Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация органов государства.






Органы государства могут быть классифицированы по различным критериям. Классификация позволяет более тщательно исследовать органы государства.

По источнику легитимности:

· устанавливаемые Конституцией Российской Федерации,

· устанавливаемые федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства;

· органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ).

По способу создания:

· первичные (получающие власть от народа);

· производные (образуются первичными органами).

На основе принципа разделения властей: органы законодательной, исполнительной, судебной власти.

По объему властных полномочий: высшие и местные (например, территориальные управления, отделы). Органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов.

По длительности действия: постоянные и временные (например, осуществляющие функции государства при чрезвычайном положении, во время войны).

По способу решения вопросов: единоличные (Президент, Генеральный прокурор) и коллегиальные (Государственная Дума).

По широте компетенции: общей (полномочны решать широкий круг вопросов, например, Правительство) и специальной (специализируются на определённом виде деятельности, например, Министерство образования, юстиции) компетенции.

.


27. Антидемократические режимы: понятие и виды.

В отличие от демократического государственного режима, в антидемократических режимах отсутствует народовластие и иные признаки демократии. В науке выделяют тоталитарный и авторитарный режимы.

Авторитарный режим отличается тем, что:

· народ отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью;

· вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты;

· устраняется оппозиция (формально разрешается деятельность политических партий, профсоюзов);

· личность лишена гарантий безопасности, права и свободы формально провозглашены, установлен приоритет общих интересов над личными;

· ряд сфер общественной жизни свободен от политического контроля (экономика, частная жизнь).

При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. Нарушается принцип разделения властей: парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается.

При тоталитарном режиме господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией. Термин «тоталитарный» был введён в оборот Б.Муссолини для описания фашистского движения в Италии. Характерными чертами данного режима являются:

· идеологизация общественной жизни, нетерпимость к инакомыслию, введение цензуры;

· сращивание правящей партии с государственным аппаратом;

· абсолютная концентрация власти, объединяющей законодательную и исполнительную власти в одном органе;

· централизация государственного управления и ликвидация местного самоуправления;

· контроль над всеми сферами общественной и частной жизни граждан;

· бюрократизация исполнительной власти, террор по отношению к населению;

· милитаризация экономики и люмпенизация населения, организуется общественно-политическое движение в поддержку правящего режима.

Можно выделить три вида тоталитарных режимов: левый (коммунизм), правый (фашизм), религиозный (исламский фундаментализм). Антидемократический режим не всегда следует рассматривать как негативное явление, поскольку в условиях внешней или внутренней угрозы он является действенным средством стабилизации ситуации в стране.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.