Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация рынков






Классификаци­онный признак Вид рынка Характеристика рынка
Функциональ­ный Потребительских товаров и услуг Факторов произ­водства   Финансовый Информацион­ный   Недвижимости Объединяет рынки продовольствен­ных, непродовольственных товаров и услуг Включает рынки средств производ­ства, рабочей силы и сырья Состоит из рынка денежных средств и ценных бумаг (фондовый рынок) Объединяет рынки научных разра­боток и духовных ценностей   Включает рынки жилья и земли
Границы сфе­ры обмена Мировой   Национальный   Местный Объединяет экономику субъектов разных стран Ограничен экономикой внутри страны Ограничен региональными грани­цами
Лицо, доми­нирующее в процессе об­мена Рынок продавца Рынок покупа­теля Характеризуется более сильной по­зицией продавцов (количество про­давцов или товаров ограничено — дефицит) Отличается возможностью выбора со стороны потребителя (конку­рентное предложение товаров и услуг превышает спрос)
Классификаци­онный признак Вид рынка Характеристика рынка
Способ оплаты Продажа за наличный расчет Продажа по безна­личному расчету Товарообмен Расчеты через кассу или с исполь­зованием кассовых документов   Расчеты через банк   Продавцы обмениваются сбаланси­рованным товаром
Объем продаж и тип потреби­теля Розничной тор­говли   Оптовой торговли Продажа единичных товаров для личного, домашнего, семейного пользования, не связанного с пред­принимательской деятельностью     Продажа крупных партий товара другим участникам товародвижения
Степень разви­тости экономи­ческих свобод Регулируемый Свободный Подчинен определенному порядку, закрепленному в правовых нормах государства Обладает максимумом экономиче­ских свобод
Степень вовле­чения потре­бителя в про­цесс продаж Потенциальный Доступный Освоенный Целевой Совокупностью потребителей, прояв­ляющих интерес к товару и услуге   Группа потребителей, имеющих интерес, средства и доступ к това­рам и услугам   Совокупностью потребителей уже купивших или получивших продукт или услугу     Часть доступного рынка, на кото­ром организация решила сконцент­рировать свои усилия
Степень развития конкуренции Чистой конкурен­ции Монополистиче­ской конкурен­ции Олигополия Чистая моно­полия Очень большое количество фирм, реализующих стандартизованный продукт, отсутствие контроля над ценой, очень эластичный спрос Большое количество фирм, реали­зующих дифференцированный про­дукт, слабый контроль цен, спрос эластичный Небольшое количество фирм, пре­имущественно неценовая конку­ренция, барьеры входа на рынок Одна фирма, значительный контроль над ценами, спрос неэластичный

Фармацевтический рынок (по функциональному признаку) — это часть рынка потребительских товаров и услуг, анализ которо­го осуществляется с использованием системного, маркетингово­го и институционального подходов.

Системный подход. Он позволяет представить фармацевтиче­ский рынок России, деятельность которого направлена на дости­жение социальных (сохранение здоровья нации) и экономиче­ских целей, как совокупность взаимодействующих субъектов и объектов, а также факторов, на них воздействующих. Анализ фар­мацевтического рынка на основе системного подхода базируется на двух основных принципах.

Фармацевтический рынок является открытой системой, пред­ставляющей совокупность взаимосвязанных составляющих, среди которых:

структурные элементы системы (внешняя среда, внутренняя среда, схема «вход—выход»);

связи между элементами;

окружающая среда фармацевтической отрасли.

Принцип синергии означает, что функционирующая систе­ма вследствие взаимодействия между ее структурными элемента­ми приобретает свойства, отсутствующие при простом суммиро­вании ее элементов. Из этого принципа следует, что изменение свойств любого из элементов неизбежно повлечет за собой изме­нения характеристик всей системы в целом.

Внешний контур системы фармацевтического рынка России

Его формируют факторы глобального воздействия (ми­ровая среда — мегаконтур), федерального воздействия (среда кос­венного окружения — макроконтур) и регионального воздействия (среда непосредственного окружения — мезаконтур).

К факторам мегаконтура в первую очередь относятся мигра­ция, научно-технический прогресс, экология, международное сотрудничество, глобальная экономика и культура. Можно выде­лить два направления воздействия миграционных процессов на фармацевтический рынок. С одной стороны, это позитивное вли­яние, связанное с интенсивным обменом знаний в области меди­цины и фармации; расширением базы фармацевтической индуст­рии (миграция специалистов из промышленно развитых стран в развивающиеся). С другой стороны, это негативные последствия: ухудшение эпидемиологической обстановки при передвижении значительных людских масс; «экспорт» патогенных микроорганиз­мов, к которым коренное население не имеет наследственного иммунитета; дисбаланс в организме эмигрантов, вызываемый сме­ной условий окружающей среды; возникновение феномена «на­циональность пациента», когда лекарства, разработанные для од­них этнических групп, неэффективны или вредны для других (эт- нофармацевтический аспект). Например, британский фармацевтический концерн Roche Holding Ltd и американское исследова­тельское предприятие Decode Genetice проводили совместную раз­работку методов диагностики предрасположенности пациентов к определенным заболеваниям с учетом региональной генеалогии.

Промышленная революция и научно-технический прогресс существенно влияют на демографические показатели, экономи­ческую ситуацию, используемые производственные и информа­ционные технологии, экологию. Проблема экологии планеты и напрямую связанная с ней проблема экологии человека являются в настоящее время ключевыми для человечества.

Отличительной особенностью современного фармацевтического рынка является тенденция к мировой глобализации (от франц. global — всеобщий). Основными причинами такой всеобщности яв­ляются прежде всего:

единая для всего человечества необходимость сохранения здо­ровья, стремление к продлению продолжительности жизни;

во многом похожие динамика и распространенность основных заболеваний; поиск наиболее эффективных фармакотерапевтических средств, современные высокоскоростные технологии обме­на данными;

высокая стоимость разработки и внедрения новых ЛС, требу­ющая объединения (интеграции) усилий;

стремление фармацевтических компаний к завоеванию боль­шей доли рынка (расширение границ для бизнеса).

С начала 90-х гг. XX в. активизировалось участие нашей страны в Международной фармацевтической федерации (FIP — Interna­tional Pharmaceutical Federation).

Макроконтур системы фармацевтического рынка России харак­теризует степень воздействия федерального уровня на региональ­ный. В связи с этим фактор государственного воздействия являет­ся на этом уровне доминирующим. При этом направленность го­сударственного воздействия можно рассматривать с точки зрения системоформирующих и системоутверждающих функций. Системоформирующие функции связаны с разработкой формальных норм и правил, определяющих характер политической и эконо­мической систем государства. Системоутверждающие функции го­сударства связаны с формированием условий, достаточных для функционирования сформированных систем управления.

Для анализа воздействия мезаконтура (региональный уровень) может быть использована технология STEPEPV- анализа, преду­сматривающая исследование влияния на подсистемы внутреннего контура следующих групп факторов: социальных (Social) — де­мографическая ситуация, заболеваемость, уровень доходов насе­ления, потребительские предпочтения и др.; технологических (Technological) — изношенность основных фондов, современные способы создания, производства и реализации фармацевтической продукции, информационные технологии; экономических (Econo­mical) — размер инвестиций, уровень инфляции, платежеспо­собность потребителей и др.; политических (Political) — законо­дательство субъектов Федерации и местных органов управления; природной среды (Environmental) и индивидуальных ценностей общества (Personal values) — культура и традиции.

Внутренний контур системы фармацевтического рынка России. Его составляют субъекты и объекты фармацевтического рынка.

 

Субъекты фармацевтического рынка — это участники рынка, активные по отношению к объектам, на которые они воздейству­ют. К ним относятся подсистемы:

управления и регулирования, представленная органами по осу­ществлению надзора за фармацевтической деятельностью, конт­роля качества, эффективности и безопасности JIC на федераль­ном и региональном уровнях;

производства и распределения, включающая фармацевтические промышленные отечественные предприятия, представительства зарубежных компаний, оптовые и розничные организации; потребителей (институциональных, промежуточных и конечных); фармацевтической информации, объединяющая специализи­рованные информационно-аналитические издания и агентства, консалтинговые компании и др.;

подготовки кадров, ориентированная на непрерывное фарма­цевтическое обучение на этапах профориентации, дипломного (среднего и высшего) и последипломного образования; профессиональных общественных организаций. Субъекты рынка оказывают активное воздействие на объекты рынка, к которым относятся: фармацевтические товары и услуги, парафармацевтические товары, фармацевтическая информация, вкусы и предпочтения потребителей, платежеспособная потреб­ность, качество продукции, технологии и др.

Изучение истории развития фармации позволяет нам увидеть, что структура фармацевтического рынка подвижна (или, как еще говорят, динамична, т. е. меняется во времени) и зависит от взаим­ного влияния факторов внешнего контура системы, ресурсного по­тенциала отрасли и ее положения среди других отраслей экономики.

Маркетинговый подход. Он предполагает, что фармацевтиче­ский рынок может рассматриваться как совокупность существу­ющих и потенциальных потребителей фармацевтической продук­ции и совокупность товаров и услуг, удовлетворяющих потребно­сти в фармацевтической помощи

Особенностью фармацевтического рынка является то, что наря­ду с институциональными и конечными потребителями в его струк­туре имеется группа промежуточных потребителей, оказывающая активное воздействие на поведение других групп потребителей.

Институциональные потребители — организации-потребители, в качестве которых могут выступать государственные и коммер­ческие предприятия, приобретающие товары для дальнейшего ис­пользования в рамках организации (например, лечебно-профи­лактические учреждения) или перепродажи другим потребителям (оптовое и розничное звено фармацевтического рынка).

Конечные потребители — пациент, семья, приобретающие то­вары аптечного ассортимента для личного или семейного исполь­зования.

Промежуточные потребители — медицинские работники, наз­начающие лекарственный препарат (лечение в стационаре, кли­нике, санатории) или выписывающие рецепт на него (амбула­торное лечение).

Каждый из типов потребителей имеет различный мотивационный интерес в отношении фармацевтических и парафармацевтических товаров, ценностные ориентиры при их приобретении или назначении. Институциональных и конечных потребителей в от­личие от промежуточных объединяет наличие процесса потребле­ния. Они же обладают покупательной способностью. Однако про­межуточный потребитель — главный фактор формирования по­требностей на рынке лекарственных препаратов, а ведь именно потребности и их удовлетворение — основные стимулы предпри­нимательской деятельности.

Кроме того, маркетинговый подход дает возможность рассмот­реть потребителей еще с одной точки зрения — потребитель как пользователь или потребитель как покупатель.

Потребитель как пользователь лекарственных препаратов (ко­нечный потребитель) выступает в роли пациента (от лат. patiens — терпящий) — лица, которому оказывается медицинская помощь или которое находится под медицинским наблюдением. В соответ­ствии со ступенчатым характером оказания медицинской помо­щи в Российской Федерации различают пациентов, находящихся на амбулаторной (внебольничной), полустационарной, стацио­нарной, реабилитационной ступенях.

Население как совокупность пациентов определяет объектив­ную потребность в ЛС, задает потенциальный объем и маркетин­говую структуру фармацевтического рынка. Эта совокупность ха­рактеризуется прежде всего количественными показателями (чис­ленность, заболеваемость, интенсивность потребления, возраст­ная структура и др.) и качественными характеристиками (пол, семейное положениеи др.).

Потребители в роли покупателей приобретают лекарственные препараты и другие товары аптечного ассортимента или для лич­ного и семейного пользования, или для передачи конечным пользователям (например, из бюджетов регионов оплачиваются ЛC, отпускаемые конечным потребителям бесплатно и на льгот­ных условиях; лечебно-профилактические учреждения покупают лекарственные препараты для обеспечения лечебного процесса в рамках государственных гарантий). Таким образом, основными характеристиками покупателей являются прежде всего объектив­ный критерий — платежеспособность и субъективный — потре­бительские предпочтения. Размер платежеспособного спроса ин­ституциональных и конечных потребителей определяет реальную емкость рынка в отличие от потенциальной, которая связана с будущими тенденциями (рост или снижение доходов, цен, забо­леваемости, численности и др.).

В любой стране оплата JIC производится из двух источников — государственных расходов и личных средств граждан. Так как сред­ства поддержания жизни (продукты питания, жилье) и сохране­ния здоровья являются приоритетными при финансировании, то доля правительственных расходов на здравоохранение в индуст­риально развитых странах составляет основную часть (в настоя­щее время — 5 — 7% от валового внутреннего продукта — ВВП).

Институциональный подход. Несмотря на производимое впе­чатление хаоса и спонтанности, рынки при ближайшем рассмот­рении оказываются жестко структурированными детерминирован­ными системами, определяемыми набором формальных и нефор­мальных норм и правил. Институциональный подход базируется на анализе мотивов поведения и механизмов взаимодействия эко­номических агентов. Среди различных направлений институцио­нальной экономической теории наиболее популярными являются базовые аспекты, изложенные в работах лауреатов Нобелевской премии Р.Коуза, Г.Беккера, Д.Норта и Р.Фогеля. Институты — это правила игры (формальные и неформаль­ные), представляющие собой ограничения, которые люди нала­гают на взаимодействиемежду собой, определяя совокупность альтернативных возможностей экономики.

Организации — группы индивидов, связанных между собой об­ними целями.

Ключевым для институциональных изменений является непре­рывное взаимодействие между институтами и организациями в экономической среде с ее ограниченностью в ресурсах и, следо­вательно, конкуренцией. Кроме того, важно, что неформальные нормы более устойчивы в отличие от формальных. Поэтому рево­люционные изменения в экономике России при невнимательном отношении к неформальным нормам привели к конфликту с но­выми формальными институтами (например, отнесение фарма­цевтических организаций не к организациям здравоохранения, а к торговым было встречено специалистами отрасли негативно; институт конкуренции лишь в последние годы заставил оте­чественных производителей фармацевтической продукции обра­тить внимание на развитие структуры медицинских представите­лей и т. п.).

У правил есть своя иерархия. Базовые ценности определяет Конституция. Законодатели на ее основе устанавливают «правила игры» — федеральные законы, на которых базируются «приклад­ные стандарты» министерств и ведомств. Общность или сходство множества прикладных стандартов в разных странах создают пред­посылки идей конвергенции и выработки (или согласования) так называемых «общечеловеческих ценностей» или создания «инфор­мационного общества», где основой будет согласование «единых прикладных стандартов».

Историческое развитие экономических систем привело к формированию в большинстве стран социально-либеральных обществ, сочетающих рыночные принципы свободной конкуренции, с одной стороны, и государственное регулирование, с другой.

Государственное регулирование — совокупность форм и методов государственного воздействия на экономическую систему в конк­ретных условиях, дополняющее действие рыночного механизма саморегулирования.

Государственное регулирование фармацевтического рынка бази­руется на соблюдении иерархии формальных норм при использо­вании правовых, административных и экономических методов и включает следующие основные направления.

Разработка законов и «прикладных стандартов», регулирую­щих: порядок обращения JIC; лицензирование фармацевтической деятель­ности; порядок допуска к фармацевтической деятельности.

Регулирование экспорта и импорта фармацевтической про­дукции, основанное на законодательных и нормативных актах, главными из которых являются Гражданский кодекс России, за­коны о государственной границе и внешнеэкономической деятельности, JIC, наркотических средствах и психотропных ве­ществах, а также постановления министерств и ведомств, право­мочных принимать решения по данному вопросу.

Стандартизация объемов и качества оказания фармацев­тической помощи. Государству важно сохранить качество оказа­ния фармацевтической помощи при ограниченных возможностях финансирования отрасли. Основными направлениями стандарти­зации является разработка стандартов лечения и введение форму­ляров, формирование перечней жизненно необходимых и важ­нейших JIC, а также финансирование их производства и закупки.

Разработка и совершенствование системы регистрации и декларирования JIC, препаратов и другой продукции, оказывающей воздействие на здоровье граждан. Система ориентирована на обес­печение безопасности фармацевтической продукции, сокращение ввоза препаратов-синонимов и расширение базы для клинических испытаний лекарственных препаратов внутри страны.

Финансовая и налоговая политика предусматривает контроль за рациональным использованием финансовых средств на закуп­ку лекарственных препаратов; предоставление налоговых льгот оте­чественным предприятиям, производящим и реализующим лекар­ственные препараты.

Ценовая политика на фармацевтическом рынке, определяе­мая государственными органами, включает регламентацию ассор­тиментных групп с регистрируемой предельной ценой или уров­нем надбавки, и групп ассортимента, в котором цены формиру­ются в соответствии с законом рыночного равновесия под влия­нием спроса и предложения.

Патентно-лицензионная политика ведет свой отсчет со вступ­ления в силу «Патентного закона Российской Федерации» от 23 сентября 1992 г. № 3517-1. По мнению специалистов, он максимально приближен к мировым стандартам правовой охраны промышлен­ной собственности. Опираясь на новое российское патентное пра­во, фармацевтический производитель может получить патент как на продукт (химическое вещество), так и на способ его производ­ства. Регулирование патентной сферы стимулирует изобретатель­ство и неценовую конкуренцию.

Участие государства в производстве и реализации фармацев­тической продукции за счет поддержания определенных долей го­сударственной собственности. Необходимость в присутствии на фармацевтическом рынке госу­дарственных структур диктуется наличием особых групп товаров, например таких, которые требуют усиленных мер по контролю за производством и использованием (наркотические средства и пси­хотропные вещества), некоммерческих (скоропортящиеся — сыво­ротки, вакцины, малодоходные препараты), стратегических (жиз­ненно необходимые товары).

Социальная защита потребителей при помощи законодатель­но закрепленных прав потребителей; формирования групп населе­ния, имеющих льготы при получении лекарственной помощи; огра­ничений на проведение рекламы рецептурных ЛC; установления в законодательном порядке ответственности государства за обеспе­чение населения отдельными группами ЛС (инсулины, противо­опухолевые, противотуберкулезные средства и др.).

Антимонопольная политика изложена в антимонопольном законодательстве Российской Федерации и включает статьи Кон­ституции Российской Федерации, Закона РСФСР «О конкурен­ции и ограничении монополистической деятельности на товар­ных рынках», указы Президента Российской Федерации, поста­новления и распоряжения Правительства Российской Федера­ции.

Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополисти­ческой деятельности на товарных рынках» определяет:

организационные и правовые основы предупреждения, огра­ничения и пресечения монополистической деятельности и недо­бросовестной конкуренции;

средства и методы контроля и ограничения существующих ес­тественных и государственных монополий;

условия квалификации доминирующего положения на рынке и соответствующие санкции (принудительное разделение или выделение структурных подразделений);

порядок контроля за слияниями и поглощениями предприя­тий, а также за ходом приватизации;

условия прямого контроля над ценами и заработной платой в экстренных случаях);

системы поощрения создания и функционирования конкури­рующих производств и предприятий;

квотирование и лицензирование определенных видов деятель- -гости;

меры по стимулированию малого бизнеса; ответственность за нарушение антимонопольного законода­тельства.

Государственное регулирование в сфере обращения JIC заключается:

в государственной регистрации JIC;

лицензировании отдельных видов деятельности в сфере обра­щения ЛC;

аттестации и сертификации специалистов, занятых в сфере обращения JIC;

государственном контроле производства, изготовления, каче­ства, эффективности, безопасности JIC;

государственном регулировании цен на ЛC.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.