Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесса формирования правовых взглядов и убеждений учащихся.






Правовые взгляды и убеждения формируются в рамках формирования мировоззрения. Мировоззрение - категория, в первую очередь, личностная, т. к. это основной элемент в структуре личности - основа её культуры, духовного мира, её жизненной позиции и практической деятельности. Формирование мировоззрения человека - процесс сложный и многогранный. Оно формируется в результате общего образования, различных идей, воспитания в семье, трудовой и общественной деятельности, выработки индивидуального сознания и поведения, а также под влиянием окружающих, а значит, требует длительного времени (в течение всей жизни).

Мировоззрение также обогащает личность, наполняет жизнь каждого отдельного человека особым смыслом, постановкой жизненных целей, делает личность воистину всесторонне развитой. Формирование именно такой личности и является задачей системы образования, для того, чтобы подрастающее поколение могло сознательно и активно участвовать в экономической и политической жизни страны. Мировоззрение личности характеризуется единством знаний, убеждений и практической деятельности. При этом убеждения представляют собой органическое единство мировоззренческих знаний и соответствующих им действий, а процесс их выработки связан с формированием оценочного отношения к усваеваемым знаниям (понятиям, нормам, формам поведения), способным порождать намерения (целеполагание), являться регуляторами своего сознания и поведения.

Таким образом, мировоззрение - это обобщённая система взглядов, убеждений, идеалов, в которых человек выражает своё отношение к окружающей его природной и социально-правовой среде, и которая формируется следующим образом:

1. Приобретая знания, ученик вырабатывает к ним определённое отношение (положительное или отрицательное);

2. Переживания чувств удовлетворённости и неудовлетворённости по поводу различных фактов и явлений, которые ведут к образованию уверенности человека в истинности или ложности тех или иных взглядов, принципов, мыслей. Существенную роль при этом играет анализ, сопоставление своих взглядов со взглядами других людей.

3. Взгляды укрепляются, переходят на уровень установок, убеждений.

Пути формировании правового сознания:

1. Общепризнанный (на основе знаний) - через сообщение учащимся отправных юридических положений, которые они в последующем закрепляют, используя для анализа конкретных задач, ситуаций, в результате чего вырабатывается осознанное отношение к явлениям общественной жизни.

2. Мировоззренческие идеи должны подтверждаться убедительными разнообразными фактами и данными статистики, которые создают информационное многообразие. Например, через сопоставление Конституций различных стран (России и США).

3. Целенаправленное воздействие на эмоциональную сферу ученика, на его чувства. (Знания + чувства = убеждения). Правда, следует учитывать, что отношения к правовым нормам порождены мыслью, т.е. зависят от усваиваемой информации; накопленного опыта ученика (личностно-интеллектуальный уровень); от методики преподавания урока права учителем. Поэтому для младших и средних школьников следует делать упор на эмоциональность подачи материала, «живость» изложения учителем мировоззренческих идей, обилие иллюстраций, демонстрирующих общие, нередко абстрактные понятия. У старших школьников необходимо развивать: доказательность, умение логически мыслить. Использовать документы (тексты), научные статьи, разбирать актуальные проблемы, решать учебно-правовые задачи.

Этапы формирования правового мировоззрения учеников:

а) обеспечение авторитета правовых документов;

б) актуализация мировоззренческих положений, придание им проблемного характера;

в) обсуждение различных правовых положений, с подключением воздействующих на чувства учеников примеров из жизни;

г) претворение взглядов в поступки (работа в Совете школы, практические занятия). На данном этапе формируются правовые убеждения.

При этом необходимо

1. Сопоставлять мировоззренческие положения юридических документов с аргументами, подчеркивающими проблемность, неоднозначность этих положений (например, изучение Конституции).

2. Прибегать к таким контраргументам, абсурдность которых очевидна, легко доказывается с помощью известных фактов, т.к. ученики средних классах (8-9 класс) эмоциональны, их знания не систематизированы. Должны научиться проверять истинность своих взглядов.

3. Чтобы личность учителя отличалась творчеством (мастерством), авторитетом, умением пробуждать мысль, «доходить» до каждого ученика, учетом индивидуальных и возрастных особенностей ученика. Правовое воспитание формирует самостоятельную форму сознания – правосознания, а это влечет специфику форм и методов воспитания. Учитель должен владеть необходимым объемом правовых знаний и наукой формирования правосознания, правовой культуры.

4. Развивать общее и индивидуальное творчество учеников.

5. Устанавливать интеграционные связи: с литературой – образность, эмоциональность; с историей – исторические примеры и примеры из современной действительности, хорошо знакомые учащимся.

6. Учитывать индивидуальные особенности правосознания ребенка:

а) многие несовершеннолетние не приучены сопоставлять свое поведение с законом и мыслить правовыми категориями;

б) сильная переоценка роли мотивов поведения и недооценка общественной опасности содеянного, тяжести наступивших последствий;

в) не всегда ученики умеют полученные правовые знания применять на практике;

г) у определенной части подростков существует разрыв между имеющимися у них знаниями и убеждениями;

д) правонарушения и неверные правовые решения некоторых несовершеннолетних являются следствием искажения иерархии их ценностей, при котором право в системе ценностей занимает последнее место;

е) правосознание подростков сильно зависит от правосознания их родителей, сверстников, распространенного общественного мнения о праве и правовой системе;

ж) несовершеннолетние, совершившие правонарушение нуждаются в специальном воздействии, т.к. их правосознание отличается от правосознания других детей.

Однако правосознание – это один из элементов правовой культуры, а поэтому правовые знания, отношения, убеждения становятся элементами правовой культуры лишь во взаимосвязи с правовой практикой личности, воплощаясь в результатах этой деятельности: нормах, традициях, правовых поступках и т.п., а также в процессе усвоения людьми результатов творчества в правовой сфере.

Правовая культура характеризуется /С.С.Алексеев/ состоянием: правосознания в обществе, состоянием законности, прочности правопорядка; законодательства; практической работы правоохранительных и иных государственных органов и общественных организаций по применению норм права. Правовая культура проявляется в практике издания необходимой для населения юридической литературы и в художественных произведениях; кинофильмах, спектаклях; в обычных способах решения различного рода правовых конфликтов.

Следовательно, правовая культура, явление многогранное и деятельность по ее формированию очень сложна.

 

IV.

IV. 1. Анализ содержания правового обучения и воспитания привел к выводу о том, что до недавнего времени школа недостаточно показывала самому ученику его положение и поведение в правовой сфере человеческой деятельности, в системе общества, государства, школы, в семье, во взаимоотношениях друг с другом.

В теории и практике понятие «правовое воспитание» трактуется по-разному. Правовое воспитание (Давыдов Г.Н.) – это целенаправленное, систематическое воздействие на личность для формирования ее правосознания, развития правовых чувств, выработки навыков и привычек правомерного поведения (нетерпимого отношения к правонарушениям).

Условия правового обучения и воспитания,

влияющего на формирование правосознания личности:

Во-первых, знание закона (основное условие). Следовательно, правовое образование основывается на точном знании ряда правовых фактов и явлений. Однако, при этом, они должны быть отобраны с определенных позиций, а их изучение организовано, иначе простое знание различных норм права не окажет необходимого воздействия на ученика;

Во-вторых, для нормального функционирования закона и общества, его уважения и добровольного, бесконфликтного соблюдения всеми гражданами, необходимо воспитание уважительного отношения к праву, закону, к органам государственной власти;

В-третьих, воспитание нетерпимого отношения к правонарушениям не должно заключаться лишь в отрицательном отношении к правонарушителю;

В-четвертых, необходимо учитывать, что не только правовые знание и формирование правосознания учеников составляют цель правового образования, а высокий уровень правовой культуры.

Правосознание, как часть мировоззрения человека отражает не все явления, а лишь те которые, урегулированы или могут быть урегулированы в будущем нормами права, включает чувство гражданственности и ответственности личности за свои поступки и поведение.

Формирование адекватного отражения (точного) в сознании человека правовых фактов и явлений нашей жизни нам необходимо, прежде всего, потому что правосознание человека является главным фактором, влияющим на выбор способа поведения, на его готовность действовать в различных ситуациях. Однако чтобы правильно сформированное правосознание выступало как постоянный регулятор поведения человека, необходимо личностное осмысление правовых знаний, представлений, требований, оценок и преобразование их устойчивые убеждения, и, наконец, превращение в прочные навыки и привычку правомерного поведения. Таким образом, только совокупность точных правовых знаний, уважительного отношения к закону, личного убеждения в необходимости его соблюдения и устойчивых навыков и привычек правомерного поведения позволит выработать активную жизненную позицию личности (гражданскую позицию).

Уже в школьные годы у людей начинают формироваться основы правовой культуры: они получают сведения в области законодательства, приобретают умение и навыки деятельности в соответствии с требованиями права. Ученики усваивают правила внутреннего распорядка, нормы, регулирующие их отношения между собой и с учителями. Изучение на уроках по предметам гуманитарного цикла положений социально-политического, экономического и культурного характера также, в определенной мере, способствует повышению правовой культуры обучаемых. А поэтому, с точки зрения комплексного подхода к воспитанию формирование правосознания и правомерного поведения является результатом совокупности нравственных, правовых, эстетических воспитательных воздействий.

Современное правовое обучение оказывает воспитательный эффект, обуславливаемый тем, что:

1. В его содержании отражаются реальные, ныне действующие правоотношения, что определяет эффективность связи правового обучения с жизнью общества, самих учащихся;

2. Основные положения отраслей права имеют отчётливо выраженный мировоззренческий характер (конституционное право и др.).

3. Усвоенные в ходе изучения содержания курса правовые нормы способны служить ориентиром для правильной, объективной оценки учащимися конкретных жизненных ситуаций, что укрепляет положительную мотивацию их действий и поступков, обеспечивает прочность их социальной позиции.

4. Осознанные с точки зрения необходимости и обязательности правовые нормы оказываются непосредственными регуляторами действий и поступков учеников, становятся в определенной степени мотивами их деятельности.

5. Изучение содержания курса содействует повышению эффективности правового воспитания в силу тесной связи норм права с этическими, политическими и другими отношениями.

6. Повышенный интерес учащихся ко многим правовым положениям и фактам обеспечивает достаточно быструю «внедряемость» правовых норм, вхождение их в тот оперативный фонд знаний учеников, которым они сегодня руководствуются в своем поведении.

Основными формами воспитательного обучения, воздействующего на правосознание учеников, воспитание правовых компонентов их мировоззрения являются:

1) уроки права: с 5 по 7, 8 классы «Граждановедение»; 8 - 9 классы – «Правоведение»; 10 - 11 классы «Основы государства и права» («Политика и право»);

2) спецкурсы (модули) по основам государства и права, а также внеклассные мероприятия (выход в суд, в милицию, исправительную колонию; приглашение работников милиции в «День профилактики» для проведения лекций; классные часы по праву).

1) Особенность уроков права состоит в том, что их целью является не только юридическое просвещение, но и профилактика правонарушений, укрепление дисциплины, повышение успеваемости, уровня правосознания учеников. Обучение – эффективный способ получения (овладения) систематизированных правовых знаний о государстве и праве.

Целями правового воспитания на уроках права способствуют следующие приемы:

1. Включение в урок элементов дискуссии. Учитель должен уметь правильно вести дискуссию, соблюдая необходимый такт, давая возможность высказаться каждому желающему в классе ученику. Параллельно он должен корректировать обсуждение, задавая ему направление, добиваться результативности (определенных правовых выводов) и намечать вопросы для последующих обсуждений.

 

2. Включение в урок нравственно – правовых ситуаций, решения задач по праву, разбор юридических казусов. Данный прием дает простор для заинтересованных обсуждений, для обоснованных догадок, для сомнений и их разрешения, которые помогут ученикам научится постигать цель и образ действия каждого участника ситуации, давать им справедливую оценку, отстаивать интересы субъекта (роль которого они исполняют), при этом предвидя последствия своих действий и других участников.

 

3. Социально – деловые игры по праву: суд над литературными героями (эксперты – другие учителя).

 

4. Диспут на правовую тему как самостоятельная форма правового воспитания – это вид активного проявления правовых знаний, представлений, взглядов и убеждений, а также средство воздействия на правосознание учеников. При этом важен эмоциональный фактор диспута, обсуждение проблем при котором учащиеся делятся своими мнениями (Диспуты об исторических событиях, требующие и политической, и правовой и нравственной ориентации).

 

5. Mini – сочинения. Учитель наблюдает за поведением учеников, анализирует их устные и письменные высказывания и через них получает представление о характере формирующихся у школьников взглядов и убеждений. Вместе с тем, анализируя правовые взгляды учеников, учитель может по ряду признаков правильно судить о прочности этих взглядов в структуре мировоззрения личности.

 

Условием успешного формирования правовых компонентов мировоззрения учеников является обеспечение единства их учебной и внеклассной деятельности.

 

2) Модули по праву организуются в образовательном учреждении с целью подготовки учащихся к поступлению на юридический факультет высших учебных заведений (работа по заполнению юридических документов). Спецкурсы по праву (например, «Закон в нашем обществе», «Право и мы», «Правонарушения и ответственность») направлены на углубленное изучение правового материала (нормативных актов) в зависимости от интересов обучаемых.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.