Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 2б. Невербальные характеристики эффективного и проблемного общения взрослых и детей






 

Процедура наблюдения в данном задании в целом повторяет задание 2а, поэтому мы остановимся лишь на различиях.

 

Объекты наблюдения. В качестве объекта для наблюдения следует выбрать две пары родителей (можно бабушек или других взрослых, которые предположительно являются близкими родственниками ребенка) с детьми (на вид до 14 лет): одна пара – общение которой вы можете охарактеризовать как эффективное и другая – с «проблемным» общением (равнодушие, ссора, агрессия, непослушание ребенка и пр.).

Возможные места для наблюдений: транспорт, кафе и ресторанные дворики, детские площадки во дворах и пр. Возможны и другие варианты, к примеру, магазин, очередь в детской поликлинике, лестничная площадка в жилом доме и др.

 

Процедура наблюдения, оформление отчета и рекомендации совпадают с заданием 2а.

В качестве примера приведем протокол свободного отчета, не лишенный недостатков, но в целом удачный и информативный.

 

Женщина на вид лет 30 и ее дочь лет 4–5. Наблюдение происходит на детской площадке. Время наблюдения 30 минут.

Девочка находится в постоянном тактильном контакте с мамой: держит ее за руку, обнимает за ногу, на скамейке садится рядом, прижимается к ней. На протяжении всего наблюдения постоянно требует внимания. Реплики: «Мам, смотри. Мам, давай вместе. Мам, помоги мне залезть». (Частота реплик: 9 за 5 минут фиксации, 5 за минуту фиксации.) С другими детьми на площадке не контактирует, на попытки установления контакта со стороны других детей отворачивается, опуская глаза вниз, или отходит. Малоподвижна, практически все время стоит на месте, оттягивает рукава куртки, пряча в них руки, грызет «собачку» от молнии на воротнике.

Подойдя к горке, девочка зовет маму, чтобы та поднялась с ней на горку. Мама находится в 5–7 метрах от ребенка, разговаривает с подругой. Прервав разговор, спокойно объясняет: «Вон другие дети катаются, и ты давай сама». Отворачивается от дочери и продолжает общение с подругой. Девочка повторяет просьбу заунывным протяжным голосом, смотрит, не отрывая взгляда, в сторону матери, тело повернуто в ту же сторону. Мать не реагирует, продолжает разговор. Девочка притоптывает ногами, повышает голос. После многократных повторений подходит к матери и, теребя ее за куртку, начинает «показательно» громко, захлебываясь, рыдать на всю детскую площадку, скривив рот и сморщив лицо. Мать резко разворачивается, хватает ребенка за руку, с недовольными, но негромкими репликами «Ну что это за ребенок! Пообщаться не дает» отводит дочь в сторону, присаживается перед ней на корточки. Девочка мгновенно успокаивается, между ними завязывается разговор.

 

Вопросы для анализа и обсуждения

1. К какому виду, согласно предложенным классификациям, относится проведенное наблюдение?

2. Предположите, какие отношения связывают участников взаимодействия? Что происходило между ними, пока велось наблюдение? Обоснуйте свои предположения.

3. Какой вариант отчета о результатах наблюдения показался вам наиболее точным и информативным? Почему?

4. Какие особенности невербальной коммуникации более характерны для эффективного и проблемного общения между взрослыми и детьми?

5. Какие факторы, помимо уровня симпатии, могли повлиять на особенности невербальной коммуникации наблюдаемых?

6. Какие рекомендации по оптимизации общения вы могли бы дать взрослым в ситуации проблемного общения?

 

Беседа (устный опрос, интервью)

 

Беседа предполагает получение информации в ходе устного непосредственного общения; она предусматривает регистрацию и анализ ответов на вопросы, а также изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых (респондентов).

Беседа может проводиться с исследовательской целью (получение материала для последующего исследования), с диагностической целью (выявление индивидуальных характеристик респондента); она является важнейшим составной частью психологического консультирования и других видов психологической помощи.

По степени формализации можно выделить следующие виды беседы:

 

1. Свободная беседа. Возможно самостоятельное изменение порядка, направленности и структуры вопросов. Свободная беседа позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности собеседника, гибко менять тактику в зависимости от полученной информации. Ее главный недостаток, важный, прежде всего, для исследовательской беседы – трудность сопоставления и обобщения результатов различных интервью.

2. Стандартизированное интервью. Проведение опроса по четко разработанной схеме, в которой не допускаются изменения порядка вопросов, их формулировок, введения новых вопросов. Такое интервью ограничивает возможности полного выражения респондентами мнений, а также придает формальный характер процедуре проведения интервью, затрудняет установление контакта.

3. Полустандартизированное интервью более гибкое по сравнению со стандартизированным; в нем используется два вида вопросов: обязательные и уточняющие, которые задаются или не задаются в зависимости от ответов на основные вопросы.

 

В практическом задании предлагается использовать метод беседы для определения типа ведущей репрезентативной беседы респондента (концепция репрезентативных систем разработана в нейролингвистическом программировании – НЛП). Для того чтобы понять, что стоит за словосочетанием «репрезентативная система», прочитайте отрывки из беседы с девятилетней девочкой Ксенией. Постарайтесь как можно ярче представить себе ее мир. Какой он?

 

– Ксения, расскажи, пожалуйста, о чем хочешь.

– Я не знаю… Ладно… Расскажу, как мы с дедушкой в лес ходили. Мы зашли в лес и пошли по тропинке. Колючие, высохшие от солнца ветки хлестали нас по лицу. Потом появились черные тучи, пошел дождь. Я почувствовала, как на меня падают капли. Началась гроза. Было страшно.

– Ты боялась ярких молний или грома?

– Нет, а чего грома бояться?

– А почему страшно?

– Просто страшно и все. А еще могло что-нибудь на меня упасть: ветка или даже дерево. Все вокруг развезло. Такая неприятная грязюка вокруг. Мы шли по упавшим деревьям, поросшим мхом и древесными грибами. Вокруг нас прыгали зеленые лягушки. Лягушкам хорошо – им нравится мокрятина и совсем им не страшно…

– Ксеня, расскажи, как ты в гости ходила.

– Я опишу их квартиру: темная, душная, непроветриваемая и большой кот у них живет – им пахнет…

– Ты наряжаться любишь?

– Терпеть не могу. Замучили бедного ребенка. Вчера куртку покупали. Напялили на меня одну: «Посмотри, какой фасон модный! Посмотри, как идет!». А у этой куртки рукава как манжеты.

– Какие манжеты?

– От аппарата, которым давление меряют.

– Купили куртку?

– Эту нет, купили другую, очень мягкую.

 

Мир Ксении – это мир колючих веток и мокрых капель, душных комнат, тесных или мягких курток. Ксения – кинестетик, то есть для ее сознания наибольшее значение имеют ощущения тела, движения, прикосновения, а также запахи и вкусы.

А теперь мир одиннадцатилетнего Саши.

 

– Расскажи, пожалуйста, как ты любишь проводить свое свободное время.

– Я иногда с друзьями, а иногда с собакой люблю ходить гулять в лес. Могу бродить часами, слушая звуки природы: то шелест листьев на деревьях, то щебетание птиц. В лесу есть небольшая журчащая речка. Там, где я гуляю, почти не бывает людей, поэтому чувствуешь такое удовольствие даже от тишины леса. А вообще я испытываю большую радость от общения с друзьями. Мы обмениваемся записями, бывает, что ходим на концерты. Мне очень нравятся группы «Машина времени», «Блэк Саббэт», «Ария». Когда я слушаю такую музыку, меня охватывает чувство необыкновенной радости, внутреннего подъема.

– Какой твой любимый урок?

– Люблю историю и иностранный язык. Из истории узнаешь, как люди жили раньше. Иностранный – для умения общаться с людьми на другом языке.

 

У мальчика неплохо развита кинестетическая система: постоянным рефреном в его рассказе идет «чувствую», «охватывает чувство». И все же он в первую очередь – аудиал, то есть опирается в постижении мира на слуховую информацию. Его мир – это мир звуков природы и любимых рок-групп, радости общения (разговора) с друзьями. Его любимые предметы дают возможность общаться (на другом языке) или узнавать интересные истории (как люди жили раньше).

И наконец, мир 19-летнего Сергея (студент, учится по технической специальности, играет в музыкальной группе на бас-гитаре):

 

– Можешь описать какое-нибудь воспоминание? Любое, первое, что придет в голову.

– Я шел по заснеженной улице Москвы, особо никуда не собираясь. Можно даже сказать, что я гулял, но этот термин не совсем подходит. Я скорее обгуливал, созерцал все происходящее вокруг меня с нескрываемым интересом ребенка. Благодаря моему зрению физическому и виденью мира внутреннему, я могу видеть обычные вещи иначе. Я прогуливался, наблюдая, как вокруг меня движутся дома, деревья, машины. Дойдя до особенно красивой картины, я остановился. Это было маленькое дерево Московского дворика, обильно припорошенное снегом. Фонарь помог мне разглядеть невидимые при свете солнца переливы. Я смотрел и не мог насмотреться на картину жизни. Я простоял под этим фонарем примерно час, а может быть, и два. Я созерцал, а природа с неприкрытым любопытством созерцала меня. Мы поняли друг друга.

– Что чаще всего влияет на тебя во время спора?

– Пожалуй, на мое подсознание больше всего влияет тон голоса оппонента. На сознание – логика приводимых аргументов. Еще для меня важно, насколько ясно и четко я могу видеть и понимать истинную точку зрения другого человека, но аргументы, пожалуй, важнее.

 

Несмотря на явные отсылки к кинестетической и аудиальной системе, несмотря на увлечение музыкой, Сергей – ярко выраженный визуал, предпочитающий переводить мир на «язык» зрительных образов.

Таким образом, согласно представлениям нейролингвистического программирования, у разных людей отмечается различное соотношение трех репрезентативных систем, то есть образов, относящихся к зрительной, слуховой или кинестетической (осязание и мышечное чувство, а также обоняние и вкус) системам. По типу ведущей репрезентативной системы можно отнести человека к визуалам, аудиалам или кинестетикам. Преобладание того или иного вида репрезентативной системы может быть выражено очень ярко, а может и достаточно слабо. Первое в большей степени характерно для маленьких детей, у которых сначала развивается лишь одна из репрезентативных систем (чаще кинестетическая), а лишь потом вторая и третья.

Что определяет в жизни человека его ведущая репрезентативная система? Во-первых, то, какая информация из окружающего мира усваивается легче и быстрее всего, на какие ее стороны прежде всего будет обращено внимание. Скажем, ребенок видит в магазине новую интересную игрушку. Визуал постарается рассмотреть ее как следует. Аудиал будет расспрашивать, что это такое, для чего нужна игрушка и как с ней играть. Кинестетику же надо подержать в руках и потрогать игрушку. Скорее всего, эти трое и предпочтут разное: визуал – яркую и красивую игрушку, кинестетик – мягкую или приятную на ощупь. Что касается аудиала, то если звучащей или говорящей игрушки в магазине не будет, то он, возможно, предпочтет персонажа сказки или мультфильма – того, с кем связана какая-нибудь интересная история.

Второе различие, связанное с ведущей репрезентативной системой, – предпочитаемая форма хранения информации в памяти и легкость извлечения из памяти разных видов информации. Скажем, думая о любимом человеке, один вспомнит прежде всего его лицо, другой – голос, а третий – мягкость рук или запах.

Третий важный аспект репрезентативных систем – легкость оперирования с разными типами информации в процессе мыслительной деятельности. Рассмотрим для примера процесс выбора правильной дороги в незнакомой местности. Визуал постарается запастись картой или воспользоваться навигатором. Если же ни того, ни другого нет, он попытается как можно лучше представить себе местность и выбрать дорогу, исходя из ее зрительного образа. Аудиал будет расспрашивать прохожих. Кинестетик, скорее всего, будет искать правильный путь, двигаясь в разных направлениях, пока не поймет, что на правильном пути.

Наконец, репрезентативные системы во многом определяют, в какие образы переводятся эмоции и чувства, переживания и внутренние состояния, а также то, на каком «языке» мы пытаемся поведать о них другим. Так, об одном и том же состоянии три человека с различными ведущими системами скажут совершенно по-разному. Визуал: «Когда я смотрю в свое будущее, оно кажется мне неясным». Аудиал: «Я не могу ничего сказать о своем будущем». Кинестетик: «Я не могу почувствовать, что должно произойти».

Специалисты НЛП определяют ведущую репрезентативную систему по движениям глаз, что требует специального обучения. Менее точно, но все же возможно определить ведущую репрезентативную систему по особенностям речи и поведения.

 

Задание 3. Определение ведущей репрезентативной системы в беседе [2]

 

Испытуемый (респондент). Ребенок от 6 лет или взрослый.

Процедура. Проводится свободная беседа, желательно записать ее на диктофон, если это невозможно, необходимо как можно точнее записывать все реплики респондента. Респондент не должен заранее знать о цели беседы; перед началом беседы его следует предупредить, что он может не отвечать на те вопросы, на которые не захочет (такое предупреждение обычно снижает тревогу). Количество и формулировки вопросов вы определяете сами; беседа длится до того момента, когда вы сочтете, что у вас достаточно данных для определения типа репрезентативной системы (или пока не иссякнет терпение у вас либо у вашего респондента)

Примерный круг вопросов, которые затрагиваются в беседе:

 

– любимые занятия, хобби (детей и студентов также можно спросить о любимых предметах в школе или в вузе и почему они любимые);

– как предпочитает отдыхать, проводить свободное время (для детей – что предпочитает делать на переменах);

– как предпочитают получать информацию (для детей и студентов – способы усвоения нового материала);

– как ориентируется в незнакомом месте;

– описать какой-нибудь запомнившийся эпизод из прошлого;

– назвать любимый предмет (для детей – любимую игрушку); почему они любимые; попросить его описать;

– чем руководствуется при выборе мобильного телефона (смартфона и пр.);

– как предпочитает проводить время в Интернете;

– предпочитаемые формы связи с людьми (телефон, sms-сообщения, связь в чате, связь по скайпу, по аудио– или видеоканалу, другие способы);

– что больше всего ценит в одежде;

– кем респондент себя считает: аудиалом, визуалом или кинестетиком (если этот вопрос задается, то последним, после того, как респонденту объяснили цель беседы).

 

Обработка и определение ведущей репрезентативной системы

Для того чтобы определить ведущую репрезентативную систему, необходимо учитывать два вида данных:

– содержательный анализ ответов на вопросы, из которого становится ясно, на какую информацию испытуемый предпочитает опираться в различных ситуациях;

– анализ используемых испытуемым слов, соотносящихся с различными видами восприятия (ниже приведены примеры таких слов).

Визуальная система. Картина, точка зрения, перспектива, видение.

Видеть, замечать, освещать, иллюстрировать, прояснять, наблюдать, смотреть, показывать.

Четкий, блестящий, ясный, цветной, размытый, светящийся, изолированный, удаленный.

Я вижу, о чем вы говорите. Видеть в розовом свете. Пролить свет. Быть на виду. Показать в истинном свете. На первый взгляд.

Аудиальная система. Тон, слово, крик, интонация, симфония, речь, шепот, голос, болтовня, монолог, диалог, музыка, ритм, мелодия, эхо, песня.

Слушать, усиливать, гармонировать, говорить, рычать, молчать, звать, напевать, объявлять, спрашивать, выражать, обсуждать, излагать, кричать, звонить.

Говорящий, шумный, молчаливый, глухой, немой, болтливый, мелодичный, неслыханный.

Иными словами. Задавать тон.

Кинестетическая система. Тяжесть, чувство, напряжение, нагрузка, вес, давление, удар, контакт.

Касаться, трогать, ощупывать, стучать, смягчать, сжимать, держать, ощущать, стабилизировать, шевелиться.

Чувствительный, ощутимый, крепкий, парализованный, холодный, душевный, раздраженный, ледяной, твердый, вялый.

Чувствовать проблему. Камень с души свалился. Развязывать узел. Вбивать клин. Наложить лапу. Крепко держаться.

В расшифровке аудиозаписи или в записи беседы слова, относящиеся к трем репрезентативным системам, выделяются разными способами (подчеркивание, цвет и пр.), затем подсчитывается и сравнивается их количество. Далее на основе подсчета и содержательного анализа определяется соотношение трех видов репрезентативных систем и обосновывается принадлежность испытуемого к одному из трех типов (аудиал, визуал, кинестетик). Можно дополнительно привлекать известную вам информацию о респонденте, выходящую за рамки беседы. Если не выявлено очевидное преобладание какого-то одного вида, то тип не выделяется, но описывается соотношение всех трех видов систем (например: «У респондента примерно в равной степени развиты аудиальная и кинестетическая системы, в меньшей степени – визуальная»).

 

Вопросы для анализа и обсуждения

1 Каково соотношение трех видов репрезентативных систем у респондента? Можно ли его отнести к представителям одного из трех типов репрезентативных систем? Обоснуйте свою позицию.

2. Если вы считаете необходимым, дайте рекомендации по совершенствованию способов обучения, общения, других сфер жизни на основе данных об особенностях репрезентативных систем респондента.

 

Примеры и рекомендации. Труднее всего, как правило, определить аудиала. Следует учитывать характерную для него особенность: ответ на любой вопрос он может свести к рассказыванию истории, припоминанию подходящих случаев из жизни. Часто именно этот признак помогает определить аудиала.

Как правило, определить тип репрезентативной системы сложнее, чем в приведенных примерах. Во-первых, многие спонтанно не используют в речи характерных слов и выражений, которые связаны с особенностями восприятия; иногда их выделяют в особый тип – дигитал, то есть тот, у которого восприятие информации опирается на знаки, логику и абстракцию. Вот пример характерного диалога с дигиталом:

 

– Расскажите о вашем последнем отдыхе.

– Я ездила в Египет, жила в очень хорошем отеле (расспрашивающий, который делает уже не первую попытку вывести респондентку на описание чего-нибудь, радуется: теперь-то точно будут использоваться «нужные слова»).

– Расскажите подробнее про отель, чем он был хорош.

– Это был четырехзвездочный отель.

 

Подобных респондентов необходимо «разговорить», причем нередко на это уходит немало времени, однако и у них, как правило, удается выделить преобладающий тип восприятия.

Другая сложность – хороший уровень развития всех репрезентативных систем и наличие в рассказе отсылок к каждой из них. Вот пример характерного диалога, в котором попытки проверить многократно возникающие гипотезы оказываются неудачными.

Респондент: Валерия, 13 лет, ученица 7-го класса.

 

– Валер, чем ты любишь заниматься?

– Кушать. А еще танцевать, играть в компьютер, слушать музыку, петь, в теннис играть, делать уроки (аудиал? кинестетик?).

– А что больше всего нравится?

Танцевать (кинестетик?).

– А что больше всего нравится в том, что ты танцуешь?

– Как посмотрю на себя в зеркало, сразу пойму, что я чемпионка! (визуал?)

– Что главное в танце?

– Веселиться!

– А что ты делаешь на переменах в школе?

– Я хожу по школе с друзьями, я кушаю, сижу на диванчике. Мы бегаем, прыгаем, скачем, поем. Я всегда пою на переменах (аудиал или кинестетик?)

– Что ты делаешь, чтобы запомнить новый материал? Какие-нибудь сложные слова, например.

– Я запоминаю слово на листочке, а когда надо его сказать, то вспоминаю этот листочек (визуал?).

– Расскажи о каком-нибудь хорошем моменте, который был летом.

– Турция! Мы ездили в Турцию. Было очень весело. Я нашла себе новых друзей.

– И что вы делали?

– Мы все рушили. Мы вытаскивали фонари из бассейна, утапливали горшки в море, мы забирали у барменов лед из стойки, кидались им, мы хулиганили. Еще мы любили покушать в бассейне, а еще я очень любила себе делать микс – коктейль в пепельнице (все-таки кинестетик).

 

Не стоит пытаться определить тип «любой ценой»: если у респондента нет явного преобладания одного из видов репрезентативных систем, то именно это следует указать в выводах.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.