Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий. Абсолют –понятие идеалистической философии, обозначающее вечное, неизменное, бесконечное, совершенное начало






АБСОЛЮТ – понятие идеалистической философии, обозначающее вечное, неизменное, бесконечное, совершенное начало, содержащее все существующее и творящее его.

АБСТРАКЦИЯ – одна из форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними.

АГНОСТИЦИЗМ – учение, полностью или частично отрицающее возможность познания мира.

АКСИОЛОГИЯ – философское учение о ценностях.

АКЦИДЕНЦИЯ – временное, преходящее, несущественное свойство вещи в отличие от субстанциального.

АЛОГИЗМ – отрицание логического мышления как средства достижения истины.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ – процессы мысленного разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – различные философские течения, которые видят задачу философии в анализе языка.

АНАЛОГИЯ – сходство нетождественных объектов в некоторых свойствах, отношениях.

АНАРХИЗМ – общественно-политическое течение, игнорирующее всякую власть и государство.

АНТИНОМИЯ – противоречащие друг другу, но одинаково обоснованные рассуждения.

АНТРОПОГЕНЕЗ – процесс возникновения и развития человека как общественного существа.

АНТРОПОЛОГИЗМ – взгляд на человека как на высшее произведение природы, познание которого дает ключ к ее пониманию.

АНТРОПОМОРФИЗМ – перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы и вымышленные мифические существа.

АНТРОПОСОФИЯ – совокупность религиозно-философских идей, основывающихся на обожествлении человеческой сущности.

АПЕЙРОН – понятие, введенное Анаксимандром, обозначающее беспредельную, неопределенную частицу, лежащую в основе мира и находящуюся в вечном движении.

АПОРИЯ – логически неразрешимые противоречия.

АПОСТЕРИОРИ – знание, полученное из опыта.

АППЕРЦЕПЦИЯ – понятие философии и психологии, обозначающее ясное и осознанное восприятие. Введено Г. Лейбницем.

АПРИОРИ – знание, полученное до и независимо от опыта.

АТРИБУТ – неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может существовать.

БАЗИС И НАДСТРОЙКА – категории социальной философии, характеризующие основные элементы общественно-экономической формации. Базис представляет собой совокупность всех производственных отношений общества. Надстройка – совокупность общественных явлений, порожденных экономическим базисом (политика, идеология, право, религия, наука, философия, искусство, мораль и т.д.).

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – совокупность всех неосознанных, неотрефлексированных проявлений человеческой активности, как на уровне отдельного индивида, так и на уровне социальных групп.

БИОСФЕРА – область активной биологической жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

БИХЕВИОРИЗМ – точка зрения, упрощающая поведение человека до схемы «стимул – реакция», свойственной и животным.

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО – религиозно-философское и этическое учение в России, которое выдвигало идею «пролетарской религии» без Бога.

БЫТИЕ – фундаментальная категория философии, в широком смысле обозначающая существование. В материалистической трактовке основного вопроса философии (онтологической стороны) обозначает существующий независимо от сознания материальный мир.

БЫТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ – объективное существование исторических форм общения и деятельности людей по отношению к их сознанию.

ВЕРИФИКАЦИИ ПРИНЦИП – один из принципов логического позитивизма, согласно которому истинность всякого утверждения о мире должна быть установлена посредством его сопоставления с чувственными данными.

ВЕЩЬ – качественно определенная часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное существование.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – процесс взаимного влияния объектов друг на друга, ведущий к изменению их состояний.

ВИТАЛИЗМ – идеалистическое учение, объясняющее все процессы жизнедеятельности действием особых нематериальных факторов («созидающая сила», «порыв к форме» и т.д.).

ВЛАСТЬ – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия.

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – категории, отображающие развитие материального мира. Возможность – совокупность факторов, предпосылок, задатков, являющихся некой потенциальностью и имеющих вероятностный характер их реализации. Действительность – реализованная возможность.

ВОЛЮНТАРИЗМ – разновидность идеалистической философии, признающая волю как первооснову всего существующего.

ВОСПРИЯТИЕ – чувственный образ предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.

ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО – основные формы существования материи. Пространство представляет собой сложную систему взаимодействия, иерархии объектов материального мира. Время – последовательность сменяющих друг друга событий.

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ – понятия, не зависящие от опыта и имеющие врожденный характер.

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – философское течение, упрощающее и огрубляющее основные принципы материализма.

ГЕНЕЗИС – происхождение, возникновение чего-либо.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА – это та часть веществ и сил природы, которые активно используются людьми в процессе жизнедеятельности (ландшафтно-климатические условия, полезные ископаемые, водные ресурсы и т.д.), либо воздействуют на них как природные стихии (смерчи, землетрясения, цунами и др.).

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ – точка зрения, объясняющая развитие общества особенностями географических условий.

ГЕОПОЛИТИКА – социальная доктрина, утверждающая, что политическая история государства обусловлена его географическим положением.

ГЕРМЕНЕВТИКА – идеалистическая философия, являющаяся теорией толкования текста.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ – идеалистическое направление, считающее первичными и основными элементами психики не ощущения, а некие психические структуры, целостные образования («гештальты»).

ГИЛОЗОИЗМ – философское учение об универсальной одушевленности мира.

ГИПОТЕЗА – предположительное знание, основанное на фактах.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ – комплекс общечеловеческих проблем, захватывающих мир в целом.

ГНОСЕОЛОГИЯ – учение о познании.

ГНОСТИКИ – философы, признающие возможность познания мира.

ГОМЕОСТАЗИС – состояние равновесия сложных саморегулирующихся систем.

ГОМОГЕННОСТЬ И ГЕТЕРОГЕННОСТЬ – однородность и разнородность вещей.

ГОСУДАРСТВО – политическая организация, основное орудие политической власти в классовом обществе.

ГУМАНИЗМ – принцип человеческих отношений, основывающийся на человеколюбии, уважении достоинства и прав человека, признании его ценности как личности.

ДАО – понятие древнекитайской философии, обозначающее закономерности природы.

ДВИЖЕНИЕ – способ существования материи, всякое изменение вообще.

ДЕДУКЦИЯ – логическая цепь умозаключений от общего к частному.

ДЕИЗМ – учение, согласно которому Бог создает мир, затем мир развивается по своим законам.

ДЕМОКРАТИЯ – форма власти, провозглашающая принцип подчинения меньшинства большинству, а также признание свободы и равноправия граждан.

ДЕТЕРМИНИЗМ - признание причинной обусловленности происходящего.

ДЕФИНИЦИЯ – логическое определение, содержащее существенные отличительные признаки предмета или значение понятий.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфически человеческий способ отношения к миру, представляющий воспроизведение и творческое преобразование природы.

ДИАЛЕКТИКА – универсальный метод познания, основными принципами которого являются принцип развития, всеобщей связи и противоречивости мира.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА – наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – научное философское мировоззрение, возникло в результате соединения диалектического метода познания с материализмом.

ДИСКУРСИВНЫЙ – рассудочный, логический в отличие от чувственного, интуитивного.

ДИХОТОМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ – деление объема понятия (класса, множества), на два соподчиненных (производных) класса по принципу исключенного третьего.

ДОГМАТИЗМ – способ мышления, оперирующий неизменными понятиями без учета развития науки и практики.

ДОСОКРАТИКИ – мыслители начального периода древнегреческой философии (7 – начало 4 в. до н.э.).

ДУАЛИЗМ – философское учение, в противовес монизму признающее материальную и духовную субстанции равноправными началами.

ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО – деятельность человека, направленная на созидание духовных ценностей.

ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ, ОБЩЕЕ – философские категории, выражающие ступени познания объективных связей мира. Единичное – индивидуальные, неповторимые черты, свойства, присущие отдельному предмету. Общее характеризует сходные, повторяющиеся свойства, принадлежащие всем явлениям определенной группы. Особенное представляет собой своеобразный мостик между единичным и общим – по отношению к единичному оно выступает общим, по отношению к общему является единичным.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО – идеальное, независимое от государства право, вытекающее из «природы» человека.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ – совокупность естественных наук как целостность.

ЖИЗНЬ – способ существования белковых тел, между которыми и окружающей средой осуществляется постоянный обмен.Представляет собой форму движения материи.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – искаженное отражение действительности в виде необъективного, недостоверного знания.

ЗАКОН – существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений действительности.

ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ – всеобщий закон действительности и познания, раскрывающий источник развития и являющийся ядром диалектики.

ЗАКОН ВЗАИМОПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ – всеобщий закон действительности и познания, раскрывающий механизм развития.

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ – всеобщий закон действительности и познания, показывающий итог и направленность развития.

ЗАПАДНИКИ – представители русской общественной мысли 19 века, считавшие, что Россия должна развиваться по западному образцу.

ЗНАК – материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий как представитель другого предмета, свойства или отношения.

ЗНАНИЕ – результат познания действительности, обусловленный общественной материальной и духовной деятельностью людей.

ЗНАЧЕНИЕ – объективная функция предмета, которую он выполняет в деятельности людей.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ – мыслительный прием, связанный с образованием абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности.

ИДЕАЛИЗМ – одно из основных направлений в философии, признающее за основу мира духовное начало или сознание человека.

ИДЕАЛЬНОЕ – субъективный образ объективной реальности, возникающий в активной, целеполагающей, творческой деятельности человека.

ИДЕОЛОГИЯ – система взглядов и идей, выражающих классовые интересы.

ИЕРАРХИЯ – тип структурных отношений в сложных системах, с присущей ему упорядоченностью, организованностью взаимодействия между отдельными уровнями.

ИЗМЕНЕНИЕ – наиболее общая форма бытия объектов и явлений, представляющая всякое движение и взаимодействие, переход из одного состояния в другое.

ИММАНЕНТНОЕ – свойство, внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу.

ИМПЛИКАЦИЯ – логическая операция, образующая сложное высказывание из двух высказываний посредством логической связки «если …, то».

ИНВАРИАНТНОСТЬ – свойство величин, законов оставаться неизменными, сохраняться при определенных преобразованиях координат и времени.

ИНДЕТЕРМИНИЗМ – отрицание причинной обусловленности происходящего.

ИНДУКЦИЯ – логическая цепь умозаключений от частного к общему.

ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ – разновидность прагматизма, утверждающая, что понятия, научные законы и теории - лишь инструменты успешной деятельности.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ – философское учение, родственное рационализму, абсолютизирующее роль интеллекта и отрывающее его от чувственного познания.

ИНТЕРЕС – значимое, нужное для индивида или какой-либо социальной группы, порожденное объективными социальными условиями, определяющее направленность воли и действия людей.

ИНТРОСПЕКЦИЯ – наблюдение за собственными внутренними психическими явлениями, самонаблюдение.

ИНТУИТИВИЗМ – идеалистическое течение, противопоставляющее рациональному познанию интуицию, как непосредственное постижение действительности.

ИНТУИЦИЯ – способность непосредственного постижения истины.

ИНФОРМАЦИЯ – передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).

ИРРАЦИОЛНАЛИЗМ – философское учение, ограничивающее познавательные возможности разума.

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ – не постигаемый разумом, невыразимый в логических понятиях.

ИСКУССТВО – форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая отражение действительности в художественных образах.

ИСТИНА – объективное, достоверное знание.

ИСТИНА АБСОЛЮТНАЯ – полное, завершенное, объективное, достоверное знание.

ИСТИНА ОТНОСИТЕЛЬНАЯ – неполное, незавершенное, объективное, достоверное знание.

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ЛОГИЧЕСКОЕ – философские категории, раскрывающие соотношение между реальной историей предмета и логическим развитием мысли. Исторический метод воспроизводит все детали исторического процесса. Логический метод отражает историю в главных, существенных чертах.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ – наука, изучающая процесс становления и развития философии.

КАТЕГОРИИ – наиболее общие понятия, отражающие существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ – нравственный закон, сформулированный И. Кантом, обозначающий безусловное общеобязательное, формальное правило поведения всех людей независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

КАЧЕСТВО – характеристика предмета, выражаемая числом.

КИНИКИ – последователи древнегреческого философа Антисфена, пренебрегавшие общественными нормами и достижениями цивилизации.

КИРЕНАИКИ – древнегреческие философы, проповедовавшие принцип гедонизма (отождествление счастья с чувственными наслаждениями).

КОЛИЧЕСТВО – определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов.

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ – философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения (в том числе истина), являются продуктом соглашения между учеными.

КОНКРЕТНОСТЬ ИСТИНЫ – уточнение условий, при которых какое-либо утверждение является истинным.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ – направление схоластической философии, которое в споре об универсалиях отрицало реальное существование общего независимо от отдельных вещей, но в отличие от номиналистов признавало существование в уме общих понятий как особой формы познания.

КРЕАЦИОНИЗМ – идеалистическое учение о сотворении мира в едином творческом акте.

КУЛЬТУРА – совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человеком в ходе общественно-исторической практики.

ЛИЧНОСТЬ – человек в качестве социальной единицы, как член общества.

ЛОГИКА – наука о способах доказательств и опровержений.

ЛОЖЬ – преднамеренное искажение истины.

МАЛЬТУЗИАНСТВО – возникшая на основе идей Т. Мальтуса теория, согласно которой жизнь людей определяется «вечными» законами природы, обусловливающими отставание роста средств существования от роста народонаселения.

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА – одно из направлений неокантианства, усматривающее основную задачу философии в анализе категорий и методов науки. Согласно этой школе, объект научного знания созидается логическими формами.

МАТЕРИАЛИЗМ – основное направление в философии, признающее материю первоосновой действительности.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - это социальный процесс, совершающийся между природой и объединением людей, в котором люди выступают как активная сторона, субъект, преобразуя предметы, вещества и силы природы, создают неорганическое тело общества в виде вещных предметов потребления, средств труда и искусственной среды обитания.

МАТЕРИЯ – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемая им.

МЕРА – границы, в которых количественные изменения еще не приводят к новому качеству.

МЕТАФИЗИКА – 1) недоступные чувственному познанию, умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего. 2) Метод познания, противоположный диалектике, игнорирующий принцип развития, всеобщей связи и противоречивости мира.

МЕТОД – средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета.

МЕТОДОЛОГИЯ – совокупность приемов исследования, применяемыхв какой-либо науке.Учение о методе научного познания и преобразования мира.

МЕХАНИЦИЗМ – интерпретация развития природы и общества законами механической формы движения материи.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА – материалистическая философская школа в Древней Греции (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе.

МИФОЛОГИЯ – фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии.

МОДЕЛИРОВАНИЕ – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, созданном для их изучения.

МОНАДА – субстанциальная единица бытия.

МОНИЗМ – философское учение, признающее одно начало мира.

МОРАЛЬ – форма общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей в контексте понятий добра и зла.

НАБЛЮДЕНИЕ – целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования.

НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ – совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей.

НАТУРФИЛОСОФИЯ – философия природы, умозрительное истолкование природы в ее целостности.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – коренное преобразование общества на основе соединения научных и технических достижений.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – этап развития философии (конец 18 – первая половина 19 века), представленный учениями И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха.

НЕОБХОДИМОСТЬ И СВОБОДА – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Необходимость - неизбежное осуществление и развитие сущности. Свобода – осознанная необходимость.

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ – философские категории, выражающие отношение к сущности его отдельных проявлений. Необходимость – неизбежное осуществление и развитие сущности. Случайность – дополнение и форма проявления сущности, не имеющая неизбежного характера осуществления.

НЕОПОЗИТИВИЗМ – современная форма позитивизма, полагающая, что знание о действительности дается лишь в конкретно-научном мышлении, а философия возможна только как деятельность по анализу языка, в котором выражаются результаты этих видов мышления.

НЕОТОМИЗМ – теологическая форма современного объективного идеализма, возникшая на основе воззрений средневекового мыслителя Фомы Аквинского.

НЕОФРЕЙДИЗМ – современные модернизации психоанализа З. Фрейда.

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ – знание, полученное посредством прямого созерцания истины, в отличие от дискурсивного мышления.

НИГИЛИЗМ – абсолютное отрицание, не связанное ни с какими положительными идеалами.

НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ – направления в средневековой философии, выделившиеся в ходе спора об универсалиях (общие понятия). Номиналисты считали понятия лишь именами единичных предметов. Реалисты утверждали, что общие понятия имеют реальное существование.

НООСФЕРА – область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью. Понятие введено Тейяром де Шарденом, развито В.И. Вернадским.

ОБОБЩЕНИЕ – логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию.

ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – существующее независимо от человеческого сознания и первичное по отношению к нему.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – основное направление философии, признающее за первооснову мира духовное начало или сознание.

ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии.

ОПЫТ – чувственно-эмпирическое отражение внешнего мира.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ – вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе. Рассматривается с двух сторон – 1) что является первичным – природа, материя (материалисты) или дух, сознание (идеалисты); 2) способно ли сознание верно отражать мир. Положительно решают вопрос гностики, отрицательно – агностики.

ОТРАЖЕНИЕ – взаимодействие объектов материального мира, следствием которого является изменение структуры, функций, поведения взаимодействующих объектов.

ОЩУЩЕНИЕ – элементарное психическое явление, возникающее в результате непосредственного воздействия предметов объективного мира на органы чувств.

ПАНЛОГИЗМ – объективно-идеалистическая доктрина о тождестве бытия и мышления, согласно которой развитие природы и общества является осуществлением логической деятельности мирового разума.

ПАНПСИХИЗМ – идеалистическое воззрение, согласно которому вся природа обладает одушевленностью, психикой.

ПАНТЕИЗМ – философское учение, отождествляющее Бога и природу.

ПАРАДИГМА – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.

ПАРАДОКСЫ – формально-логические противоречия, возникающие в формальной логике при сохранении логической правильности рассуждения.

ПАТРИСТИКА – христианское богословие 2-8 в.в., стремившееся приспособить идеи неоплатонизма к обоснованию христианства.

ПЕРИПАТЕТИКИ – последователи философии Аристотеля, осуществлявшие обучение во время прогулок.

ПЕРСОНАЛИЗМ – идеалистическое течение, признающее личность первичной реальностью и высшей духовной ценностью. Личность понимается как духовный первоэлемент бытия.

ПЕРЦЕПЦИЯ – чувственное восприятие, характеризующееся неосознанностью.

ПЛЮРАЛИЗМ – признание множества равнозначных изолированных сущностей, не сводимых к единому началу в отличие от монизма.

ПОЗИТИВИЗМ – направление западной философии, объявляющее единственным источником истинного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

ПОЗНАНИЕ – общественно-исторический процесс деятельности людей, формирующий их знания.

ПОНЯТИЕ – форма отражения мира, форма обобщения предметов и явлений.

ПОСТУЛАТ – исходный принцип или утверждение научной теории.

ПОТРЕБНОСТЬ – внутренний побудитель активности, нужда в объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности, социальной группы, общества в целом.

ПРАВО – воля господствующего класса, возведенная в закон. Определяется материальными условиями жизни и интересами данного класса.

ПРАГМАТИЗМ – субъективно-идеалистическое учение, определяющее содержание знания его практическими последствиями (успехом, выгодой).

ПРАКСИОЛОГИЯ – область социологического знания, изучающая трудовые действия с точки зрения установления их эффективности.

ПРАКТИКА – предметно-вещественная деятельность человека, направленная на преобразование внешнего мира.

ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ – включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств.

ПРИРОДА – окружающий нас мир во всем многообразии своих проявлений, объективная реальность, существующая независимо от сознания.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ – философские понятия, выражающие взаимообусловленность происходящего. Причина – совокупность факторов, предпосылок, с неизбежностью вызывающих определенное событие. Следствие – результат действия причины.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ – религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие общества определяется внешними по отношению к историческому процессу силами – провидением, Богом.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ – разновидность научного предвидения, исследование перспектив какого-либо явления.

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС – противоположные формы развития общества, означающие соответственно либо поступательное развитие по восходящей линии, либо возврат к старым, застойным, изжившим себя явлениям.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ – один из элементов способа производства, содержание которого составляют люди и средства производства, состоящие в свою очередь из предметов и орудий труда.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – отношения между людьми, складывающиеся в процессе материального производства и представляющие отношения производства, распределения, обмена и потребления.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ – вещи, явления, процессы с взаимоисключающими свойствами.

ПРОТИВОРЕЧИЕ – взаимодействие противоположных сторон объекта или системы, которые вместе с тем находятся в единстве, являясь источником развития объективного мира и познания.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ – одна из основных характеристик пространства, выражающая его размеры.

ПСИХОАНАЛИЗ – общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний на основе учения о бессознательном, разработанным австрийским психологом З. Фрейдом.

РАЗВИТИЕ – существенное, необходимое движение, основной тенденцией которого является поступательный характер.

РАССУДОК И РАЗУМ – взаимно необходимые стороны развития познания. Рассудок – способность оперировать понятиями, классифицировать факты и явления, приводить знания в определенную систему. Разум синтезирует результаты познания, создает новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем знания.

РАЦИОНАЛИЗМ – учение в теории познания, абсолютизирующее роль рационального уровня.

РЕАЛЬНОСТЬ – существующее в действительностив сопоставлении с небытием. Материализм различает два вида реальности – объективная реальность существует независимо от человеческого сознания, субъективная реальность есть продукт деятельности сознания.

РЕЛЯТИВИЗМ – учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания.

РЕФЛЕКСИЯ – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

САМОСОЗНАНИЕ – выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру.

СВОЙСТВО – характеристика предмета, обусловливающая его различие или сходство с другими предметами.

СЕМАНТИКА – раздел семиотики, изучающий знаковые системы как средство выражения смысла.

СЕМИОТИКА – дисциплина, изучающая знаковые системы (от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки).

СЕНСУАЛИЗМ – учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания.

СИСТЕМА – совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих определенную целостность.

СКАЧОК – превращение старого качества в новое в результате количественных изменений.

СКЕПТИЦИЗМ – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.

СЛАВЯНОФИЛЫ - представители русской общественной мысли 19 века, верившие в особый путь развития России, отличный от западноевропейского.

СМЫСЛ – идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель, ценность чего-либо.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА – философские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной или социальной реальности. Содержание – определенным образом упорядоченная совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление. Форма - способ существования и выражения содержания.

СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ – чувственная ступень познания, процесс непосредственного восприятия действительности.

СОЗНАНИЕ – субъективный образ объективного мира, выражающийся в активном, целеполагающем, творческом характере отражения.

СОЛИПСИЗМ – крайнее выражение субъективного идеализма, согласно которому существует только один человек и его сознание, а объективный мир и все остальные люди существуют лишь в его сознании.

СОФИСТИКА – рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики; 2) учение древнегреческих софистов 5-4 в.в. до н.э.

СПОНТАННОСТЬ – самопроизвольность, самодвижение, вызванное не внешними факторами, а внутренними причинами.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА – исторически определенный способ добывания материальных благ, представляющий единство производительных сил и производственных отношений. Является основой общественно-экономической формации.

СТОИКИ – древнегреческие философы, развивавшие космополитические и индивидуалистические идеи. Идеал счастья видели в свободе от страстей, в спокойствии духа. Верили в предопределение судьбы.

СТРУКТУРА – строение и внутренняя форма организации системы как устойчивой взаимосвязи ее элементов.

СТРУКТУРАЛИЗМ – философское течение, выдвигающее в качестве задачи научного исследования выявление структуры объектов.

СУБЛИМАЦИЯ – трансформация нереализованной энергии социально неприемлемых (низших, низменных) целей в социально приемлемые (высшие, возвышенные).

СУБСТАНЦИЯ – основание всего сущего, объективная реальность в единстве всех форм ее саморазвития.

СУБСТРАТ – основа единства, однородности различных предметов и свойств отдельного предмета, вещи и их совокупности.

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ – структурные элементы познания или иной деятельности. Субъект – индивид или социальная группа как активная сторона деятельности. Объект – то, на что направлена деятельность.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – основное направление философии, признающее за первооснову мира духовное начало или сознание.

СУДЬБА – религиозно-идеалистическое представление о сверхъестественной силе, предопределяющей все события в жизни людей.

СУЖДЕНИЕ – мысль, выраженная в форме предложения, в котором нечто утверждается об объектах.

СУЩЕСТВОВАНИЕ – все многообразие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии.

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ – философские категории, отражающие всеобщие, необходимые стороны всех объектов и процессов в мире. Сущность смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе в отличие от других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием обстоятельств. Явление – внешняя форма проявления и обнаружения сущности.

СХОЛАСТИКА – средневековая философия, стремившаяся рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.

СЦИЕНТИЗМ – концепция, абсолютизирующая роль науки в культуре.

ТЕИЗМ – религиозно-философское учение, признающее существование Бога как сверхъестественного существа, воздействующего на все материальные и духовные процессы.

ТЕЛЕОЛОГИЯ – религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности.

ТЕОДИЦЕЯ – религиозно-философские трактаты, оправдывающие противоречие между верой во всемогущего, милосердного Бога и существованием в мире зла и несправедливости.

ТЕОЛОГИЯ – учение о Боге.

ТЕОРИЯ – система обобщенного достоверного знания о действительности.

ТЕОСОФИЯ – мистическое учение, претендующее на раскрытие «божественных» тайн.

ТОЖДЕСТВО – равенство, одинаковость предмета, явления с самим собой или с другими предметами.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ – сфера сверхчувственных феноменов бытия, которые познаются интуитивно, до всякого опыта.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ – находящееся за границами сознания и познания.

ТРАНСЦЕНЗУС – переход от субъективного к объективному, выход из сферы сознания в сферу объективного мира, совершаемый в ходе человеческой практики.

ТРИАДА – трехступенчатость развития: тезис, антитезис, синтез.

ТРУД – целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение, логически вытекающее из посылок.

УНИВЕРСАЛИИ – обозначение общих понятий, идей в средневековой философии.

УПРАВЛЕНИЕ – функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, целей.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ – способ проверки истинности теоретических утверждений, посредством их опровержения при сопоставлении с полученными опытными, эмпирическими данными.

ФАТАЛИЗМ – философская концепция, согласно которой все происходящее в мире подчинено господству необходимости, все предопределено.

ФЕНОМЕН – явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи органов чувств.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – субъективно-идеалистическое течение, в центре которого находится идея «интенциональности» сознания (направленности на объект). Основной принцип: «нет объекта без субъекта».

ФЕТИШИЗМ – мировоззрение, приписывающее вещам самим по себе специфические качества – мистические (религиозный фетишизм) или социальные (нерелигиозный фетишизм).

ФИДЕИЗМ – учение, стремящееся подчинить науку религии, использовать научное знание для подтверждения религиозных догм.

ФИЛОСОФИЯ – наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, мышления.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – философское учение о человеке, синтезирующее научное и ценностное видение человека мира.

ФИНИТИЗМ – философская концепция, отрицающая объективное содержание категории бесконечного.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ – выявление и уточнение содержания познания посредством фиксации его формы.

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА – разновидность неомарксизма, отстаивала идею «снятия» природно-объективного в социальных отношениях, отождествляемых с распространенными на всю историю человечества товарно-денежными отношениями.

ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 18 века – движение, представлявшее высший этап в развитии материалистической мысли во всемирном масштабе на основе идей просвещения.

ФРЕЙДИЗМ – возникшие на основе психоанализа З. Фрейда течения, в основе которых учение о бессознательном.

ФУНКЦИЯ – 1) внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; 2) роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому.

ФУТУРОЛОГИЯ – наука о будущем.

ХИЛИАЗМ – религиозное учение о тысячелетнем «царстве божьем» на земле, предшествующем концу света.

ХОЛИЗМ – идеалистическая «философия целостности», в основе которой лежит идея о том, что миром управляет холистический процесс – процесс творческой эволюции, создания новых целостностей.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ – соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели.

ЦЕЛЬ – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.

ЦЕННОСТИ – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы или общества.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – совокупность материальных и духовных достижений общества.

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ – философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов и объективной связью, которая их объединяет и приводит к появлению новых свойств и закономерностей. Эта связь выступает как целое, а предметы – в качестве его частей.

ЧЕЛОВЕК – биосоциальное существо, представитель вида homo sapiens, субъект и объект общественного развития, творец материальной и духовной культуры.

ЭВДЕМОНИЗМ – принцип этики, в основе которого лежит стремление человека к счастью.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ – учение о развитии живой природы, разработанное главным образом Ч. Дарвиным.

ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ – понятия, применяемые для характеристики различных сторон развития. Эволюция – постепенные изменения, с преобладанием количественных. Революция – быстрые изменения, с преобладанием качественных.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – иррационалистическое направление философии, основной проблемой которой является существование человека.

ЭКЛЕКТИКА – смешение различных, зачастую противоположных, несовместимых точек зрения, взглядов, оценок и т.д.

ЭКОЛОГИЯ – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой.

ЭКСПЕРИМЕНТ – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т.д.

ЭКСПЛИКАЦИЯ – исследование, раскрытие сущности того или иного предмета, явления.

ЭЛЕМЕНТ – объект, входящий в состав определенной системы и рассматриваемый в ее рамках как неделимый.

ЭМПИРИЗМ – учение в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний.

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ – субъективно-идеалистическое учение, выдвигает идею о мире как совокупности «нейтральных элементов» или ощущений.

ЭНТЕЛЕХИЯ – целеустремленная движущая сила, самоцель, активное начало, превращающее возможность в действительность.

ЭНТРОПИЯ – мера пребывания системы в данном состоянии. Энтропия максимальна в состоянии равновесия.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – теория познания. В отличие от гносеологии, концентрирующей внимание на отношениях «субъект-объект», эпистемология акцентирует отношения «объект-знание».

ЭСХАТОЛОГИЯ – религиозное учение о конце мира и человечества, о конце света и страшном суде.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.