Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогические характеристики






Особенности методики правового воспитания учащихся.

1. Правовое воспитание: понятие, цели и задачи. Субправовое воспитание.

Организация правового воспитания личности.

2. Взаимосвязь правового и нравственного воспитания.

Воспитание гражданственности.

3. Правовое воспитание и правосознание.

Формирование правовых убеждений учеников.

4. Роль правового образования в формировании правосознания и правовой культуры личности, учебной и внеклассной работы в правовом воспитании.

 

I.

I.1. Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее её правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру с учетом стихийного влияния на личность всей системы общественных отношений.

Правовое воспитание - длящийся в пространстве и во времени процесс, который не может протекать без противоречий. В этом процессе участвуют все граждане в течении всей своей жизни, в качестве воспитуемых и воспитывающих - в зависимости от исполняемой ими социальной роли.

При этом правовая воспитанность – это состояние, в котором человек находится в каждый данный момент, а, следовательно, и в момент принятия решения о том, как поступить в тех или иных обстоятельствах (ситуации). Это, безусловно, и состояние правосознания, и уровень правовой культуры, и, следовательно, готовность к правомерному или противоправному поведению (осуществление " самосуда" является примером пренебрежения в данный момент законом). Уровень правовой воспитанности - не только знание и понимание необходимости исполнять правовые предписания. Он определяется степенью сформированности отношения к закону как ценности (находящийся в демократическом государстве, обществе вне конкуренции).

Итак, правовая воспитанность - состояния любого субьекта права, которое непрерывно меняется, а поэтому его нельзя охарактерезовать абсолютно одинаково дважды. Но всегда нежелательным этапом развития субъекта является низкий уровень правовой воспитанности или правовая невоспитанность.

Цель правового воспитания - обеспечение правомерного поведения (нежелание вступать в конфликт с обществом и претерпевать неблагоприятные последствия), а также формирование законопослушного гражданина, формирование и развитие направленности его правосознания.

Кроме того, целью правового воспитания является формирование комплекса специфических качеств личности в правовой сфере жизнедеятельности:

а) Ближайшая цель - формирование системы правовых знаний;

б) Промежуточная цель - формирование правовой убежденности;

в) Конечная цель - формирование мотивов и привычек правомерного, социально активного поведения, т. е. оформление, придание более четкой социальной определенности внутреннему состоянию, достигнутому субьектом права в результате всех видов воспитательного воздействия к каждому конкретному периоду, моменту его жизни.

Правовое воспитание включает одновременно образование, обучение, формирование убеждений, привычек и навыков правомерного поведения, социально - правовой активности личности.

Задачи правового воспитания:

1. Формирование необходимой системы знаний по вопросам государства и права, информирование по текущим и актуальным вопросам права.

Граждане должны быть осведомлены о праве, они должны обладать высокой правовой культурой. Тем более, что они сами и творят право, и обеспечивают проведение его предписаний в жизнь. При достаточной правовой осведомленности человек начинает ощущать себя участником различного рода отношений (семейные, трудовые и т. д.), т.е. осознавать себя участником правоотношений. Он получает возможность соизмерять, соотносить различные нормы поведения (правовые, моральные и др.), принимать правильные решения, не противоречащие интересам государства, общества и других людей.

2. Формирование уважения к государству и праву, принципам законности.

3. Привитие навыков правомерного поведения.

4. Воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости к правонарушениям.

5. Формирование потребности и умения активно защищать в установленном законом порядке интересы и права, как свои, так и других лиц (государства и общества в целом).

Правовое воспитание в школе служит подготовке несовершеннолетних к общим социальным ролям, которые они исполняют, и будут исполнять в дальнейшем (гражданин, член семьи, работник, наниматель, субъект гражданского права, ученик). Оно призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей правовой системе.

Правовоспитательная деятельность зависит от:

а) соответствующих элементов внутреннего мира личности (безнравственный человек более склонен к совершению правонарушений);

б) внешних обстоятельств;

в) всей предыдущей жизни субъекта;

г) сформированного жизнью духовного мира субъекта;

д) того внутреннего состояния, в котором субъект приблизился к моменту конкретного выбора. А, следовательно, правовая воспитанность как субъективное состояние должна обеспечиваться гуманистически развитой эмоционально волевой сферой.

Таким образом, правовое воспитание и тем более перевоспитание не даёт ожидаемых результатов, если не будет сформирована внутренняя среда для развития правовых чувств, так как знания правовых норм ещё не гарантируют повсеместного, постоянного, добровольного и полноценного их исполнения. Кроме того, необходим учёт социально-психологической оценки воспитательного воздействия правовых норм при изменении законодательства.

I. 2. Субправовое (связанное с правовым) воспитание - неотъемлемая часть процесса правового воспитания. В нашем обществе сутью правового воспитания является формирование установки на согласование своих ожиданий, устремлений, с интересами и ожиданиями общества. Для этого важно, чтобы потребности индивида, которые намечаются уже с первых дней жизни, не протеворечили потребностям общества и его ценностям, так как ребёнок в детстве нацелен на подражание, не способен к сознательному объяснению происходящего, но уже усваивает примеры поведения (правомерного и противоправного). Поэтому необходимо больше обращать внимания на детей, разбираться в детских конфликтах, доказать неправильность их действий и показать характерные позитивные примеры и последствия негативных примеров.

Исследования, основанные на ответах учащихся на вопросы, показали, что формирование негативной правовой готовности возможно с самого раннего детства: стереотипы усваиваются без участия истинно правовой информации, с малой активностью сознания. При этом шаблоны неправомерного поведения, противоправных намерений, стремлений, ориентации и у воспитуемых и у самих воспитателей существуют как часть и порождение внутреннего мира, который, в свою очередь, получает информацию от внешнего окружающего его мира. А значит необходимо воспитывать в правовом отношении и всех будущих воспитателей ребёнка. Исполнить или нет свою обязанность, человек решает не только исходя из знаний своих обязанностей, а также основываясь на чувствах, и всей внутренней готовности. Поэтому целеустремлённое правовое воспитание - это и психологическая подготовка, в частности к действиям в обычных обстоятельствах.

Таким образом, социально-правовое воспитание - это качественно новый уровень воспитания. Следовательно, теория и методика обучения праву должна исследовать и процесс правового воспитания, выбрав и освоив на " своём" уровне все достижения педагогики, психологии личности и социальной психологии, криминологии, этики, эстетики, а также методы и формы различных видов и направлений воспитания (гражданского, трудового, семейного и др.). Кроме того, целостный процесс воспитания не может осуществляться обособленно от правового, и все мероприятия, направленные на формирование личности должны подвергаться нравственно - правовой оценке и наполняться соответствующим содержанием.

Итак, правовое воспитание, как длящийся процесс, ограниченный для одного человека лишь пространством и временем его жизни, «вливается» во всеобщий воспитательный процесс, в котором участвуют все субъекты права, являясь тем самым частью целостного процесса гражданского воспитания субъектов права.

I. 3. Организация правового воспитания граждан.

Целью организации правового воспитания является преодоление стихии противоправного воздействия на личность и противостояние ему.

 

В организации имеют важное значение:

 

1. Правовая пропаганда - распространение и углубленное разъяснение правовых знаний, идей. Устная пропаганда (учитель, лектор); средства массовой информации и пропаганды: печать, телевидение, литература, искусство и т. д.

2. Правовое обучение или просвещение обеспечивает усвоение учащимися определенной системы правовых знаний, развитие на этой основе их познавательных способностей, их формирование и подготовку к практической деятельности.

3. Повседневная правовая деятельность, участие в отстаивании законных прав, неуклонное исполнение обязанностей и т. п.

 

В процессе правового воспитания достигается усвоение правовых положений на интеллектуальном, эмоциональном (когда знания перерастают в убеждения) и на волевом уровне, когда человек готов поступать в соответствии со своими знаниями и убеждениями.

Об эффективности правового воспитания судят по достижению поставленных целей (по снижению или по увеличению числа правонарушений).

1. Социальная эффективность - достижение положительных результатов формирования правосознания, правовых установок, правовой культуры.

2. Эффективность механизма работы - количество мероприятий по формированию правового воспитания, результатами их проведения.

Правовое воспитание должно носить проблемный характер, побуждать людей к самовоспитанию (без которого оно " бесплодно").

 

I. 4. Личность осмысливает предъявляемые к ней обществом правовые требования в соответствии с уровнем своего духовного развития. При этом задача общества - помочь человеку, пришедшему в него, не оказаться подвергнутым санкциям, не остаться в изоляции, подготовить гражданина к адекватному восприятию требований и программированию своего поведения в установленных пределах (20 - 21 в.в. – годы " эгоизма" и «нигилизма»).

Нужно последовательно воспитывать личность, готовую к добровольному соблюдению общественных требований. А, следовательно, социально - нормативное воспитание начинается с рождения субъекта и продолжается непрерывно, изменяется с развитием общества и законодательства.

Поэтому современная школа является тем социальным институтом, с помощью которого общество стремится воспитать личность, используя деятельностный и другие подходы в обучении. А каждый субъект, причастный к воспитанию, должен осознать это и стремиться готовить воспитуемого к регулированию своего поведения в соответствии с нормами, одобряемыми обществом. Его деятельность состоит в передаче разными способами информации, соответствующей уровню развития гражданина и сложившейся ситуации, в проверке усвоения и необходимой корректировке воспринимаемых норм-образцов.

Таким образом, организованное, должным образом, социально - нормативное воспитание учащихся становится дисциплинирующим началом всего воспитательного процесса.

II.

II.1. Важной предпосылкой нравственно - правового воспитания являются нравственно - правовые знания, которые зачастую бывают очень слабыми или вообще отсутствуют у учеников.

Мораль - сложная форма общественной жизни, система нравственных понятий и явлений. Она включает в себя нравственные нормы и отношения, нравственное сознание.

Мораль - совокупность чувств, взглядов, представлений, правил поведения и складывающихся на их основе нравственных отношений, которые опираются на силу общественного мнения и внутренние убеждения людей. Назначение морали - быть регулятором взаимоотношений людей, а нравственного воспитания - выработать навыки и привычки их поведения, удовлетворяющего требованиям общества.

Формирование норм морали подразумевает развитие таких качеств личности, как: принципиальность, тактичность и доброта, отзывчивость, правдивость, вежливость, чуткость, честь, совестливость, справедливость, которые определяются ее действиями, поступками.

Совесть - это способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Это одно из выражений нравственного самосознания личности, развиваться которому должны помочь уроки права.

Важнейшая особенность нравственного воспитания - его всеобщий характер. Формирование моральных качеств личности, нравственного сознания - непременное условие подготовки человека к любому роду деятельности, независимо от её предметного содержания. Если большинство нравственных норм нигде не записаны, проявляются на уровне обыденного сознания, то нормы права выступают в форме строго зафиксированных, категорических требований, не допускающих различий в их толковании и применении.

Приблизительное знание правовых норм наносит вред правовому воспитанию. Усвоение правовых норм формирует у учеников представление о том, какие поступки и действия признаются государством дозволенными, какие - обязательными для выполнения, а какие запрещаются и поэтому влекут за собой наказание, неблагоприятные последствия для виновного. При этом мысли и чувства не поддаются правовой регламентации. Однако на них можно воздействовать моральным авторитетом и принудительной силой государства. Тем самым право влияет на волевые поступки и сознательную деятельность людей.

Общее в нормах права и морали (взаимосвязь):

1. Они представляют собой общие правила поведения, воздействуя на которые, мораль и право устанавливают определённые масштабы поведения (границы дозволенного);

2. В единстве они формируют морально - правовую ответственность;

3. Неразрывность правового и нравственного воспитания объясняется единством их функций, общим объектом воздействия - поведение, поступки людей, т.е. выполняют регулятивную функцию и функцию ориентации сознания людей, т.к. правовые взгляды основываются на нравственном убеждении членов общества. Кроме того, их единство проявляется на всех этапах развития и формирования личности. Так, уже в начальной школе ученики наряду с нравственным воспитанием получают элементарные правовые знания, воспринимая простейшие запреты и дозволения. Чем старше ученик, тем более точным, целенаправленным (управляемым) становится процесс взаимосвязи правового и нравственного воспитания;

4. Важнейшим условием правового воспитания является нравственная воспитанность учащихся. Когда у человека нет элементарных правовых знаний, то он решает правовые вопросы, опираясь на свои моральные воззрения, взгляды своих сверстников, наблюдения, воспринимая с этих позиций социально-правовую практику. Как правило, невысокий уровень нравственного сознания сочетается с низким уровнем правовой культуры. Обладая этическими и правовыми знаниями, человек идёт от осознания требований, норм, через усвоение их внутренней необходимости к правовым и нравственным переживаниям и действиям. Обычно правовые чувства возникают совместно с нравственными, которые как - бы пронизывают своим содержанием правовые чувства личности, оказывают наибольшее влияние на её формирование, вызывают положительные и отрицательные эмоции. Неоднократное повторение одних и тех же действий вырабатывает у учащихся моральные и правовые привычки, т.е. относительно устойчивые, закономерные способы реагирования на повторяющиеся нравственные и правовые требования общества. Основные формы их закрепления - нравственные и правовые обычаи и традиции.

5. Как мораль, так и право требуют от человека не механического выполнения норм поведения, а понимания их сути, умения применять их в конкретной обстановке. Мало только знать и даже понимать законы, важно осознать их справедливость, социальную ценность, выработать убеждение в необходимости их исполнения. Убеждения вырабатываются в процессе нравственного - правового воспитания, которое носит непрерывный характер, заключающийся в переходе от низшей ступени правового и нравственного сознания к более высокой. Его относительную завершённость можно считать лишь тогда, когда нормы морали и права превращаются в прочные привычки поведения.

6. И, наконец, нравственно - правовая воспитанность зависит от:

а) содержания обучения и воспитания (насыщение его общечеловеческими проблемами и т. д.)

б) организации методической работы (от разнообразия форм обучения, от включения в урок элементов дискуссии и т. д.), применения инновационных методов обучения;

в) позиции учеников в учебно-воспитательном процессе (включение в активную познавательную деятельность, развивающую их творческую самостоятельность и т. д.);

г) педагогического сотрудничества учителя и ученика;

д) обратной связи: создания ситуаций, побуждающих учеников к проявлению собственного отношения к изучаемому правовому материалу, выявлению их взглядов, убеждений, выражению нравственно - правовой оценки и т. д.

Таким образом, воспитание у учеников нравственности предполагает не только знание и понимание морально-правовых требований, но и выработку стремления руководствоваться ими в повседневной жизни, умение претворять нравственно-правовые знания в правомерное поведение.

Воспитание гражданственности.

Главная цель в нравственном воспитании - воспитание гражданственности, которая выступает в роли обобщающей характеристики социально-политических, нравственных и правовых качеств личности. Ее измеритель - степень и характер использования человеком своих прав и обязанностей и определение в их рамках своего поведения.

Гражданственность –это совокупность качеств личности, которая определяет ее способность и готовность отражать в своём сознании правовые и нравственные требования общества (понимать и отстаивать их, руководствоваться в общественно-значимой деятельности мотивами ответственности).

Гражданская ответственность, при этом, проявляется в способности личности в различных ситуациях принимать правильные с точки зрения общества решения, уметь отвечать за последствия своих поступков.

Кроме того, человек должен руководствоваться гражданской убежденностью, вершиной которой становится активная гражданская позиция личности, её целенаправленная деятельность, включающая в себя 2 стороны:

а) познавательную - заключается в формировании у учеников понятий и представлений о правах и обязанностях гражданина и человека;

б) практическую - носит деятельностный характер (реализация прав и обязанностей), для формирования которого необходимы реальные действия, а не только словесное начало, рождающее стремление к положительному поступку, но не вырабатывающее характер и волю. А значит, гражданственность мотивов должна слиться с общественно - полезными результатами практической деятельности.

 

III.

III. 1. Правовое воспитание, как уже отмечалось, направлено на формирование правосознания и правовой культуры людей. При этом правосознание - это совокупность распространённых в обществе теорий, идей, взглядов и представлений, выражающих отношение людей к праву, а также к поведению людей, к ценности общественных отношений (с точки зрения этих представлений о праве). Правосознание личности может меняться в связи с экономическими, социальными и иными изменениями общественной жизни.

При этом оно имеет и неизменные элементы, такие как:

1. Знание права. Непосредственное ознакомление ученика с правовыми актами (чтение законов, прослушивание их текстов) из рассказов окружающих, практического ознакомления в жизненных ситуациях (составление протокола, ведение допроса). Правовые знания должны сочетаться с анализом соответствующих жизненных обстоятельств. Ученики должны знать необходимые им сегодня и в будущем правовые нормы, правовые акты, адресованные им: Устав школы, правила поведения, содержание Конвенции «О правах ребёнка» (1989 г.). Учитель права также должен своевременно информировать учеников о новых правовых актах, оперативно откликаться на различные события, имеющие правовое значение, корректировать правовоспитательную деятельность с учётом особенностей фактического положения дел. Ученик должен иметь знания и представления, помогающие ориентироваться в конкретных жизненных ситуациях: о месте государства в общей политической системе гражданского общества, о роли политических партий, общественных движений. При этом эффективно будет разграничить общие правовые положения (теория государства и права) и нормы права, регулирующие отдельные виды правоотношения.

2. Представления о праве. То есть о том, что является правомерным и противоправным вообще и в данном конкретном случае, каковы последствия определённого деяния и т. п. Самостоятельное значение имеет информированность несовершеннолетних об ответственности за неисполнение правовых предписаний, уяснению того, что нарушитель закона неизбежно «встречается» с государственным принуждением. Формирование представлений о моральных, политических и правовых требованиях (нормах), о праве в целом - повышают культурный уровень субъекта образования. В формировании представлений по конкретным правовым вопросам существенную роль играет знание отдельных общих положений закона, его правовых принципов, в соответствии с которыми решаются более частные вопросы. Представления о праве формируются также под влиянием жизненного опыта людей, в рамках закона, обычаев и традиций.

3. Отношение к праву и к исполнению правовых предписаний. Отношение к закону и отношение к его исполнению взаимосвязаны, так непонимание закона часто приводит к его неисполнению. Например, родители не исполняют обязанности по надлежащему воспитанию своих детей. Иногда, правда, люди могут с уважением относиться к закону, но при этом не исполнять отдельные его нормы. А поэтому, правовое отношение населения к исполнению закона, понимание значимости законных путей, реагирование на его нарушения и предупреждение подобных нарушений - гарантия совершенствования и права, и охраны порядка. Кроме того, общее понимание правовых положений должно сочетаться с готовностью и умением следовать им на практике в конкретных ситуациях.

Требования, предъявляемые к праву (ужесточить или смягчить его нормы).Формируются под совокупным влиянием политических, моральных и других взглядов, социальной практики людей, их осведомлённости, об общих правовых принципах и конкретных правовых нормах. Должна быть информированность граждан о социальной роли права, о том, как создаются его нормы, что они могут, каковы пределы правового регулирования и т. д.

Правовые убеждения и взгляды - это стимул для правомерного поведения, готовность действовать в соответствии с ними. А, таким образом, элементы правосознания необходимо формировать на уровне убеждений, взглядов, которые являются важнейшими компонентами их складывающегося мировоззрения.

Психолого-педагогические характеристики






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.