Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каузальная атрибуция






Сам феномен возникает тогда, когда есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходиться процессом приписывания.

В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека. Тогда в условиях дефицита информации они начинают приписывать образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание происходит:

- на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия;

- на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.

Возникает целая система такого приписывания, которая называется каузальная атрибуция.

Мера и степень приписывания зависит от степени уникальности или типичности поступка, от степени его социальной «желательности» или «нежелательности».

Типичное – легче поддается однозначной интерпретации.

Уникальное – много интерпретаций допускает и следовательно простор для приписывания его причин и характеристик.

«Желательное» поведение, соответствующее социальным и культурным нормам, и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое.

При «нежелательном» поведении диапазон расширяется.

Приписывание успеха и неудачи. Участник действий винит в неудаче преимущественно обстоятельства, а наблюдатель – самого исполнителя. Пр.: Играть в команде или наблюдать игру.

Эксперимент: Из детей в детском саду составили группу «любимых» и «нелюбимых». Любимые делали намеренно ошибки. Нелюбимые выполняли задание корректно. Воспринимающие приписывали положительные оценки «любимым», а отрицательные «нелюбимым».

Таким образом, «плохой» человек обладает плохими чертами, «хороший» - хорошими.

Все подобные эксперименты поставили важный вопрос о роли установки в процессе восприятия.

Эксперимент: Двум группам студентов показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок – о решимости идти до конца в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.