стихи конкретность, образность, эмоциональность, субъективность лексика всех стилей языка; слова в переносном значении, оценочные слова, предложения вопросительные, восклицательные и т.д.
Разговор-ный обменяться мыслями, поделиться переживаниями, впечатлениями в семье, в быту, в повседневных разговорах непосредственность общения, неподготовленность речи, эмоциональность Разговорная лексика и фразеология; местоимения, вводные слова, обращения, простые (в т.ч. неполные) предложения, бессоюзные сложные предложения, вопросительные, восклицательные, побудительные предложения и др.

3. Художественный стиль речи как функциональный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию.

Художественная речь использует языковые средства всех других стилей, в том числе и типичные для них. Однако при этом – что очень важно – в художественном произведении эти средства выступают в измененной функции – в эстетической и образуют иную системность. Кроме того, средства других стилей используются далеко не в полном составе, «заимствуется», собственно, не стиль, а отдельные языковые его средства, хотя и имеющие окраску данного стиля. Такая особенность хорошо видна при сопоставлении отрывков художественного и научного текстов аналогичной тематики. Сравните два текста разных стилей.

По народной примете, лес притягивает воду, чтобы затем отпустить ее облачком в дальнейшее странствие. Чем больше леса, тем чаще прикоснутся дождичком к земле те постоянные двести миллиметров осадков, что в среднем получаем из океана в год. Но мы не учитываем также, сколько выкачивают влаги корнями с глубины сами деревья - своеобразные автоматические насосы... Лес приближает море, и сам как море, и корабли туч ночуют у его зеленых причалов. При изучении роли леса в круговороте воды возникают два основных вопроса: 1) какова роль леса как фактора образования осадков и 2) какова роль в распределении осадков, выпадающих из атмосферы? Лес содействует конденсации паров в большой степени. При выпадении осадков в лесу часть их задерживается кронами и путем физического испарения возвращается в атмосферу. Таким образом, на количество получаемых осадков лес оказывает немалое влияние.

4. Язык художественной литературы – это синтез тщательно, творчески отобранных средств выражения. Художественная речь отличается применением экспрессивных средств и слов метафорического свойства.

Состав и функционирование слов в художественном стиле речи имеют свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля, прежде всего – образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни. Широко используются речевая многозначность слов, что открывает в нем дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а также синонимы на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Например, прилагательное свинцовый в научной речи реализует свое прямое значение (свинцовая руда, свинцовая пуля), а художественный образует экспрессивную метафору (свинцовые тучи, свинцовая ночь, свинцовые волны). Поэтому в художественной речи важную роль играют слова в переносном значении, которые создают некое образное представление.

Для художественной речи характерна инверсия (не прямой порядок слов) с целью выделить смысловую значимость какого-либо слова. Например, в стихотворении А.Ахматовой «Все мне видится Павловск холмистый…». В синтаксическом строе художественной речи можно встретить всё разнообразие синтаксических структур. В данной речи мы можем встретить нарушения фонетических, лексических, морфологических и других норм. Особенно часто этот прием используется для создания комического эффекта или яркого, выразительного художественного образа:

«Ай, милый, - покачал головой Шипов, - зачем же так-то? Не надо. Я же тебя насквозь вижу, мон шер… Эй, Потапка, ты чего же человека на улице позабыл? Веди его сюда, будя. А что, господин студент, как вам сдается этот трактир? Грязнецо ведь. А вы думаете, он мне по ндраву?... Я в настоящих ресторациях бывал-с, знаю… Чистый ампир-с… Да ведь там с людьми не поговоришь, а здесь я кое-чего могу и узнать» (Окуджава Б. Похождения Шипова).

Речь главного героя характеризует его очень ярко: не слишком образованный, но амбициозный, желающий производить впечатление барина, господина. Шипов употребляет элементарный французские слова (мон шер) наряду с просторечными будя, ндрав, здеся, которые не соответствуют не только литературной, но и разговорной норме. Но все эти отклонения в тексте служат закону художественной необходимости.

Основная литература

4 [183-198]; 9 [73, 85-89]; 10 [60-61].

Дополнительная литература

21 [122-127].

Контрольные вопросы

1. Что мы называем функциональными стилями речи?

2. Какие функциональные стили выделяют в современном русском языке?

3. Каковы особенности каждого из функциональных стилей речи?

4. Что представляет собой художественный стиль речи?

5. Что такое язык художественной литературы?

6. Какие характерные особенности выделяют в языке художественной литературы?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.