Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА. Перспективные направления развития стандартизации и сертификации

В перспективе предстоит решать ряд задач:

1. Интенсивное развитие работ по стандартизации в приоритетных направлениях.

Как и прошлое пятилетие (1992—1997- гг.), приоритетными направлениями остаются:

экология и безопасность (в первоочередном порядке должны решаться задачи стандартизации детского питания, пищевых продуктов с повышенным риском токсикологического воздействия на человека, потенциально опасной техники);

информационные технологии;

ресурсосбережение.

В число приоритетных за последнее время выдвинулись:

нормативное обеспечение качества продукции с целью защиты прав потребителей — внесение в стандарты на продукцию требований безопасности, стандартизация идентификационных параметров и методов их определения для предотвращения фальсификации продукции (алкогольная и табачная продукция, косметика и парфюмерия и т.п.);

стандартизация бухгалтерской и банковской деятельности;

стандартизация услуг по оценке имущества.

2. Формирование технического законодательства в области стандартизации.

Развитие технического законодательства (технических регламентов) должно осуществляться в следующих направлениях:

разработка по конкретным группам и видам продукции или деятельности законодательных актов, которые должны определять особенности (или более жесткие режимы, чем это принято в основополагающих законах) проведения работ по стандартизации, метрологическому обеспечению и сертификации;

включение непосредственно в законодательные акты — законы, постановления и т.д. (как аналоги применяемых в ВТО технических регламентов) — конкретных требований, в частности нормативов, т. е. норм прямого действия.

Предполагается, что законы должны разрабатываться в двух основных случаях: если в рамках процедур разработки стандартов не удается достигнуть консенсуса, в связи с чем принятие стандартов затягивается или откладывается на неопределенное время, а необходимость регулирования параметров продукции (работ, услуг) на общегосударственном уровне стала очевидной; когда несоблюдение требований по ранее принятым действующим стандартам, имеющим общегосударственное значение, приобретает систематический характер.

3. Выполнение условий Украины с ВТО предполагает решение двух задач:

обеспечение гармонизации отечественных стандартов с международными;

информационное взаимодействие с государствами - членами ВТО.

Решение первой задачи следует увязывать с возможностью финансирования работ. В первую очередь должна осуществляться гармонизация стандартов в тех областях, где зафиксировано наличие технических барьеров.

Для решения задачи информационного взаимодействия с государствами — членами ВТО создан Центр обработки запросов (НИЦ ВТО), касающихся отечественных и зарубежных стандартов. Технически работа этого Центра должна обеспечиваться телекоммуникационной компьютерной сетью, основными пользователями которой будут международные и зарубежные экспортеры и импортеры. Как уже отмечалось выше, разработка и внедрение указанной сети — основной объект, финансируемый МБРР.

Взаимодействие в рамках ВТО также предполагает опубликование не реже одного раза в шесть месяцев программы работ по стандартизации; выявление отступлений (различий) в отечественных НД от международных стандартов и направление в секретариат ВТО соответствующих уведомлений (нотификаций); представление по запросам членов ВТО копий проектов НД.

4. Актуализация действующего фонда: государственных стандартов.

на должна осуществляться в темпах, соответствующих передовой зарубежной практике стандартизации (сейчас в Украине ежегодное обновление НД находится в пределах 2%, тогда как в ЕС, США, Японии - 10-12%).

5. Повышение роли добровольных стандартов. Добровольные стандарты, заключая в себе рекомендуемые требования, предпочтительны для применения в целях повышения конкурентоспособности продукции (услуг). Переход на полностью добровольный характер применения стандартов должен быть постепенным. Его полному завершению должны предшествовать: расширение масштабов законодательного регулирования безопасности и качества продукции; более широкое использование субъектами хозяйствования практики применения ссылок на стандарты в договорах (контрактах) и другой коммерческой документации.

К сугубо добровольным стандартам на современном этапе можно отнести в первую очередь стандарты с перспективными требованиями, опережающими возможности традиционных технологий; стандарты разных категорий на основе международных (региональных) стандартов и национальных стандартов ведущих стран, уровень требований которых превосходит отечественные государственные стандарты, а их массовое внедрение является капиталоемким мероприятием.

6. Широкое участие субъектов хозяйствования и иностранных инвесторов в финансировании разработки новых стандартов.

 

Добровольная сертификация рассматривается как основной инструмент развития и рыночного регулирования качества и конкурентоспособности продукции, услуг, работ и других объектов.

Согласно Закону «О сертификации продукции и услуг» государственную регистрацию систем добровольной сертификации осуществлял Госстандарт. Предлагаемый анализ систем добровольной сертификации основан на информации Государственного реестра.

Увеличение числа систем добровольной сертификации в последнее время можно объяснить, во-первых, сокращением сферы обязательной сертификации, исключением из нее некоторых видов продукции, услуг и работ. Кроме того, ограничение видов лицензируемой деятельности в связи с вступлением в силу закона " О лицензировании отдельных видов деятельности" стимулировало использование механизма добровольной сертификации в целях обеспечения уверенности потребителей в надлежащем качестве товаров, работ и услуг.

Как следует из данных Государственного реестра, наиболее заинтересованы в создании систем добровольной сертификации представители бизнес-сообщества (около 25% систем зарегистрировано от лица коммерческих предприятий, 15% - от лица ассоциаций и союзов предпринимателей). Это можно объяснить стремлением производителей и поставщиков обеспечить конкурентоспособность на отечественном рынке товаров, работ, услуг.

Более 10% систем добровольной сертификации создано органами исполнительной власти; в этом случае велика вероятность возникновения " ведомственной" сертификации, носящей принудительный характер. Следует отметить, что в рамках нового механизма технического регулирования подобная ситуация становится невозможной, так как законом " О техническом регулировании" установлена " недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации".

Провозглашено, что основными направлениями государственной политики в отрасли туризма, которые решаются через стандартизацию и сертификацию услуг и туртоваров являются:

- привлечение граждан к рациональному использованию свободного времени, проведение содержательного досуга, ознакомление с историко-культурным наследием, природной средой, организация оздоровления населения;

- обеспечение рационального использования и сохранения туристских ресурсов, становление туризма как высокорентабельной отрасли экономики Украины, создание эффективной системы туристской деятельности для обеспечения потребностей внутреннего и иностранного туризма;

- создание и совершенствование нормативно-правовой базы в отрасли туризма в соответствии с действующим законодательством Украины, международными нормами и правилами;

- защита прав и интересов государства в отрасли туризма;

- создание благоприятного для развития туризма налогового, валютного, таможенного, пограничного и иных видов контроля;

- создание экономических условий, стимулирующих развитие туризма в Украине;

- введение льготных условий для организации туристской и экскурсионной работы среди детей, подростков, молодежи, инвалидов и малообеспеченных слоев населения;

- привлечение национальных и иностранных инвестиций в развитие туристской индустрии;

- установление порядка стандартизации, сертификации и лицензирования в отрасли туризма;

- внедрение системы статистической отчетности субъектов туристской деятельности;

- определение порядка управления государственной собственностью в отрасли туризма;
- создание равных возможностей на рынке туристских услуг для субъектов предпринимательства независимо от формы собственности, содействие развитию конкуренции, обеспечение соблюдения в этой отрасли антимонопольного законодательства;

- обеспечение безопасности туристов, защита их прав, интересов и имущества;

- поддержка развития туризма в регионах, определение статуса отдельных туристских центров, создание условии для приоритетного развития туристской индустрии;

- организация и развитие системы научного обеспечения отрасли туризма, подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров; развитие сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями, участие в международных программах развития туризма, разработка и заключение двусторонних международных и многосторонних договоров в отрасли туризма, определение механизма их реализации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Преимущества и недостатки СУБД | Некоторые функции определения матриц и операций над ними.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.