Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Денежно-кредитная политика






1. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты. Политика дорогих и дешевых денег.

2. Эффективность денежно-кредитной политики.

 

1. Денежно-кредитная политика – часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности. Она призвана обеспечить установление общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежной и кредитной сферах с целью регулирования экономики.

Цели д енежно-кредитной политики:
1) устойчивые темпы роста национального производства;
2) стабильные цены;
3) высокий уровень занятости населения;
4) устойчивый платежный баланс.

Денежно-кредитная политика осуществляется Центральным банком страны.

На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором – изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Эффективность д енежно-кредитной политики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно–денежного регулирования. Основными общими инструментами д енежно-кредитной политики являются:

1) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);
2) изменение нормы обязательных резервов;
3) операции на открытом рынке.

Кроме косвенных инструментов регулирования (1-3), могут быть использованы инструменты прямого регулирования, к которым относятся установление лимитов кредитования и прямое регулирование ставки процента.

Эффективность косвенных инструментов регулирования при этом зависит от уровня развития денежного рынка

Изменение учетной ставки – старейший метод кредитно–денежного регулирования, в основе которого лежит право Центрального банка предоставлять ссуды коммерческим банкам под определенный процент, который он может изменять, регулируя тем самым предложение денег в стране.

При понижении учетной ставки (r) увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды (Dм), которые они могут использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег (Sм) ведет к снижению ставки ссудного процента (%) (по которому коммерческие предоставляют ссуды предпринимателям, населению). Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства (Y) (политика “дешевых денег”)

.

При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды Центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. “Дорогой ” кредит предприниматели берут меньше, а значит меньше средств вкладывается в развитие производства (политика “дорогих денег”)

.

Изменение нормы обязательных резервов (часть суммы депозитов, которую коммерческий банк должен хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке, которая необходима для обеспечения гарантии выплаты денег вкладчикам в случае банкротства), позволяет Центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов (R) влияет на объем избыточных резервов (Е) (Депозит=R+E, т. е. чем больше R, тем меньше Е), а значит способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

Если Центральный банк повысил резервную норму, то коммерческие банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд (Е) (политика “дорогих денег”)

.

И наоборот, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования (“политика дешевых денег”)

.

Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет банковский мультипликатор.

Операции на открытом рынке – покупка или продажа Центральным банкам государственных ценных бумаг.

Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, Центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку, и, следовательно, на предложение денег. Этот способ контроля за денежной массой является наиболее распространенным в странах с развитым рынком ценных бумаг.

Для увеличения денежной массы Центральный банк начинает покупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения, что позволяет коммерческим увеличить резервы, а также выдачу ссуд и увеличить предложение денег (политика “дешевых денег”). Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он увеличивает сумму на резервных счетах этих банков, что увеличивает поступление в банковскую систему дополнительных денег и начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы. При этом, чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии и наоборот.

Если количество денег в стране необходимо сократить, Центральный банк продает государственные ценные бумаги, что ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы (политика “дешевых денег”).

Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия Центрального банка на кредитно–денежную сферу.

В зависимости от состояния экономики страны Центральный банк может выбрать следующие типы кредитно–денежной политики и определенные цели. В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег”, направленная на сокращение денежной массы: 1) повышение учетной ставки, 2) увеличение нормы обязательного резерва, 3) продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке. Политика “дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования. В результате коммерческие банки будут сокращать текущие счета, сократят выдачу кредитов. Денежное предложение сократится, процентная ставка возрастет, что вызовет сокращение инвестиций, совокупных расходов и ЧНП.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика “дешевых денег”. Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег.

Для этого Центральный банк:
1) снижает учетную ставку
2) сокращает резервную норму
3) покупает государственные ценные бумаги.

В результате свободные резервы коммерческих банков возрастают, денежное предложение увеличится. Увеличение денег приведет к снижению процентной ставки, что повлечет за собой рост инвестиций и ЧНП.

Таким образом, Центральный банк с помощью указанных выше инструментов осуществляет поддержание денежной массы на определенном уровне (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). Выбор вариантов зависит от причин изменения спроса на деньги. Однако, следует отметить, что Центральный банк не в состоянии одновременно поддерживать ставку процента и денежную массу, так как при росте спроса на деньги для поддержания относительно устойчивой ставки процента, Центральный банк должен будет расширить предложение денег, чтобы уменьшить давление на ставку процента со стороны возросшего спроса на деньги.

2. Денежно-кредитная политика в значительной степени зависит от временного лага (периода времени от момента принятия решения до его реализации), так как ее влияние на размер ВВП связано с изменением инвестиционной активности в экономике через колебания ставки процента.

Сложность проведения денежно-кредитной политики состоит в том, что запаздывание результата может ухудшить ситуацию в экономике. Так, например, увеличение денежной массы и снижение процентной ставки, необходимое в период спада в экономике, может иметь негативный эффект в виде инфляционных процессов в период, когда экономика находится на подъеме.

Эффективность денежно-кредитной политики в современных условиях зависит во многом от доверия к политике, проводимой Центральным банком, а также от степени его самостоятельности (независимости) от исполнительной власти. Экономисты усматривают определенную взаимосвязь между степенью независимости ЦБ от исполнительной власти и уровнем инфляции и дефицитом бюджета в развивающихся странах и странах с переходной экономикой: чем выше эта степень независимости, тем ниже в стране уровень инфляции и дефицит бюджета.

Денежно-кредитная политика имеет тесную взаимосвязь с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой. Например, если ЦБ участвует в финансировании дефицита бюджета, покупая государственные облигации, это может привести к увеличению суммы резервов банковской системы, денежной базы и мультипликативному процессу увеличения предложения денег в экономике.

Центральный банк, проводя монетизацию дефицита бюджета в условиях, когда экономика близка к полной занятости, может тем самым способствовать усилению инфляции. Если же ЦБ не будет финансировать дефицит бюджета, то фискальная бюджетная экспансия, не сопровождающаяся компенсирующей денежной политикой, приведет к росту процентных ставок и вытеснению частных расходов (инвестиций).

Эффективная денежная политика (с низким устойчивым темпом роста денежной массы) обычно не совместима с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит бюджета, так как в условиях растущего длительного дефицита бюджета правительство вряд ли удержится от давления на ЦБ с целью увеличения денежной массы для финансирования дефицита бюджета.

Контрольные вопросы по теме 11 (части 3):

1.В чем суть и каковы цели денежно-кредитной политики.

2. Назовите основные инструменты денежно-кредитной политики.

3. Когда Центральный банк проводит политику «дешевых» и «дорогих» денег.

4. В чем суть операций на открытом рынке

5. От чего зависит эффективность денежно-кредитной политики

 

Литература:

1. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007, с. 338-343, с.346-350.

2. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие под ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. Ломоносова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., Изд. «Дело и Сервис», 2007, с. 31-42, с. 77- 83; с.357-360; с.366-376 бюдж.; с. 377-388 деньги; банки –с. 389-398; с. 549-555, с. 560-567, с.589-596.

3. Курс экономической теории: учебник ред. Чепурина М.Н. и Киселевой Е.А. -5-е испр., доп., и перераб. изд. –Киров: «АСА», 2006, с. 459-463.

4. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. 2-е изд. /Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007, с.457-460, с.580-582.

5. Экономика: учебник под ред. А.С.Булатова. -4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006, с. 505-513.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.