Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стиль научного мышления. Идеалы и нормы научного познания.






Познание – обусловленный прежде всего общ-историч практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Идеалом научного познания действительности в 18-19 вв было полное устранение познающего субъекта из научной картины мира, изображение мира «самого по себе», независимо от средств и способов, которые применялись при получении необходимых для его описания сведений. Естествознание в 20 в показало неотрывность субъекта, исследователя от объекта, зависимость знания от методов и средств его получения. Картина объективного мира определяется только свойствами самого мира, но и характеристиками субъекта познания, его концептуальными, методологическими и иными элементами, его активностью. В конце 19 – нач. 20 в начался переход к новому типу рациональности, который исходил из того, что познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри него. Мир раскрывает свои структуры и закономерности благодаря активной деятельности человека в этом мире. Характерной особенностью познават процесса конца 20 в является изменение характера объекта и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении.

Стиль – совокупность общепринятых идеалов и норм. В общественном мнении существует представление об идеальных образцах научного знания, о нормах. Сначала развивается наука, а затем стиль мышления, и следовательно, возникает представление о наилучших образцах. Стиль мышления носит сложный характер, состоит из: постановки проблемы, обоснования, проверки, решения научной проблемы. Стиль регулирует, что позволено, а что нет.Стиль есть некая надстройка над состоянием науки. Стиль мышления формируется во всей системе культуры. Стиль всегда соотнесен с должным. Стиль обладает иерархичностью, его можно представить в виде пирамиды.

Стиль – это некая оценка того, что есть в науке, но существует временной лаг между стилем и наукой. Стиль мышления не требует доказательств, это норма, которая существует в самом сознании. 1-ый стиль зародил Коперник. Гегель ломает стиль. Затем возникает новый стиль.

Выделяют:

1. стиль классической науки (механич) – необходимо эмпир подтверждение, господство жесткого детерминизма.

2. неоклассический (случайность) – это черта мира. Мир, вселенная рассматривается как эволюц сист. Все учения рассматриваются эволюционно. Мир науки – мир эволюционир объектов.

Основные особенности науч познания (критерии научности):

1. основная задача науч познания – обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления. Отсюда – ориентация иссл-я на общие, существенные св-ва предмета, его необх хар-ки и их выражение в системе абстракций, в форме идеализир объектов

2. объективная истина, постигаемая преимуществен рациональными средствами и методами. Отсюда – характерная черта научного познания – объективность

3. наука ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами.

4. научное познание – есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и др идеальных форм, закрепленных в языке. Научное познание углубляется до уровня теории и закона.

5. в процессе научного познания применяются такие специфич мат ср-ва, как приборы, инструменты и др «научное оборудование». А также применяются различные общенаучные приемы и методы

6. строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

7. методологическая рефлексия –в науке изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда в той или иной мере сопровождается осознанием самих исследовательских процедур, т.е. изучение используемых при этом методов, средств и приемов, при пом которых познаются данные объекты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.