Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Глоссарий. Абсолют –понятие идеалистической философии, обозначающее вечное, неизменное, бесконечное, совершенное начало
АБСОЛЮТ – понятие идеалистической философии, обозначающее вечное, неизменное, бесконечное, совершенное начало, содержащее все существующее и творящее его. АБСТРАКЦИЯ – одна из форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними. АГНОСТИЦИЗМ – учение, полностью или частично отрицающее возможность познания мира. АКСИОЛОГИЯ – философское учение о ценностях. АКЦИДЕНЦИЯ – временное, преходящее, несущественное свойство вещи в отличие от субстанциального. АЛОГИЗМ – отрицание логического мышления как средства достижения истины. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ – процессы мысленного разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – различные философские течения, которые видят задачу философии в анализе языка. АНАЛОГИЯ – сходство нетождественных объектов в некоторых свойствах, отношениях. АНАРХИЗМ – общественно-политическое течение, игнорирующее всякую власть и государство. АНТИНОМИЯ – противоречащие друг другу, но одинаково обоснованные рассуждения. АНТРОПОГЕНЕЗ – процесс возникновения и развития человека как общественного существа. АНТРОПОЛОГИЗМ – взгляд на человека как на высшее произведение природы, познание которого дает ключ к ее пониманию. АНТРОПОМОРФИЗМ – перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы и вымышленные мифические существа. АНТРОПОСОФИЯ – совокупность религиозно-философских идей, основывающихся на обожествлении человеческой сущности. АПЕЙРОН – понятие, введенное Анаксимандром, обозначающее беспредельную, неопределенную частицу, лежащую в основе мира и находящуюся в вечном движении. АПОРИЯ – логически неразрешимые противоречия. АПОСТЕРИОРИ – знание, полученное из опыта. АППЕРЦЕПЦИЯ – понятие философии и психологии, обозначающее ясное и осознанное восприятие. Введено Г. Лейбницем. АПРИОРИ – знание, полученное до и независимо от опыта. АТРИБУТ – неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может существовать. БАЗИС И НАДСТРОЙКА – категории социальной философии, характеризующие основные элементы общественно-экономической формации. Базис представляет собой совокупность всех производственных отношений общества. Надстройка – совокупность общественных явлений, порожденных экономическим базисом (политика, идеология, право, религия, наука, философия, искусство, мораль и т.д.). БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – совокупность всех неосознанных, неотрефлексированных проявлений человеческой активности, как на уровне отдельного индивида, так и на уровне социальных групп. БИОСФЕРА – область активной биологической жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. БИХЕВИОРИЗМ – точка зрения, упрощающая поведение человека до схемы «стимул – реакция», свойственной и животным. БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО – религиозно-философское и этическое учение в России, которое выдвигало идею «пролетарской религии» без Бога. БЫТИЕ – фундаментальная категория философии, в широком смысле обозначающая существование. В материалистической трактовке основного вопроса философии (онтологической стороны) обозначает существующий независимо от сознания материальный мир. БЫТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ – объективное существование исторических форм общения и деятельности людей по отношению к их сознанию. ВЕРИФИКАЦИИ ПРИНЦИП – один из принципов логического позитивизма, согласно которому истинность всякого утверждения о мире должна быть установлена посредством его сопоставления с чувственными данными. ВЕЩЬ – качественно определенная часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное существование. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – процесс взаимного влияния объектов друг на друга, ведущий к изменению их состояний. ВИТАЛИЗМ – идеалистическое учение, объясняющее все процессы жизнедеятельности действием особых нематериальных факторов («созидающая сила», «порыв к форме» и т.д.). ВЛАСТЬ – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия. ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – категории, отображающие развитие материального мира. Возможность – совокупность факторов, предпосылок, задатков, являющихся некой потенциальностью и имеющих вероятностный характер их реализации. Действительность – реализованная возможность. ВОЛЮНТАРИЗМ – разновидность идеалистической философии, признающая волю как первооснову всего существующего. ВОСПРИЯТИЕ – чувственный образ предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО – основные формы существования материи. Пространство представляет собой сложную систему взаимодействия, иерархии объектов материального мира. Время – последовательность сменяющих друг друга событий. ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ – понятия, не зависящие от опыта и имеющие врожденный характер. ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – философское течение, упрощающее и огрубляющее основные принципы материализма. ГЕНЕЗИС – происхождение, возникновение чего-либо. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА – это та часть веществ и сил природы, которые активно используются людьми в процессе жизнедеятельности (ландшафтно-климатические условия, полезные ископаемые, водные ресурсы и т.д.), либо воздействуют на них как природные стихии (смерчи, землетрясения, цунами и др.). ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ – точка зрения, объясняющая развитие общества особенностями географических условий. ГЕОПОЛИТИКА – социальная доктрина, утверждающая, что политическая история государства обусловлена его географическим положением. ГЕРМЕНЕВТИКА – идеалистическая философия, являющаяся теорией толкования текста. ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ – идеалистическое направление, считающее первичными и основными элементами психики не ощущения, а некие психические структуры, целостные образования («гештальты»). ГИЛОЗОИЗМ – философское учение об универсальной одушевленности мира. ГИПОТЕЗА – предположительное знание, основанное на фактах. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ – комплекс общечеловеческих проблем, захватывающих мир в целом. ГНОСЕОЛОГИЯ – учение о познании. ГНОСТИКИ – философы, признающие возможность познания мира. ГОМЕОСТАЗИС – состояние равновесия сложных саморегулирующихся систем. ГОМОГЕННОСТЬ И ГЕТЕРОГЕННОСТЬ – однородность и разнородность вещей. ГОСУДАРСТВО – политическая организация, основное орудие политической власти в классовом обществе. ГУМАНИЗМ – принцип человеческих отношений, основывающийся на человеколюбии, уважении достоинства и прав человека, признании его ценности как личности. ДАО – понятие древнекитайской философии, обозначающее закономерности природы. ДВИЖЕНИЕ – способ существования материи, всякое изменение вообще. ДЕДУКЦИЯ – логическая цепь умозаключений от общего к частному. ДЕИЗМ – учение, согласно которому Бог создает мир, затем мир развивается по своим законам. ДЕМОКРАТИЯ – форма власти, провозглашающая принцип подчинения меньшинства большинству, а также признание свободы и равноправия граждан. ДЕТЕРМИНИЗМ - признание причинной обусловленности происходящего. ДЕФИНИЦИЯ – логическое определение, содержащее существенные отличительные признаки предмета или значение понятий. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфически человеческий способ отношения к миру, представляющий воспроизведение и творческое преобразование природы. ДИАЛЕКТИКА – универсальный метод познания, основными принципами которого являются принцип развития, всеобщей связи и противоречивости мира. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА – наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – научное философское мировоззрение, возникло в результате соединения диалектического метода познания с материализмом. ДИСКУРСИВНЫЙ – рассудочный, логический в отличие от чувственного, интуитивного. ДИХОТОМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ – деление объема понятия (класса, множества), на два соподчиненных (производных) класса по принципу исключенного третьего. ДОГМАТИЗМ – способ мышления, оперирующий неизменными понятиями без учета развития науки и практики. ДОСОКРАТИКИ – мыслители начального периода древнегреческой философии (7 – начало 4 в. до н.э.). ДУАЛИЗМ – философское учение, в противовес монизму признающее материальную и духовную субстанции равноправными началами. ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО – деятельность человека, направленная на созидание духовных ценностей. ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ, ОБЩЕЕ – философские категории, выражающие ступени познания объективных связей мира. Единичное – индивидуальные, неповторимые черты, свойства, присущие отдельному предмету. Общее характеризует сходные, повторяющиеся свойства, принадлежащие всем явлениям определенной группы. Особенное представляет собой своеобразный мостик между единичным и общим – по отношению к единичному оно выступает общим, по отношению к общему является единичным. ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО – идеальное, независимое от государства право, вытекающее из «природы» человека. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ – совокупность естественных наук как целостность. ЖИЗНЬ – способ существования белковых тел, между которыми и окружающей средой осуществляется постоянный обмен.Представляет собой форму движения материи. ЗАБЛУЖДЕНИЕ – искаженное отражение действительности в виде необъективного, недостоверного знания. ЗАКОН – существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений действительности. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ – всеобщий закон действительности и познания, раскрывающий источник развития и являющийся ядром диалектики. ЗАКОН ВЗАИМОПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ – всеобщий закон действительности и познания, раскрывающий механизм развития. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ – всеобщий закон действительности и познания, показывающий итог и направленность развития. ЗАПАДНИКИ – представители русской общественной мысли 19 века, считавшие, что Россия должна развиваться по западному образцу. ЗНАК – материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий как представитель другого предмета, свойства или отношения. ЗНАНИЕ – результат познания действительности, обусловленный общественной материальной и духовной деятельностью людей. ЗНАЧЕНИЕ – объективная функция предмета, которую он выполняет в деятельности людей. ИДЕАЛИЗАЦИЯ – мыслительный прием, связанный с образованием абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности. ИДЕАЛИЗМ – одно из основных направлений в философии, признающее за основу мира духовное начало или сознание человека. ИДЕАЛЬНОЕ – субъективный образ объективной реальности, возникающий в активной, целеполагающей, творческой деятельности человека. ИДЕОЛОГИЯ – система взглядов и идей, выражающих классовые интересы. ИЕРАРХИЯ – тип структурных отношений в сложных системах, с присущей ему упорядоченностью, организованностью взаимодействия между отдельными уровнями. ИЗМЕНЕНИЕ – наиболее общая форма бытия объектов и явлений, представляющая всякое движение и взаимодействие, переход из одного состояния в другое. ИММАНЕНТНОЕ – свойство, внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу. ИМПЛИКАЦИЯ – логическая операция, образующая сложное высказывание из двух высказываний посредством логической связки «если …, то». ИНВАРИАНТНОСТЬ – свойство величин, законов оставаться неизменными, сохраняться при определенных преобразованиях координат и времени. ИНДЕТЕРМИНИЗМ – отрицание причинной обусловленности происходящего. ИНДУКЦИЯ – логическая цепь умозаключений от частного к общему. ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ – разновидность прагматизма, утверждающая, что понятия, научные законы и теории - лишь инструменты успешной деятельности. ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ – философское учение, родственное рационализму, абсолютизирующее роль интеллекта и отрывающее его от чувственного познания. ИНТЕРЕС – значимое, нужное для индивида или какой-либо социальной группы, порожденное объективными социальными условиями, определяющее направленность воли и действия людей. ИНТРОСПЕКЦИЯ – наблюдение за собственными внутренними психическими явлениями, самонаблюдение. ИНТУИТИВИЗМ – идеалистическое течение, противопоставляющее рациональному познанию интуицию, как непосредственное постижение действительности. ИНТУИЦИЯ – способность непосредственного постижения истины. ИНФОРМАЦИЯ – передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы). ИРРАЦИОЛНАЛИЗМ – философское учение, ограничивающее познавательные возможности разума. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ – не постигаемый разумом, невыразимый в логических понятиях. ИСКУССТВО – форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая отражение действительности в художественных образах. ИСТИНА – объективное, достоверное знание. ИСТИНА АБСОЛЮТНАЯ – полное, завершенное, объективное, достоверное знание. ИСТИНА ОТНОСИТЕЛЬНАЯ – неполное, незавершенное, объективное, достоверное знание. ИСТОРИЧЕСКОЕ И ЛОГИЧЕСКОЕ – философские категории, раскрывающие соотношение между реальной историей предмета и логическим развитием мысли. Исторический метод воспроизводит все детали исторического процесса. Логический метод отражает историю в главных, существенных чертах. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ – наука, изучающая процесс становления и развития философии. КАТЕГОРИИ – наиболее общие понятия, отражающие существенные свойства, законы природы, общества и мышления. КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ – нравственный закон, сформулированный И. Кантом, обозначающий безусловное общеобязательное, формальное правило поведения всех людей независимо от их происхождения, положения, обстоятельств. КАЧЕСТВО – характеристика предмета, выражаемая числом. КИНИКИ – последователи древнегреческого философа Антисфена, пренебрегавшие общественными нормами и достижениями цивилизации. КИРЕНАИКИ – древнегреческие философы, проповедовавшие принцип гедонизма (отождествление счастья с чувственными наслаждениями). КОЛИЧЕСТВО – определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов. КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ – философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения (в том числе истина), являются продуктом соглашения между учеными. КОНКРЕТНОСТЬ ИСТИНЫ – уточнение условий, при которых какое-либо утверждение является истинным. КОНЦЕПТУАЛИЗМ – направление схоластической философии, которое в споре об универсалиях отрицало реальное существование общего независимо от отдельных вещей, но в отличие от номиналистов признавало существование в уме общих понятий как особой формы познания. КРЕАЦИОНИЗМ – идеалистическое учение о сотворении мира в едином творческом акте. КУЛЬТУРА – совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человеком в ходе общественно-исторической практики. ЛИЧНОСТЬ – человек в качестве социальной единицы, как член общества. ЛОГИКА – наука о способах доказательств и опровержений. ЛОЖЬ – преднамеренное искажение истины. МАЛЬТУЗИАНСТВО – возникшая на основе идей Т. Мальтуса теория, согласно которой жизнь людей определяется «вечными» законами природы, обусловливающими отставание роста средств существования от роста народонаселения. МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА – одно из направлений неокантианства, усматривающее основную задачу философии в анализе категорий и методов науки. Согласно этой школе, объект научного знания созидается логическими формами. МАТЕРИАЛИЗМ – основное направление в философии, признающее материю первоосновой действительности. МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - это социальный процесс, совершающийся между природой и объединением людей, в котором люди выступают как активная сторона, субъект, преобразуя предметы, вещества и силы природы, создают неорганическое тело общества в виде вещных предметов потребления, средств труда и искусственной среды обитания. МАТЕРИЯ – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемая им. МЕРА – границы, в которых количественные изменения еще не приводят к новому качеству. МЕТАФИЗИКА – 1) недоступные чувственному познанию, умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего. 2) Метод познания, противоположный диалектике, игнорирующий принцип развития, всеобщей связи и противоречивости мира. МЕТОД – средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. МЕТОДОЛОГИЯ – совокупность приемов исследования, применяемыхв какой-либо науке.Учение о методе научного познания и преобразования мира. МЕХАНИЦИЗМ – интерпретация развития природы и общества законами механической формы движения материи. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА – материалистическая философская школа в Древней Греции (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе. МИФОЛОГИЯ – фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии. МОДЕЛИРОВАНИЕ – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, созданном для их изучения. МОНАДА – субстанциальная единица бытия. МОНИЗМ – философское учение, признающее одно начало мира. МОРАЛЬ – форма общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей в контексте понятий добра и зла. НАБЛЮДЕНИЕ – целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования. НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ – совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей. НАТУРФИЛОСОФИЯ – философия природы, умозрительное истолкование природы в ее целостности. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – коренное преобразование общества на основе соединения научных и технических достижений. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – этап развития философии (конец 18 – первая половина 19 века), представленный учениями И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. НЕОБХОДИМОСТЬ И СВОБОДА – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Необходимость - неизбежное осуществление и развитие сущности. Свобода – осознанная необходимость. НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ – философские категории, выражающие отношение к сущности его отдельных проявлений. Необходимость – неизбежное осуществление и развитие сущности. Случайность – дополнение и форма проявления сущности, не имеющая неизбежного характера осуществления. НЕОПОЗИТИВИЗМ – современная форма позитивизма, полагающая, что знание о действительности дается лишь в конкретно-научном мышлении, а философия возможна только как деятельность по анализу языка, в котором выражаются результаты этих видов мышления. НЕОТОМИЗМ – теологическая форма современного объективного идеализма, возникшая на основе воззрений средневекового мыслителя Фомы Аквинского. НЕОФРЕЙДИЗМ – современные модернизации психоанализа З. Фрейда. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ – знание, полученное посредством прямого созерцания истины, в отличие от дискурсивного мышления. НИГИЛИЗМ – абсолютное отрицание, не связанное ни с какими положительными идеалами. НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ – направления в средневековой философии, выделившиеся в ходе спора об универсалиях (общие понятия). Номиналисты считали понятия лишь именами единичных предметов. Реалисты утверждали, что общие понятия имеют реальное существование. НООСФЕРА – область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью. Понятие введено Тейяром де Шарденом, развито В.И. Вернадским. ОБОБЩЕНИЕ – логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию. ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – существующее независимо от человеческого сознания и первичное по отношению к нему. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – основное направление философии, признающее за первооснову мира духовное начало или сознание. ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии. ОПЫТ – чувственно-эмпирическое отражение внешнего мира. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ – вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе. Рассматривается с двух сторон – 1) что является первичным – природа, материя (материалисты) или дух, сознание (идеалисты); 2) способно ли сознание верно отражать мир. Положительно решают вопрос гностики, отрицательно – агностики. ОТРАЖЕНИЕ – взаимодействие объектов материального мира, следствием которого является изменение структуры, функций, поведения взаимодействующих объектов. ОЩУЩЕНИЕ – элементарное психическое явление, возникающее в результате непосредственного воздействия предметов объективного мира на органы чувств. ПАНЛОГИЗМ – объективно-идеалистическая доктрина о тождестве бытия и мышления, согласно которой развитие природы и общества является осуществлением логической деятельности мирового разума. ПАНПСИХИЗМ – идеалистическое воззрение, согласно которому вся природа обладает одушевленностью, психикой. ПАНТЕИЗМ – философское учение, отождествляющее Бога и природу. ПАРАДИГМА – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. ПАРАДОКСЫ – формально-логические противоречия, возникающие в формальной логике при сохранении логической правильности рассуждения. ПАТРИСТИКА – христианское богословие 2-8 в.в., стремившееся приспособить идеи неоплатонизма к обоснованию христианства. ПЕРИПАТЕТИКИ – последователи философии Аристотеля, осуществлявшие обучение во время прогулок. ПЕРСОНАЛИЗМ – идеалистическое течение, признающее личность первичной реальностью и высшей духовной ценностью. Личность понимается как духовный первоэлемент бытия. ПЕРЦЕПЦИЯ – чувственное восприятие, характеризующееся неосознанностью. ПЛЮРАЛИЗМ – признание множества равнозначных изолированных сущностей, не сводимых к единому началу в отличие от монизма. ПОЗИТИВИЗМ – направление западной философии, объявляющее единственным источником истинного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. ПОЗНАНИЕ – общественно-исторический процесс деятельности людей, формирующий их знания. ПОНЯТИЕ – форма отражения мира, форма обобщения предметов и явлений. ПОСТУЛАТ – исходный принцип или утверждение научной теории. ПОТРЕБНОСТЬ – внутренний побудитель активности, нужда в объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности, социальной группы, общества в целом. ПРАВО – воля господствующего класса, возведенная в закон. Определяется материальными условиями жизни и интересами данного класса. ПРАГМАТИЗМ – субъективно-идеалистическое учение, определяющее содержание знания его практическими последствиями (успехом, выгодой). ПРАКСИОЛОГИЯ – область социологического знания, изучающая трудовые действия с точки зрения установления их эффективности. ПРАКТИКА – предметно-вещественная деятельность человека, направленная на преобразование внешнего мира. ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ – включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. ПРИРОДА – окружающий нас мир во всем многообразии своих проявлений, объективная реальность, существующая независимо от сознания. ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ – философские понятия, выражающие взаимообусловленность происходящего. Причина – совокупность факторов, предпосылок, с неизбежностью вызывающих определенное событие. Следствие – результат действия причины. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ – религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие общества определяется внешними по отношению к историческому процессу силами – провидением, Богом. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ – разновидность научного предвидения, исследование перспектив какого-либо явления. ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС – противоположные формы развития общества, означающие соответственно либо поступательное развитие по восходящей линии, либо возврат к старым, застойным, изжившим себя явлениям. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ – один из элементов способа производства, содержание которого составляют люди и средства производства, состоящие в свою очередь из предметов и орудий труда. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – отношения между людьми, складывающиеся в процессе материального производства и представляющие отношения производства, распределения, обмена и потребления. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ – вещи, явления, процессы с взаимоисключающими свойствами. ПРОТИВОРЕЧИЕ – взаимодействие противоположных сторон объекта или системы, которые вместе с тем находятся в единстве, являясь источником развития объективного мира и познания. ПРОТЯЖЕННОСТЬ – одна из основных характеристик пространства, выражающая его размеры. ПСИХОАНАЛИЗ – общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний на основе учения о бессознательном, разработанным австрийским психологом З. Фрейдом. РАЗВИТИЕ – существенное, необходимое движение, основной тенденцией которого является поступательный характер. РАССУДОК И РАЗУМ – взаимно необходимые стороны развития познания. Рассудок – способность оперировать понятиями, классифицировать факты и явления, приводить знания в определенную систему. Разум синтезирует результаты познания, создает новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем знания. РАЦИОНАЛИЗМ – учение в теории познания, абсолютизирующее роль рационального уровня. РЕАЛЬНОСТЬ – существующее в действительностив сопоставлении с небытием. Материализм различает два вида реальности – объективная реальность существует независимо от человеческого сознания, субъективная реальность есть продукт деятельности сознания. РЕЛЯТИВИЗМ – учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. РЕФЛЕКСИЯ – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. САМОСОЗНАНИЕ – выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру. СВОЙСТВО – характеристика предмета, обусловливающая его различие или сходство с другими предметами. СЕМАНТИКА – раздел семиотики, изучающий знаковые системы как средство выражения смысла. СЕМИОТИКА – дисциплина, изучающая знаковые системы (от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки). СЕНСУАЛИЗМ – учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания. СИСТЕМА – совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих определенную целостность. СКАЧОК – превращение старого качества в новое в результате количественных изменений. СКЕПТИЦИЗМ – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. СЛАВЯНОФИЛЫ - представители русской общественной мысли 19 века, верившие в особый путь развития России, отличный от западноевропейского. СМЫСЛ – идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель, ценность чего-либо. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА – философские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной или социальной реальности. Содержание – определенным образом упорядоченная совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление. Форма - способ существования и выражения содержания. СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ – чувственная ступень познания, процесс непосредственного восприятия действительности. СОЗНАНИЕ – субъективный образ объективного мира, выражающийся в активном, целеполагающем, творческом характере отражения. СОЛИПСИЗМ – крайнее выражение субъективного идеализма, согласно которому существует только один человек и его сознание, а объективный мир и все остальные люди существуют лишь в его сознании. СОФИСТИКА – рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики; 2) учение древнегреческих софистов 5-4 в.в. до н.э. СПОНТАННОСТЬ – самопроизвольность, самодвижение, вызванное не внешними факторами, а внутренними причинами. СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА – исторически определенный способ добывания материальных благ, представляющий единство производительных сил и производственных отношений. Является основой общественно-экономической формации. СТОИКИ – древнегреческие философы, развивавшие космополитические и индивидуалистические идеи. Идеал счастья видели в свободе от страстей, в спокойствии духа. Верили в предопределение судьбы. СТРУКТУРА – строение и внутренняя форма организации системы как устойчивой взаимосвязи ее элементов. СТРУКТУРАЛИЗМ – философское течение, выдвигающее в качестве задачи научного исследования выявление структуры объектов. СУБЛИМАЦИЯ – трансформация нереализованной энергии социально неприемлемых (низших, низменных) целей в социально приемлемые (высшие, возвышенные). СУБСТАНЦИЯ – основание всего сущего, объективная реальность в единстве всех форм ее саморазвития. СУБСТРАТ – основа единства, однородности различных предметов и свойств отдельного предмета, вещи и их совокупности. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ – структурные элементы познания или иной деятельности. Субъект – индивид или социальная группа как активная сторона деятельности. Объект – то, на что направлена деятельность. СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – основное направление философии, признающее за первооснову мира духовное начало или сознание. СУДЬБА – религиозно-идеалистическое представление о сверхъестественной силе, предопределяющей все события в жизни людей. СУЖДЕНИЕ – мысль, выраженная в форме предложения, в котором нечто утверждается об объектах. СУЩЕСТВОВАНИЕ – все многообразие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии. СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ – философские категории, отражающие всеобщие, необходимые стороны всех объектов и процессов в мире. Сущность – смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе в отличие от других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием обстоятельств. Явление – внешняя форма проявления и обнаружения сущности. СХОЛАСТИКА – средневековая философия, стремившаяся рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. СЦИЕНТИЗМ – концепция, абсолютизирующая роль науки в культуре. ТЕИЗМ – религиозно-философское учение, признающее существование Бога как сверхъестественного существа, воздействующего на все материальные и духовные процессы. ТЕЛЕОЛОГИЯ – религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности. ТЕОДИЦЕЯ – религиозно-философские трактаты, оправдывающие противоречие между верой во всемогущего, милосердного Бога и существованием в мире зла и несправедливости. ТЕОЛОГИЯ – учение о Боге. ТЕОРИЯ – система обобщенного достоверного знания о действительности. ТЕОСОФИЯ – мистическое учение, претендующее на раскрытие «божественных» тайн. ТОЖДЕСТВО – равенство, одинаковость предмета, явления с самим собой или с другими предметами. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ – сфера сверхчувственных феноменов бытия, которые познаются интуитивно, до всякого опыта. ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ – находящееся за границами сознания и познания. ТРАНСЦЕНЗУС – переход от субъективного к объективному, выход из сферы сознания в сферу объективного мира, совершаемый в ходе человеческой практики. ТРИАДА – трехступенчатость развития: тезис, антитезис, синтез. ТРУД – целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение, логически вытекающее из посылок. УНИВЕРСАЛИИ – обозначение общих понятий, идей в средневековой философии. УПРАВЛЕНИЕ – функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, целей. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ – способ проверки истинности теоретических утверждений, посредством их опровержения при сопоставлении с полученными опытными, эмпирическими данными. ФАТАЛИЗМ – философская концепция, согласно которой все происходящее в мире подчинено господству необходимости, все предопределено. ФЕНОМЕН – явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи органов чувств. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – субъективно-идеалистическое течение, в центре которого находится идея «интенциональности» сознания (направленности на объект). Основной принцип: «нет объекта без субъекта». ФЕТИШИЗМ – мировоззрение, приписывающее вещам самим по себе специфические качества – мистические (религиозный фетишизм) или социальные (нерелигиозный фетишизм). ФИДЕИЗМ – учение, стремящееся подчинить науку религии, использовать научное знание для подтверждения религиозных догм. ФИЛОСОФИЯ – наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, мышления. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – философское учение о человеке, синтезирующее научное и ценностное видение человека мира. ФИНИТИЗМ – философская концепция, отрицающая объективное содержание категории бесконечного. ФОРМАЛИЗАЦИЯ – выявление и уточнение содержания познания посредством фиксации его формы. ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА – разновидность неомарксизма, отстаивала идею «снятия» природно-объективного в социальных отношениях, отождествляемых с распространенными на всю историю человечества товарно-денежными отношениями. ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 18 века – движение, представлявшее высший этап в развитии материалистической мысли во всемирном масштабе на основе идей просвещения. ФРЕЙДИЗМ – возникшие на основе психоанализа З. Фрейда течения, в основе которых учение о бессознательном. ФУНКЦИЯ – 1) внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; 2) роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому. ФУТУРОЛОГИЯ – наука о будущем. ХИЛИАЗМ – религиозное учение о тысячелетнем «царстве божьем» на земле, предшествующем концу света. ХОЛИЗМ – идеалистическая «философия целостности», в основе которой лежит идея о том, что миром управляет холистический процесс – процесс творческой эволюции, создания новых целостностей. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ – соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели. ЦЕЛЬ – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. ЦЕННОСТИ – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы или общества. ЦИВИЛИЗАЦИЯ – совокупность материальных и духовных достижений общества. ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ – философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов и объективной связью, которая их объединяет и приводит к появлению новых свойств и закономерностей. Эта связь выступает как целое, а предметы – в качестве его частей. ЧЕЛОВЕК – биосоциальное существо, представитель вида homo sapiens, субъект и объект общественного развития, творец материальной и духовной культуры. ЭВДЕМОНИЗМ – принцип этики, в основе которого лежит стремление человека к счастью. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ – учение о развитии живой природы, разработанное главным образом Ч. Дарвиным. ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ – понятия, применяемые для характеристики различных сторон развития. Эволюция – постепенные изменения, с преобладанием количественных. Революция – быстрые изменения, с преобладанием качественных. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – иррационалистическое направление философии, основной проблемой которой является существование человека. ЭКЛЕКТИКА – смешение различных, зачастую противоположных, несовместимых точек зрения, взглядов, оценок и т.д. ЭКОЛОГИЯ – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой. ЭКСПЕРИМЕНТ – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т.д. ЭКСПЛИКАЦИЯ – исследование, раскрытие сущности того или иного предмета, явления. ЭЛЕМЕНТ – объект, входящий в состав определенной системы и рассматриваемый в ее рамках как неделимый. ЭМПИРИЗМ – учение в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ – субъективно-идеалистическое учение, выдвигает идею о мире как совокупности «нейтральных элементов» или ощущений. ЭНТЕЛЕХИЯ – целеустремленная движущая сила, самоцель, активное начало, превращающее возможность в действительность. ЭНТРОПИЯ – мера пребывания системы в данном состоянии. Энтропия максимальна в состоянии равновесия. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – теория познания. В отличие от гносеологии, концентрирующей внимание на отношениях «субъект-объект», эпистемология акцентирует отношения «объект-знание». ЭСХАТОЛОГИЯ – религиозное учение о конце мира и человечества, о конце света и страшном суде.
|