Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 2. Основные виды синтаксических недочетов Тип недочета и правило Пример недочета и его редактирование 1






Основные виды синтаксических недочетов

Тип недочета и правило Пример недочета и его редактирование
1. Нарушение ряда однородных членов: а) включение гиперонима (слова с общим значением) в ряд гипонимов (слов с частными значениями) б) нарушение соотнесенности форм различных частей речи: видо-временной соотнесенности глагольных форм, полных и кратких форм прилагательных и причастий и др. Правило: Однородные члены предложения должны соотноситься между собой по грамматической форме и по значению. 2. Неудачное употребление личных, возвратных и указательных местоимений: а) наличие в тексте двусмысленности в толковании значения местоимения. Правило: употребление местоимений в тексте не должно приводить к двусмысленности. Традиционно: местоимение относится к ближайшему существительному, совпадающему с ним по форме рода и числа; б) нарушение морфологической соотнесенности существительного и относящегося к нему местоимения (в форме рода и / или числа). Правило: при употреблении существительных, обозначающих совокупность множества предметов, но имеющих форму ед. ч. (типа студенчество, интеллигенция, народ), местоимение, соотносящееся с ними, также должно употребляться в форме ед. ч. 3. Нарушение конструкций с деепричастным оборотом. Правило: деепричастие должно обозначать действие того же лица, что и глагол-сказуемое, то есть действие подлежащего. Правило: в предложениях, не содержащих указание на лицо-подлежащее (сущ. или мест. им. п.), деепричастие может употребляться лишь при наличии глагола в неопределенной (инфинитивной) форме. 4. Неправильное употребление форм степеней сравнения имен прилагательных:   а) неправильное фонетическое формообразование; б) смешение простой и составной формы. Правило: в тексте должны употребляться либо простая, либо составлая формы степеней сравнения. Их объединение недопустимо; в) употребление форм сравнительной степени без объекта сравнения. Правило: сравнительная степень обозначает, что признак в одном предмете проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом. Поэтому недопустимо использование форм сравнительной степени без объекта сравнения. 5. Неправильное употребление конструкций с причастными оборотами(нарушение согласования морфологической формы причастия с главным словом) 6. Неудачный порядок слов. Порядок слов в русском языке является относительно свободным (в отличие от ряда языков с фиксированным порядком слов). Однако порядок слов не должен приводить к искажению смысла высказывания. Правило: при употреблении двойных союзов (не только…, но и…; как…, так и… и др.) между собой должны сопоставляться непосредственно лишь однородные компоненты. 7. Нарушение согласования форм подлежащего и сказуемого в формах рода и числа. Правило: при существительных, обозначающих множество предметов, но имеющих форму ед. ч. (типа: поколение, группа, ряд, половина и др.) глагол должен употребляться в форме единственного числа соответствующего рода. 8. Нарушение управления сильноуправляющих частей речи: глаголов, существительных, прилагательных, причастий. Управление – способность различных частей речи требовать при себе постановки зависимого слова в определенном падеже. 9. Нарушение предложного управления: Правило: предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют при себе формы дательного падежа. Правило: предлог по в значении «после» требует при себе предложного падежа.   10. Нарушение построения однородных синтаксических конструкций. В лесах северной полосы растут березы, ели, клены, разнообразные деревья и кустарники. Он выходит из дому; остановившись у подъезда, осмотрелся и сел в машину. Охота была удачная, но достаточно опасна. Я достала книгу из сумки и положила ее на стол. Брат поступил в драматический кружок; скоро он будет выступать на сцене. Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной. Профессор попросил ассистента прочитать свой доклад. Жюри пришлось очень трудно, но они выставили объективные оценки. Революционные настроения были распространены и среди интеллигенции; к их голосу прислушивались многие. Купечество стремилось подражать дворянам в образе жизни: они тоже строили роскошные дома. Глядя на природу из окна вагона, с меня слетела шляпа. Проводя большую часть своей жизни на работе, другая ее часть безвозвратно проходит мимо. Прочитав эту статью, у некоторых вовремя откроются глаза. Проезжая мимо березовой рощи, мне стало грустно. Тяжело на сердце, имея столько проблем. Ему постоянно скучно, не занимаясь никаким делом. Товары в этом магазине дешевше, чем в том. Я хочу рассказать о самом красивейшем месте в нашей области. Этот учение более умнее, чем тот. Пушкин – наиболее талантливейший поэт девятнадцатого века. Первый курс дисциплинированнее. Выступление этого оратора прошло более удачно. Этот музейный экспонат древнее.   Он оглядывается и видит напряженное лицо сына, внимательно прислушивающееся к их разговору. Есть немало произведений, повествующих о детстве художника, в мировой литературе.     Он всю жизнь не только мечтал увидеть море, но и неприступные скалы, и горные водопады, и пески пустынь. Против обвиняемого было возбуждено ряд уголовных дел. Те, кто пришли, остались довольны … Местоимение КТО требует при себе сказуемого в форме мужского рода(ср.: кто-то постучал); местоимение ЧТО требует при себе сказуемого в форме среднего рода(ср.: что случилось). Нужны шоферы для управления грузового автомобиля. Он был задержан за контрабанду наркотиками. А заслушаться есть чему! Согласно дипломатического протокола, стороны взяли на себя ряд обязательств. По завершению пресс-конференции депутат отправился на завод. Олег, после армии нигде не работавший и от скандалов которого все в семье намучились, в очередной раз стал требовать денег.

Вопросы к зачету

1. Язык как система. Язык и речь, их соотношение.

2. Язык как важнейшее средство человеческого общения. Функции языка: основные и дополнительные.

3. Понятия «литературный язык», «литературная норма». Кодифицированный литературный язык и разговорная речь как разновидности русского литературного языка.

4. Языковые средства ограниченного употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, просторечия. Причины ограниченности употребления данных лексических единиц.

5. Виды норм литературного языка.

6. Варианты норм, их обусловленность. Исторический характер норм. Устойчивость и изменчивость как основные характеристики литературной нормы.

7. Акцентологические нормы литературного языка. Ударение. Основные свойства русского ударения.

8. Обусловленность русского ударения. Ударные и безударные компоненты в составе русских и иноязычных слов.

9. Причины изменения и колебания ударения в словах. Особенности постановки ударения в стихотворных текстах, причины отклонения в стихах от акцентологических норм современного русского литературного языка.

10. Орфоэпические нормы литературного языка. Формирование русского литературного произношения.

11. Нормы произношения гласных звуков. Отклонения от нормы, их обусловленность. Сценическое произношение как особый вариант литературного произношения звуков.

12. Нормы произношения согласных звуков. Основные речевые недочеты, связанные с произношением согласных, их обусловленность.

13. Нормы произношения сочетаний согласных звуков. Причины, обусловливающие то или иное произношение сочетаний согласных (традиция употребления, закон экономии речевых усилий и др.).

14. Особенности произношения слов иноязычного происхождения. Варианты произношения русских отчеств.

15. Основные словари и справочники по общим вопросам литературного произношения и постановки словесного ударения.

16. Словообразовательные нормы русского языка. Нормативное и ненормативное словообразование.

17. Коммуникативные качества к культурной речи. Общие требования к культурной речи: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство словарного запаса. Правильность речи как ее основное коммуникативное качество.

18. Лексические нормы литературного языка. Основные требования к соблюдению лексических норм. Значение слова и его употребление в речи.

19. Основные типы лексических недочетов. Словари и справочники, ориентированные на правильное и точное словоупотребление.

20. Морфологические нормы. Морфология как учение о форме слова.

21. Морфологические нормы существительных. Особенности употребления в речи собственных существительных (названий населенных пунктов, русских и иноязычных фамилий). Их склонение, родовая принадлежность.

22. Склонение нарицательных существительных единственного числа. Варианты падежных окончаний.

23. Склонение нарицательных существительных множественного числа. Варианты падежных окончаний.

24. Род имени существительного. Особенности определения рода существительных с нестандартным родовым окончанием; существительных, оканчивающихся на мягкий согласный или шипящий.

25. Род несклоняемых существительных. Особенности употребления в речи несклоняемых существительных.

26. Род сложносокращенных слов (аббревиатур); особенность их речевого употребления.

27. Существительные общего рода, особенность их речевого употребления. Существительные, обозначающие название лиц по профессии, особенности их родовой принадлежности и функционирования в речи.

28. Местоимение. Особенности употребления в речи местоимений разных разрядов.

29. Особенности склонения местоимений различных разрядов (сколько, столько, себя, некто, нечто, некого, нечего и др.).

30. Имя прилагательное. Образование и употребление в речи степеней сравнения имен прилагательных.

31. Краткая форма прилагательных и причастий. Особенности образования и функционирования в речи краткой формы прилагательных и причастий. Понятие об усеченной форме прилагательного.

32. Имя числительное. Разряды числительных по составу и структуре.

33. Собственно-количественные числительные. Их значение, особенности склонения, сочетаемости с существительными и функционирования в речи.

34. Порядковые числительные, их склонение и особенности сочетаемости с существительными. Дробные числительные, особенности склонения и сочетаемости.

35. Собирательные числительные, особенности их образования, склонения и сочетаемости с существительными и местоимениями.

36. Морфологические нормы глаголов. Понятие о глагольном управлении. Особенности управления отдельных глагольных форм.

37. Синтаксические нормы. Особенности построения синтаксических конструкций. Основные виды синтаксических недочетов: случаи нарушения согласования подлежащего и сказуемого, порядка слов в предложении.

38. Особенности функционирования синтаксических конструкций: причастных и деепричастных оборотов; ряда однородных членов. Предупреждение синтаксических ошибок.

39. Понятие о функциональном стиле. Система функциональных стилей современного русского литературного языка. Взаимодействие стилей.

40. Научный стиль, его лексические, морфологические и синтаксические особенности. Терминология как характеристика научного стиля. Виды терминов.

41. Научно-популярный (научно-учебный) и производственно-технический подстили как разновидность научного стиля; их направленность и основные особенности.

42. Официально-деловой стиль: лексические, морфологические и синтаксические особенности. Сфера употребления. Понятие о документе и документообороте. Основные виды документов.

43. Языковые формулы официальных документов. Отдельные виды документов и правила их оформления (заявление, расписка, доверенность, резюме и др.).

44. Публицистический стиль, его лексические, морфологические и синтаксические особенности. Своеобразие публицистического стиля, его взаимодействие с другими стилями.

45. Ораторское искусство как устная разновидность публицистики. Специфика общения оратора и аудитории. Основные требования к организации публичного выступления.

46. Разговорный стиль как устная разновидность литературного языка; его фонетические, лексические, морфологические и синтаксические особенности. Условия функционирования разговорного стиля, роль внеязыковых факторов.

47. Нормы межличностного общения, понятие о речевом этикете.

48. Культура письменной речи. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как основной в русской орфографии.

49. Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные. Цель орфографической и пунктуационной регламентации письменных текстов.

50. Дикция как показатель культуры речи. Техника устной речи.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2001.

2. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина [и др.]; под ред. О.Я. Гойхмана. – М.: Инфра-М, 2002.

Дополнительная:

1.Васильева, А.Н. Основы культуры речи / А.Н. Васильева. – М., 1990.

2.Введенская, Л.А. Культура и техника речи / Л.А. Введенская [и др.]. – Ростов н/Д., 1994.

3.Введенская, Л.А. Риторика для юристов: учеб. пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

4.Ганапольская, Е.В. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Е.В. Ганапольская, Т.Ю. Волошинова, Н.В. Анисина [и др.]; под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. – СПб.: Питер, 2006.

5.Головин, Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. – М., 1980.

6.Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2001.

7.Горбачевич, К.С. Нормы современного русского языка / К.С. Горбачевич. – М., 1989.

8.Граудина, Л.К. Теория и практика русского красноречия / Л.К. Граудина, Г.И. Миськевич. – М., 1989.

9.Далецкий, Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты: учеб. пособие / Ч. Далецкий. – М.: Омега-Л, 2004.

10. Иванова-Лукьянова, Г.Н. Культура устной речи / Г.Н. Иванова-Лукьянова. – М., 1998.

11. Колесов, В.В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра / В.В. Колесов. – СПб., 1998.

12. Культура русской речи: Учебник для вузов / ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М., 1999.

13. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2002.

14. Мурашов, А.А. Культура речи: практикум / А.а. Мурашов, В.Ф. Русецкий. – М.; Воронеж, 2004.

15. Мучник, Б.С. Культура письменной речи / Б.С. Мучник. – М., 1996.

16. Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Д.Э. Розенталь. – М., 1987.

17. Розенталь, Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. – М., 1996.

18. Русский язык и культура речи: практикум / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.

19. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / под ред. В.Д. Черняк. – М.-СПб., 2002.

20. Русский язык и культура речи: учебник для студентов вузов / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.

21. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997.

22. Скорикова, Т.П. Основы культуры научной речи / Т.П. Скорикова. – М., 1999.

Основные словари:

1. Абрамов, Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / Н. Абрамов. – М., 1994.

2.Агеенко, Ф.Л. Словарь ударений русского языка / Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва. – М., 2000.

3.Большой орфографический словарь / под ред. С.Г. Бархударова [и др.]. – М., 1999.

4.Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб., 2002.

5.Введенская, Л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения / Л.А. Введенская. – М.; Ростов н/Д., 2003.

6.Еськова, Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические нормы. Ударение / Н.А. Еськова. – М., 1994.

7.Ефремова, Т.В. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т.В. Ефремова, В.Г. Костомаров. – М., 1999.

8.Крысин, А.П. Толковый словарь иноязычных слов / А.П. Крысин. – М., 1998.

9.Новый орфографический словарь-справочник русского языка / отв. ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 2002.

10. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – М., 1999.

11. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р.И. Аванесова. – М., 2002.

12. Розенталь, Д.Э. Словарь трудностей русского языка / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М., 1986.

13. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д.Э. Розенталь [и др.]. – М., 1999.

14. Розенталь, Д.Э. Управление в русском языке: словарь-справочник / Д.Э. Розенталь. – М., 1986.

15. Словарь иностранных слов. – М., 1988.

16. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. – 4-е изд., стереотип. – М., 1999.

17. Словарь синонимов русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. – М., 2005.

18. Словарь ударений для работников радио и телевидения / под ред. М.В. Штудинера – М., 2001.

19. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология / Л.М. Баш, А.В. Боброва [и др.]. – 6-е изд., стереотип. – М., 2005.

20. Фразеологический словарь русского литературного языка: в 2 т. / сост.А.И. Федоров. - Новосибирск, 1995.

21. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. – М., 1986.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.