Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 4. Социальные взаимодействия и процессы






1.4.1. Социальное действие и взаимодействие

Понятие социального действия, его структура. Социальное действие как единица социальной деятельности. Типология социальных действий (по М. Веберу): целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное. Их отличительные особенности.

Концепция социального действия в социологии Т. Парсонса. Понятие «общей системы человеческого действия».

Социальное взаимодействие как тип отношений между социальными субъектами. Объективная и субъективная стороны социального взаимодействия.

1.4.2. Социальное поведение и социальный контроль

Социальное поведение личности и социальных групп. Типы и виды социального поведения. Публика и толпа. Особенности политического поведения, в том числе поведения избирателей.

Мотивация социального поведения. Факторы, обуславливающие мотивацию поведения: потребности, интересы и цели; ценностные ориентации; социальные нормы и запреты.

Социальный контроль, его содержание, механизм и формы. Объект и субъект социального контроля.

Нормативное и отклоняющееся (девиантное) поведение. Правонарушения и преступность. Социально одобряемые и социально осуждаемые отклонения. Социальные санкции. Силовые методы регуляции отклоняющегося поведения.

Социальный контроль и стабилизация социальных систем.

1.4.3. Социальная коммуникация и информационные технологии

Природа коммуникационного процесса, его фазы. Место и роль коммуникаций в функционировании общества. Виды коммуникаций. Особенности коммуникаций в различных общностях, институтах, организациях.

Основные элементы коммуникаций. Коммуникационные сети. Средства коммуникации. Механизм обратной связи.

Социальная информация и ее виды. Социальная информация и дезинформация. Средства массовой информации и аудитория. Массовая коммуникация и социальные стереотипы.

Информационная система общества, ее основные исторические этапы. Компьютеризация и информатизация современного общества. Социальные аспект системы «Интернет».

1.4.4. Социальная мобильность

Сущность социальной мобильности. Разновидности социальной мобильности. Особенности горизонтальной и вертикальной мобильности.

Каналы, механизмы и факторы социальной мобильности.

Социальная мобильность в условиях динамизации общественного развития. Показатели социальной мобильности современного российского общества.

1.4.5. Социальные конфликты и социальное согласие

Социальные конфликты и социальный консенсус (согласие) - взаимосвязанные и неизбежные элементы общественного бытия людей.

Понятие социального конфликта и его состав (структура). Типология конфликтов иих причины. Стадии развития конфликтной ситуации. Способы разрешения социальных конфликтов.

Понятие социального согласия (консенсуса) и его элементы. Типология социального согласия. Основания социального согласия.

Интегративные и дезинтегративные последствия социальных конфликтов и социального согласия.

Конфликтогенность современного российского общества.

1.4.6. Общественное мнение и его динамика

Общественное мнение как социальный феномен. Объект и субъект общественного мнения. Общественное мнение и общественное настроение.

Особенности формирования и функционирования общественного мнения. Роль средств массовой информации в этих процессах. Общественное мнение как фактор политической жизни общества и принятия решений на разных уровнях.

Проблема адекватности общественного мнения реальному положению вещей. Понятие социального стереотипа. Социальный имидж. Демагогия и слухи как социальные феномены. Манипулирование общественным мнением и его формы.

Правовые и нравственные аспекты свободы и плюрализма мнений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.