Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные положения философской теории познания






 

Познание является важной характеристикой человеческой активности и выражается в активном целенаправленном отражении действительности, предполагающем приобретение нового знания. При этом новизна может быть субъективной и объективной. Субъективная новизна касается только знаний конкретного субъекта. Например, в процессе обучения индивид узнает много нового, чего он прежде не знал. Но для человечества эти знания не являются принципиально новыми.

Объективная новизна является таковой не только для отдельного индивида, но и для всего человечества, когда какое-либо знание впервые открывается цивилизации. Общечеловеческое познание, прежде всего, предполагает объективную новизну, хотя в опосредованном виде содержит и субъективную новизну. Прежде чем открыть что-либо принципиально новое, мыслитель неизбежно проходит период обучения, в котором присутствует субъективная новизна или, иными словами, новизна только для него.

В структуру процесса познания включаются субъект познания, объект познания, предмет познания, формы и методы познания, знания. Субъект познания – активная сторона процесса познания, тот, кто познает, то есть человек, общество. Объект познания – то, на что направлено познание. В качестве объекта познания могут выступать природа, человек, общество. Предмет познания – это включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах. Формы и методы познания являются определенным инструментарием постижения мира. Знания выступают продуктом познавательной деятельности, аккумулирующим приобретенную и переработанную информацию.

Все структурные элементы процесса познания исторически изменчивы. Каждая эпоха привносит свои коррективы, определяя особенности процесса познания. По мере поступательного развития общества происходит расширение и углубление его содержания.

Познание человеком мира осуществляется на двух уровнях – чувственном и рациональном. Первым каналом, через который поступает информация о внешнем мире, является чувственное отражение. Оно включает в себя ощущения, восприятия и представления. Ощущение представляет собой элементарное психическое явление, возникающее в результате непосредственного воздействия предметов объективного мира на органы чувств. Для него характерно то, что отражаемый объект должен находиться в диапазоне действия органов чувств отражающего субъекта. Другой особенностью ощущений является то, что они носят локальный характер, не поднимаясь до цельности отражения объекта.

Восприятие – это чувственный образ предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятия, подобно ощущениям, отражают только объекты, находящиеся в поле действия органов чувств человека. В отличие от ощущений, восприятия предполагают уже некоторую цельность отражения объекта, продуцируемого одновременно несколькими органами чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

Представление – чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Человек может представить все, что угодно, поскольку возможен отлет мысли от отражаемого денотата. Представления, можно сказать, подготавливают переход с чувственного уровня познания на рациональный.

Формами рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения. Понятие – форма отражения мира, форма обобщения предметов и явлений. Суждение – мысль, выраженная в форме предложения, в котором нечто утверждается об объектах. Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение, логически вытекающее из посылок.

Относительно роли уровней познания (чувственного и рационального) в истории философии не существует единства мнения. Мыслители разделились на две группы – сенсуалисты и рационалисты. Сенсуализм – учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания. Его типичным представителем является английский философ Д. Локк, который утверждал: «В разуме нет ничего того, чего бы не было первоначально в чувствах»

Рационализм – учение в теории познания, абсолютизирующее роль рационального уровня. На его позициях находился, в частности, французский философ Р. Декарт, известный тезис которого звучит: «Мыслю, следовательно, существую». Сенсуализм и рационализм выражают крайние позиции, а потому являются ошибочными. Только диалектический подход, признающий единство и борьбу противоположностей, способен полно и адекватно отразить процесс познания. Действительно, чувственный и рациональный уровни познания не могут существовать в отрыве друг от друга. Более того, они взаимопересекаются, диалектически дополняя противоположную себе ступень познания.

Очень важной в теории познания является проблема истины, относительно которой существуют разные точки зрения. Рассмотрим некоторые из них.

1. Теологическая концепция отождествляет истину с Божественным промыслом. Согласно ей, высшая истина заключена в Боге.

2. Конвенционализмутверждает, чтонаучные понятия и теоретические построения (в том числе истина), являются продуктом соглашения между учеными.

3. Прагматическая теория связывает с истиной то, что является полезным и приводит к успеху.

4. Корреспондентная теория истины означает соответствие знания особенностям отражаемого объекта.

5. В материалистической науке под истиной понимается объективное, адекватное, достоверное знание. Объективность означает, что истина не зависит ни от человека, ни от человечества, она всегда только одна.

Другим важным свойством истины, кроме объективности, является конкретность истины. Под конкретностью истины понимается уточнение условий, при которых какое-либо утверждение является истинным. Если мы скажем: «Москва – столица нашей Родины», это не будет истиной в строгом смысле этого слова. В данном случае мы не уточнили, о каком историческом периоде идет речь. Как известно, в разные исторические эпохи столицей нашей Родины были разные города – Киев, Москва, Петербург, Петроград. Уточнение условий, при которых какое-либо утверждение является истиной, особенно важно для науки.

Путь достижения истины не является простым. Человек не может одномоментно, разом раскрыть сущность отражаемых объектов. Процесс познания – это многоступенчатый процесс собирания знаний по крупицам, из которых впоследствии сложится полная картина мира. В этом смысле истина подразделяется на относительную и абсолютную. Относительная истина не дает полного, исчерпывающего знания о мире, которое будет уточняться, изменяться, углубляться. Абсолютная истина представляет собой объективное, полное, исчерпывающее знание о действительности. Процесс познания и представляет собой восхождение от истин относительных к истине абсолютной.

При оценке роли абсолютной и относительной истин выделяются догматизм и релятивизм. Догматизм признает только абсолютные истины, релятивизм – только относительные. Обе концепции квалифицируются как метафизические, ненаучные. Они не видят диалектического единства двух видов истины в процессе познания.

Процесс познания осуществляется в тесной связи с человеческой практикой – вещественно-предметной деятельностью человека, направленной на преобразование внешнего мира в соответствии с его потребностями. Роль практики в познании трудно переоценить. Не задаваясь целью подробно проанализировать функции практики, выделим три основные из них.

1. Практика является основой познания. Это выражается в том, что именно в ходе практической деятельности выявляются и в дальнейшем формулируются познавательные проблемы. Так, например, в ранний период существования первобытнообщинного строя человек занимался элементарными видами деятельности – охотой, рыболовством, собирательством. Ему не надо было преодолевать большие пространства. В связи с этим у него отсутствовала потребность в средствах передвижения. По мере развития общества и усложнения видов человеческой деятельности человек встает перед необходимостью пересечения больших пространств. Возникшая практическая потребность нацеливает на создание средства передвижения. Таким образом, человек подходит к изобретению колеса как важнейшего элемента многих средств передвижения.

Практика также вооружает процесс познания материальными средствами-инструментариями.

2. Практика выступает критерием истины. Это выражается в том, что именно практика подтверждает или опровергает истинность какого-либо теоретического положения. Чем сложнее какая-либо система, тем более длительное время требуется для проверки практикой. Это касается, прежде всего, общественных процессов.

3. Практика служит целью познания. Человек познает мир не только из интереса, а также не для того, чтобы тешить свое самолюбие открытиями и изобретениями. Продукты познания внедряются в практику, обогащая ее и делая жизнь человека более комфортной.

 

Контрольные вопросы

 

1. Как соотносятся объект и предмет познания?

2. Назовите общие гносеологические особенности, присущие ощущениям и восприятиям.

3. В чем суть материалистического понимания истины?

4. Чем отличаются абсолютная и относительная истины?

5. Что является диалектической противоположностью истины?

6. В качестве критерия истины выступает …?

7. Почему практика является целью познания?

 

Литература

1. Алексеев, П.В. Теория познания и диалектика /П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 1991.

2. Диалектика процесса познания. – М., 1985.

3. Ильин, В.В. Критерии научного знания /В.В. Ильин. – М., 1989.

4. Ильин, В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы /В.А. Ильин. – М., 1994.

5. Микешина, Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов /Л.А. Микешина //Вопросы философии. – 2001. - № 4.

6. Нарский, И.С. Современные проблемы теории познания /И.С. Нарский //Знание. – 1989. - № 4.

7. Степин, В.С. Теоретическое знание /В.С. Степин. – М., 2000.

8. Чудинов, Э.М. Природа научной истины /Э.М. Чудинов. – М., 1977.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.