Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные эксплуатационные характеристики пластичных смазок.






Смазки в первую очередь характеризуются консистенцией. Консистенцию смазок определяют показателем пенетрации по ГОСТ 5346-78 при 25º С.

Пенетрацией называется условный показатель механических свойств смазок, численно равный глубине погружения в них конуса стандартного прибора, выраженной в десятых долях миллиметра.

В сосуд со смазкой погружается металлический конус под действием собственного веса (1Н). Чем больше глубина погружения, тем «мягче» смазка и тем больше величина пенетрации.

Кроме консистенции смазки характеризуются температурой каплепадения, пределом прочности на сдвиг, вязкостью при различных температурах, механической стабильностью, испаряемостью, коллоидной стабильностью и другими показателями.

Предел прочности – это то минимальное удельное напряжение, которое нужно приложить к смазке, чтобы изменить ее форму и сдвинуть один слой смазки относительно другого.

При меньших нагрузках консистентная смазка сохраняет свою внутреннюю структуру и упруго деформируется подобно твердому телу, а при больших давлениях структура разрушается и смазка ведет себя как вязкая жидкость.

Предел прочности зависит от температуры смазки (с повышением температуры уменьшается). От величины предела прочности зависит ее способность удерживаться в негерметизированных узлах трения, на вертикальных и наклонных поверхностях деталей, на деталях, подверженных действию инерционных сил.

Температура каплепадения (минимальная) – это та температура, при которой из небольшого объема смазки, нагреваемой в стандартных условиях, отделяется и падает первая капля. (Рис.81.)

Смазка с низкой температурой каплепадения не будет удерживаться в механизме, и ее придется часто пополнять, а смазка с чрезвычайно высокой температурой каплепадения вызовет усиленный нагрев трущихся деталей.

 

Коллоидная стабильность характеризует (в процентах) отделение масла от смазки при воздействии на нее в специальном приборе небольшой нагрузки. Чем меньше этот показатель, тем выше бал. В зависимости от количества выделяющегося жидкого масла смазка может ухудшить или полностью потерять свои смазочные свойства.

 

Испаряемость – смазка, нагреваемая в тонком слое при определенной температуре, взвешиванием определяется испаряемость масла (в процентах).

Рис.81.

Марки пластичных смазок и области их применения.

Эксплуатационные свойства смазок главным образом определяются видом загустителя.

Кальциевые смазки.

Эти смазки образуют группу, называемую солидолы. Различают солидолы жировые и синтетические в зависимости от способа получения и природы загустителя. В жировых загустителем служат мыла жирных кислот (костный жир), входящих в состав естественных жиров. Жировые солидолы менее склонны к уплотнению при хранении, что делает их применение более предпочтительным перед синтетическими. Синтетические солидолы имеют в качестве загустителя продукт химической реакции. Жировые и синтетические солидолы представляют собой мягкую маслянистую мазь, имеющую цвет от светлого до темно-коричневого. Смешивание солидолов разных марок не ухудшает их свойств. Солидолы выпускают двух разновидностей – обычный и пресс-солидолы. Пресс-солидолы мягче жировых, что облегчает их введение через пресс-масленки при низкой температуре, но верхний температурный предел их применения ниже. При нагревании примерно до 80º С пресс-солидолы необратимо распадаются, и это делает невозможным их применение в таких узлах автомобиля, как ступицы передних колес, подшипники водяного насоса, прерыватель-распределитель зажигания.

К солидолам относится также графитная смазка «УСсА» - грубая плотная мазь с серебристым оттенком. Она изготовлена на более вязком масле, чем солидол С. В ее состав входит около 10 % наполнителя – графита П. грубого помола. «УСсА» хорошо удерживается на открытых поверхностях, а добавка графита несколько повышает ее противозадирные свойства, но ее недопустимо применять в узлах трения с высокой частотой обработки. В автомобилях можно использовать только для смазки рессор.

 

 

Комплексные кальциевые смазки.

По сравнению с солидолами комплексные кальциевые смазки обладают высокими противозадирными свойствами, но склонны к термоупрочнению и гигроскопичны, то есть поглощают воду. К этим смазкам относятся униолы («Униол-1», «Униол-3», «Униол-3М»). Смазки «Униол-3» и «Униол-3М» изготовлены на смеси маловязких масел, что позволяет применять их в качестве низкотемпературных смазок в северных и северо-восточных районах при круглогодичной эксплуатации. Смазка «Униол-ЗМ» может применяться при температуре в узлах трения от -50º С до +140º С. Она является всесезонной смазкой в северных районах вместо солидола. Смазка «Униол-ЗМ» обладает повышенными противозадирными и противоизносными свойствами за счет добавления в нее небольшого количества дисульфида молибдена.

Литиевые смазки.

Литиевые смазки имеют достаточно широкое применение благодаря своим ценным эксплуатационным качествам. «Литол-24» - это мягкая мазь вишневого, реже коричневого цвета, которую используют как единую смазку для всех основных узлов трения автомобиля, кроме того, «Литол-24» обладает хорошими консервационными свойствами.

Литиевые смазки водостойки, выдерживают широкий диапазон температур и обладают хорошей механической стабильностью.

К литиевым относятся многоцелевые смазки «Фиол-1», -2, -2М, -3, которые отличаются степенью вязкости. В состав смазок «ШРУС-4» и «Фиол-2У» введена эффективная противозадирная добавка – дисульфид молибдена. Смазка «ШРУС-4» обладает высокими эксплуатационными свойствами и используется для смазки шарниров равных угловых скоростей автомобиля «Нива», шарниров автомобилей ВАЗ, подшипников, телескопических стоек и тд.

«Северол-1» - высококачественная низкотемпературная смазка, содержащая антиокислительную и противоизносную присадки. Может заменить почти все смазки, применяемые в автомобиле.

«ЦИАТМ-201» (мягкая желтая или светло-коричневая мазь) - одна из основных низкотемпературных смазок в России. «ЦИАТМ-201» применяют в узлах трения всех типов при небольших удельных нагрузках.

«ЛЗ-31» - специальная стабильная смазка для выжимного подшипника сцепления грузовых автомобилей. Смазка изготавливается на основе сложных эфиров.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.