Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 3. Найти ошибки, связанные с неправильным словообразованием, исправить их.






РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Контрольная работа

 

Задание 1. Изучить основные акцентологические нормы русского языка. Расставить ударения в словах (в случае затруднений свериться со специализированным словарем):

аʹ вгустовский, агеʹ нтство, апартамеʹ нты, асимметриʹ я, апокаʹ липсис, апостроʹ ф, араʹ хис, баловаʹ ть, битаʹ, бряцаʹ ть, быстринаʹ, включаʹ т, во-пеʹ рвых, газопровоʹ д, геʹ рбовый, гофрироʹ ванный, деньгаʹ м, дефиʹ с, диспансеʹ р, договоʹ р, донеʹ льзя, досуʹ г, дремоʹ та, жалюзиʹ, жерлоʹ, завиʹ дно, закуʹ порить, зубчаʹ тый, иʹ конопись, иʹ скоса, испокоʹ н, каучуʹ к, квартаʹ л, красиʹ вее, каʹ мбала, кремеʹ нь, каʹ шлянуть, лассоʹ, меʹ лькоʹ м, мышлеʹ ние, напаʹ сть (сущ.), некролоʹ г, новорождеʹ нный, норовиʹ стый, началсяʹ, нормиʹ роʹ ванный, обетоваʹ нный, обобщиʹ ть, обеспеʹ чение, олеʹ нина, оптоʹ вый, паралиʹ ч, пломбироваʹ ть, позвоняʹ т, не праʹ вы, поутруʹ, премироваʹ ть, принуʹ дить, раʹ джа, решаʹ т, свеʹ кла, смягчиʹ ть, сосредотоʹ чение, стираʹ льный, суʹ мерничать, столяʹ р, с тоʹ ртом, тамоʹ жня, танцоʹ вщик, в туʹ флях, упроʹ чение, формироваʹ ть, ходаʹ тайство, холеʹ ный, христианиʹ н, шаʹ баш (ведьм), щавеʹ ль, щекоʹ тно, щиʹ колотка, юроʹ дивый.

 

Задание 2. Распределить слова в два столбика: твердое произношение согласного перед Е; мягкое произношение согласного перед Е (В случае затруднений см. орфоэпический словарь.)

Если в одном слове в позиции перед Е представлены два согласных, один из которых должен произноситься мягко, а другой – твердо, данное слово необходимо заносить в оба столбика, подчеркивая произносящийся твердо (мягко) соответствующий согласный

агрессия, бактерия, брюнет, бутерброд, деканат, декольте, детектив, дефис, индекс, интерьер, кларнет, компресс, кофе, консервы, кредо, крем, лазер, лорнет, одеколон, претензия, прогресс, сервис, темп, террор, шинель.

 

Ответы:

 

Твердое произношение   Декольте [ дэ; тэ ] Индекс [ дэ ] Бактерия [ тэ ] Бутерброд [ тэ ] Детектив [ дэ; тэ ] Интерьер [ тэ ] Кредо [ рэ ] Крем [ рэ ] Лазер [ зэ ] Лорнет [ нэ ] Темп [ тэ ]   Мягкое произношение   Агрессия [ рʹ ] Дефис [ дʹ ] Шинель [ нʹ ] [ шынʹ елʹ ] Брюнет [ нʹ ] Деканат [ дʹ ] Кларнет [ нʹ ] Компресс [ рʹ ] Кофе [ фʹ ] Консервы [ сʹ ] Кредо [ рʹ ] Крем [ рʹ ] Лорнет [ нʹ ] Одеколон [ дʹ ] Террор [ тʹ ] Сервис [ cʹ ] Прогресс [ рʹ ] Претензия [ рʹ ]  

 

 

Задание 3. Найти ошибки, связанные с неправильным словообразованием, исправить их.

а) Требования к кандидату: опыт дорогостроительных работ, знание английского и немецкого языков.

б) Любительской труппой был поставлен одноактовый балет «Спящая красавица».

в) Деньги были тотчас переданы в сильно похудавший за последнее время областной бюджет.

г) Это сообщение было мотивировано некомпетенцией автора опубликованного материала.

ж) Руководство предприятия отреагировало на необязательство горняков Кузбасса системой карательных мер.

з) Дотошливая покупательница, осмотрев шубу изнутри, обратила внимание на некачественные швы.

и) Концы полотенца надо завести так, чтобы после приложения к лицу оно имело форму клюва с отверстием для дыхания.

к) Главный режиссер цирка поставил фантастический спектакль – настоящее светопредставление!

 

Ответы:

 

а) Требования к кандидату: опыт дорожностроительных работ, знание английского и немецкого языков.

б) Любительской труппой был поставлен одноактный балет «Спящая красавица».

в) Деньги были тотчас переданы в сильно похудевший за последнее время областной бюджет.

г) Это сообщение было мотивировано некомпетентностью автора опубликованного материала.

ж) Руководство предприятия отреагировало на необязательность горняков Кузбасса системой карательных мер.

з) Дотошная покупательница, осмотрев шубу изнутри, обратила внимание на некачественные швы.

и) Концы полотенца надо завести так, чтобы после прикладывания к лицу оно имело форму клюва с отверстием для дыхания.

к) Главный режиссер цирка поставил фантастический спектакль – настоящее светопреставление!

 

Задание 4. Исправить лексические ошибки в высказываниях, определить тип недочета.

а) Партизаны молчаливо спустились в подвал и увидели там винтовки.

б) У меня большой словарный состав, и я им легко апеллирую.

в) К нам приехала известная исполнительница фольклорных народных песен.

г) Мой друг никогда не откладывал дело в длинный ящик.

д) В новгородской земле водилось много пушнины.

е) Больной испытывал нетерпимые муки.

ж) У американцев не принято спрашивать, какие доходы они зарабатывают.

з) Наш новый начальник перенял на западе раскованную и чопорную манеру поведения с коллегами.

и) Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители статистики.

к) У меня прогрессивная близорукость: зрение с каждым годом падает.

 

Ответы:

 

а) Партизаны молча спустились в подвал и увидели там винтовки.

(употребление слова в несвойственном ему значении)

б) У меня большой словарный запас, и я им легко владею (оперирую)

(употребление слова в несвойственном ему значении: апеллировать-владеть. запас-состав)

в) К нам приехала известная исполнительница фольклорных песен.

(употребление лишнего слова: плеоназм. Слова не должны дублировать друг друга по смыслу (фольклорные -народные песни)

г) Мой друг никогда не откладывал дело в долгий ящик.

(неоправданное нарушение фразеологических оборотов)

д) В новгородской земле водилось много пушных зверей

(употребление слов в несвойственном им звучании: пушных- пушнина)

е) Больной испытывал нестерпимые муки.

(несвойственное значение: паронимы)

ж) У американцев не принято спрашивать, какие доходы они имеют.

(нарушение лексической сочетаемости слов: доходы имеют)

з) Наш новый начальник перенял на западе раскованную манеру поведения с коллегами.

(употребление слов (однородных членов) с противоположным значением: раскованный -чопорный))

и) Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только истинные любители статистики.

(употребление в одном стиле слов другой стилистической окраски)

к) У меня прогрессирующая близорукость: зрение с каждым годом падает.

(употребление слова в несвойственном ему значении: прогрессивный -прогрессирующий)

 

Задание 5. Поставить существительные в форму именительного падежа множественного числа (вопросы: кто? что?), выделить окончания.

адрес, берег, борт, бухгалтер, волос, выговор, год, диспетчер, договор, жернов, катер, купол, маляр, округ, ордер, оратор, пекарь, поросенок, прожектор, ребенок, свитер, табель, трактор, утенок, фельдшер, циркуль, цыган, шило, шофер.

Ответы:

Адрес[а] (что?), берег[а] (что?), борт[а] (что?), бухгалтер[ы] (кто?), волос[ы] (что?), выговор[ы] (что?), год[ы] и год[а] (что?), диспетчер[ы] (кто?), договор[ы] (что?), жернов[а] (что), катер[а] (что?), купол[а] (что?), маляр[ы] (кто?), округ[а] (что?), ордер[а] (что?) ордер[ы] (архит.), оратор[ы] (кто?), пекар[и] (кто?)(пекар[я]- вариативно), поросят[а] (кто?), прожектор[ы] (что?)(прожектор[а] -вариативно), ребенок- ребята- дети (кто?), свитер[а] (что?) (свитер[ы] –вариативно), табел[и] (что?) (табел[я]), трактор[ы] (что?) (трактор[а]- вариативно), утят[а] (кто?), фельдшер[а] (кто?), циркул[и] (что?), цыган[е] (кто?), шиль[я] (что?), шофе[ы] (кто?).

 

Задание 6. Образовать форму родительного падежа множественного числа (вопросы: кого? чего?) существительных, выделить окончания.

абрикос, апельсин, басня, болгарин, ботинок, ведомость, гетры, грабли, гранат, дело, звено, киевлянин, колесо, кочерга, мемуары, няня, патиссон, плечо, полено, помидор, сапог, солдат, туркмен, туфля, чулок, южанин, ясли.

 

Ответы:

 

Абрикос[ов], апельсин[ов], басен[ ], болг[ар], ботинок[ ], ведомост[ей], гетры – гетр[ ], грабли – грабель[ ] грабл[ей], гранат[ов] (фрукт), дело – дел[ ], звенья – звень[ев], киевл[ян], колесо – колес[ ], кочерга – кочер[ег], мемуары – мемуар[ов], няня – нянь[ ], патиссон[ов], плечо – плеч[ ], полено – полень[ев], помидор – помидор[ов], сапог – сапог[ ], туркмен – туркм[ен] и туркмен[ов], туфля – туфель[ ], чулок – чулок[ ], южанин – южан[ ], ясли – ясл[ей]

 

Задание 7. Определить род несклоняемых существительных, составить словосочетания с согласованными определениями или глаголами в прошедшем времени (в случае затруднений в определении значения несклоняемого существительного свериться с толковым словарем русского языка или со словарем иностранных слов).

Например: шимпанзе – крупный шимпанзе (м. р.); шимпанзе (м. р.) влез на дерево; шимпанзе (ж. р.) кормила детеныша.

авеню, бра, динго, жалюзи, жюри, кабальеро, кашне, колибри, коммюнике, контральто, либретто, пианино, пони, ситро, такси, Чили, эмбарго;

 

Ответы:

 

Широкая авеню (ж.р), Яркое красивое бра (ср.р), Дикая динго (ж.р), Красивые жалюзи (слово жалюзи может одновременно употребляться в каком-либо из родов и множ. числе – ср.р.мн.ч), Компетентное жюри (ср.р), Юный кабальеро (м.р), Шерстяное кашне (ср.р), Длиннокрылый колибри (длиннокрылая колибри(самец и самка))(м.р)(ж.р), Совместное коммюнике (ср.р), Бархатный контральто (м.р), Оригинальное либретто (ср.р), Дорогое белое пианино (ср.р), Маленький пони (муж.р), Вкусное ситро (ср.р), Маршрутное такси (ср.р), Чили могла рассчитывать на помощь соседних стран (ж.р), Экономическое эмбарго (ср.р),






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.