Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характер откровения, полученного Моисеем от Бога






Отношения Моисея с Богом отличаются от того, что имело место в жизни большинства из его предшественников. Иудейские писатели часто делают столь сильный акцент на предписаниях Пятикнижия, что личная жизнь Моисея как глубоко верующего человека при этом опускается. Христиане, со своей стороны, часто карикатуризируют «религию Моисея» как этакую «религию мести», религию, которая требует выполнения принципа «око за око и зуб за зуб». Но такое ли откровение от Бога получил Моисей?

На ранних стадиях своего призвания Моисей услышал слово от Бога: «Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем “Бог Всемогущий”; а с именем Моим “Господь” не открылся им» (Исх. 6: 2-3). Когда Мариамь и Аарон злословили Моисея, Бог сказал им:

«Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем — он верен во всем дому Моем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит...» (Чис. 12: 6-8).

Что это значит: «С именем Моим “ГОСПОДЬ”» и в чем заключается значимость «видения образа ГОСПОДА»?

Ведущий средневековый толкователь Талмуда и Ветхого Завета РаШИ констатирует, что, очевидно, Моисей на самом деле не видел «образа ГОСПОДА», но это было как будто бы в «произнесенном видении» или в «видении Духа Святого».[92] Иаков был еще одним человеком, видевшим лицо Божье, когда у ручья Иавок он боролся с «Ангелом лика Его» Пенуэлом и сказал: «Я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт. 32: 30, Ис. 63: 9). Видение Иакова было больше видением Ангела, в котором, согласно раввинистическим истолкованиям, как мы увидим позже, появляется Мессия. Но как Моисей действительно мог «видеть» Бога, если еще до рассмотренного стиха Бог сказал: «...Лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33: 20)? Может ли быть так, что под фразой «видение образа Господа» понимается то, что Моисей просто что-то понял о сущности Божьей?

Библия, однако, говорит о Боге не как о каком-то абстрактном понятии, но как о Личности. В современном иудаизме существует серьезная опасность, заключающаяся в отношении к Богу с агностическим или деистическим[93] уклоном, как будто Он не является Богом откровения, Deus revelatus. Это влечет за собой идею о том, что демиург создал мир, но затем оставил его, позволив ему развиваться самопроизвольно. Эта опасность иудаизма вызвана отчасти реакцией на христианство — на утверждения христианства о том, что «Слово стало плотию» и «Бог явился во плоти» (Ин.1: 14 и 1 Тим. 3: 16), то есть на то, что Бог стал Человеком. Хотя древнейшие иудейские писатели и подразумевают Божественное происхождение, говоря о Мессии, это «воплощение» — Христос, ставший человеком, — является одним из величайших камней преткновения. Именно по этой причине РаМБаМ, Маймонид, сформировал 3-й (из 13) принцип веры, в котором констатируется:

«Я верую совершенной верой, что Создатель, да будет благословенно имя Его, нетелесен, не имеет никаких вещественных (материальных) свойств и совершенно никакой формы».[94]

Со времен иудейского философа Филона, в первом столетии христианства, начал укореняться обычай избегать имени Бога. Вместо него использовались такие иносказания, как «Имя», ha-Shem, и «Место», ha-Maqom. В самом деле, Бог обещал в Своей заповеди: «...На всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе, и благословлю тебя» (Исх. 20: 24).

При сотворении Бог говорит: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему...» «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его...» (Быт. 1: 26-27). Здесь используются два еврейских слова: tselem, «образ» (в современном иврите — «фотография»), и demuth, тоже «образ» или «сходство» («подобие»). Когда Моисею позволяется видеть «образ ГОСПОДА», в Библии используется слово temunah, основное значение которого «изображение» или «рисунок». Все эти выражения очень точны. Бог является личностью и имеет определенную форму и существование. Моисей испытал все это на более глубоком уровне, чем его предшественники.

Мы не могли постичь Его в материальности. Тем не менее, Он открыл Себя в таком виде, в каком «материальный человек может понять Его». Религия Моисея не была просто общим верованием во Всемогущего Творца. В чем, однако, заключается разница между религией патриархов и религией Моисея? Иерусалимский Талмуд утверждает, что патриархи знали только «Бога Небесного, но Бог не явил им Господнего MIMRA». Арамейское слово MIMRA рабби часто идентифицируют с Мессией. Оно соответствует греческому термину Logos, «Слово». Таргум Ионатана говорит, что «Мое имя ГОСПОДЬ Я, однако, не явил им через Моего Духа Святого».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.