Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • В дидактике существуют различные трактовки понятия содержания образования.






    А). СО – основы наук. «Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведе­ния, подготовку к общественной жизни и труду» (Ю.К. Бабанский).

    Б). «Содержание образования — это содержа­ние процесса прогрессивных изменений свойств и качеств лично­сти, необходимым условием чего является особым образом орга­низованная деятельность» (В.С.Леднев). Оно представляет собой особый «разрез» образова­ния, иначе говоря, это образование, но без учета его методов и организационных форм, от которых в данной ситуации абстраги­руются

    В). СО – часть социального опыта, тождественная направлениям культуры общества и педагогически адаптированная для усвоения обучающимися определенного возраста. (И.Я.Лернер, Краевский В.В., 1983). Здесь СО как педагогическая модель социального опыта. (НА ВЕКА).

    Они выделили компоненты СО.

    1. Опыт познавательной деятельности, зафиксированный в системе знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности.

    2. Опыт осуществления способов деятельности, зафиксированный в системе умений и навыков (действий по образцу).

    3. Опыт творческой деятельности, зафиксированный в творческих мыслительных процедурах.

    ( призванный обеспечить го­товность к поиску решения новых проблем, к творческому преоб­разованию действительности).

    — самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуа­цию;

    — видение новой проблемы в знакомой ситуации;

    — видение новой функции объекта;

    — самостоятельное комбинирование известных способов дея­тельности и новых;

    — видение структуры объекта;

    — альтернативное мышление, т.е. видение возможных реше­ний данной проблемы;

    — нахождение принципиально нового способа решения, от­личного от известных или не являющегося комбинацией известных способов решения.

    4. Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру, друг
    к другу, (являющиеся вместе со знаниями и умениями условиями
    формирования убеждений и идеалов, системы ценностей, духов­
    ной сферы личности).

     

    Г). Общепринятое понимание образования как усвоение учащимися социального опыта прошлого, накоп­ленного человечеством, вступает сегодня в противоречие с их по­требностью в самореализации, в достижении собственных целей. В этом смысле представляется интересной характеристика эв­ристического образования, предлагаемая А. В.Хуторским. Содержание эвристического образования включает в себя две части: ин­вариантную, внешне задаваемую и усваиваемую учениками, и ва­риативную, создаваемую каждым учеником в ходе обучения.

    А. В. Хуторской выделяет следующие компоненты содержания эвристического образования:

    1. Образовательная среда, обеспечивающая условия для созда­ния каждым учеником собственного содержания образования.

    2. Образовательный продукт, который формируется каждым учеником в ходе изучения фундаментального образовательного объекта.

    3. Базовое культурно-историческое образование.

    4. Деятельностное образование, имеющее два источника: 1) рефлексивно выявленные и зафиксированные учеником спо­собы его собственной образовательной деятельности; 2) общена­учные и частнопредметные способы деятельности, установлен­ные образовательными стандартами в качестве обязательных для усвоения.

    5. Предметное образование — базовое содержание учебных дис­циплин, сконцентрированное вокруг фундаментальных образо­вательных объектов и обеспечивающее базовый уровень знаний, зафиксированный государственными образовательными стандар­тами.

    6. Метапредметное эвристическое образование, к которому от­носится усвоение таких, например, понятий, как «пространство», «время», «движение», «закон», «теория», «гипотеза» и др.

    7. Рефлексивно проявленное и обобщенное эвристическое об­разование.

    Такой подход позволяет по-иному посмотреть на сущность об­разования, в котором центральным объектом выступает деятель­ность самого образовывающегося человека. Подобный подход встре­чается в работах И. И. Ремезовой, Г. П. Анишиной: «Образование — это не только как бы передача знаний, научение этим знаниям. В слове " образование" скрыто слово " образ", т.е. формирование са­мого себя, а точнее — проявление в себе самого себя» [16, с. 149].

     

    Д) М.И.Махмутов наряду с понятием «со­держание образования» выделяет также понятия «содержание обу­чения», «содержание учебного материала». Так, содержание обра­зования есть совокупность видов воспитания: умственного, ценностно-ориентационного, или нравственного, и т.д. Все эти виды воспитания содержатся в различных школьных курсах. Содержа­ние обучения — система философских и научных знаний, а также связанных с ними способов деятельности и отношений, представ­ленных в учебных предметах. Содержание учебного материала — это та система знаний и способов деятельности, которая предлагает­ся будущему поколению в качестве модели познания и освоения окружающего мира и находит свое воплощение в составе различ­ных учебных предметов.

    Уровни формирования СО:

    1. Уровень общего теоретического представления...

    2. Уровень учебного предмета....

    3. Уровень учебного материала

    4. Уровень процесса обучения (учитель и ученик)

     

    Существуют виды структур изложения СО:

    o линейная структура ( отдельные части учебного материа­ла последовательно взаи­мосвязаны между собой, опираютсяся на принципы историзма, последовательности, систематичности и доступности). Эта структура используется при изложении литературы, истории, языков, музыки. Предлагаемый материал, как правило, изучается только один раз и следует один за другим;

    o концентрическая структура, ( предполагающая повторы одного и того же материала, изучение нового осуществляется на основе углубления и систематизации прой­денного. Данная структу­ра используется при изложении физики, химии, биологии);

    o спиральная структура. В этом случае рассматриваемая проблема всегда остается в поле зрения ученика, постепенно расширяя и углубляя знания, с ней связанные. Здесь имеет место логическая система развертывания проблемы. В отличие от линейной структу­ры, в спиральной структуре нет одноразовости в изучении мате­риала, нет и разрывов, характерных для концентрической струк­туры. Данная структура используется при изучении обществен­ных, психолого-педагогических наук;

    o смешанная структура представляет собой комбинацию линей­ной, концентрической и спиральной; является наиболее исполь­зуемой при написании учебников и учебных пособ ий в настоящее время.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.