Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура эмпирич познания. Эксперимент и наблюдение. Проблема теор нагруж-ти факта






В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания - эмпир и теорет. Эмпир:

Предмет исследования. Эмпир иссл-ие в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку.

Средства исследования. Эмпир иссл-ие базируется на непосредственном практ взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпир иссл-ия включают в себя приборы, приборные установки и другие ср-ва реального наблюдения и эксперимента.В эмпир иссл-ии применяются и понятийные средства. Смыслом эмпир терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами. Их следует отличать от объектов реальности. Эмпир объекты – это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей.

Методы исследовательской деятельности. Основными методами эмпир иссл-ия являются реальный эксперимент и реальное наблюдение.

Наблюдение – это целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление. В ходе наблюдения мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого объекта. К структурным компонентам наблюдения относятся: сам наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения и средства наблюдения – установки, приборы и измерительные инструменты. Активность наблюдения проявляется прежде всего в целенаправленном характере, в наличии исследовательской установки у наблюдателя. Второй момент активности наблюдения – это избирательный характер. Активность наблюдения проявляется также и в теоретической обусловленности. В наблюдении постоянно проявляется рациональная способность в форме теоретических установок. Отметим лишь два важных вида наблюдения, различающихся установкой на качественное и количественное описание явлений. Качественное наблюдение было известно человеку с древнейших времен. Наука нового времени начинается с широкого использования количественных наблюдений и соответственно описаний(метод, который закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью определенных знаковых средств (графики, диаграммы и проч.), это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении). В основе такого типа наблюдений лежит процедура измерения.

Измерение – это процесс определения отношения одной измеряемой величины, характеризующей изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. В основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам.

Наблюдение и сравнение могут проводиться как относительно самостоятельно, так и в тесной связи с экспериментом.

1.1 Невключенное наблюдение. Если в общественной группе проводить наблюдение «со стороны», то наблюдается «обратная реакция» со стороны наблюдаемого объекта, что делает наблюдение с самого начала невозможным, либо прерывает посередине наблюдения, либо вносит помехи, которые существенно искажают результаты наблюдения.

1.2 Включенное наблюдение, которое осуществляется не со стороны, а изнутри исследуемой социальной системы. Бывает:

· активное(наблюдатель внедряется инкогнито в интересующий социальный коллектив, вероятность возмущения со стороны наблюдателя стремится к нулю);

· пассивное (для достоверности результатов требует большого взаимопонимания между субъектом и объектом, уверенности исследуемых о безвредности для них наблюдения).

1.3 Статистическое наблюдение. Исследователь, будучи не в силах лично измерять интересующие параметры, вынужден обращаться к статистическим справочникам. Но эти результаты могут быть недостоверны.

Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает следующие познавательные операции. 1) рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них устойчивого инвариантного содержания. 2) истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. При этом широко используются ранее полученные теоретические знания. Из-за этого возникает проблема теоретической нагруженности фактов: получается, что для установления факта нужны теории, а они, как известно, должны проверяться фактами. Этот парадокс разрешается, если рассматривать взаимодействие теории и факта исторически. Эмпир факт действительно зависим от предшествующих теорет знаний. Но если эти предшествующие законы окажутся неверными, то необходимо будет пересмотреть и факты, основывающиеся на этих законах. Итак, в формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний, которые, в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в формировании новейших фактов и т.д.

Эксперимент включает в себя элементы метода наблюдения, но не тождественен ему. Эксперимент – это активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем.

Оставаясь в границах наблюдения, невозможно изменить объект в интересующем нас направлении, регулировать условия и ход процесса, воспроизводить его многократно.

При проведении эксперимента удается:

· изолировать объект от побочных явлений;

· многократно воспроизводить ход процесса в строго определенных условиях;

· планомерно изменять, варьировать, комбинировать условия в целях получения искомого результата.

Особенности социального эксперимента:

1) конкретно-исторический характер (в разные исторические эпохи может давать разные результаты);

2) объект социального эксперимента обладает меньшей степенью изоляции от остающейся вне эксперимента так называемой контрольной группы. То есть эксперимент не может быть осуществлен в «чистых условиях».

3) Соц эксперимент предъявляет повышенные требования к «технике безопасности» при проведении эксперимента. Речь идет о высокой ответственности, воздействии на самочувствие, благосостояние, физическое и психическое здоровье группы вовлеченных в эксперимент.

4) Соц эксперимент не вправе проводиться в целях получения непосредственно теор знания. Ради любой теории ставить общественный эксперимент антигуманно. Главная задача - совершенствование общественной практики, подтверждение или опровержение той или иной теории.

Преимущества эксперимента:

1) он может воспроизводиться по желанию исследователя;

2) возможно обнаружение таких свойств явлений, которые нельзя наблюдать в естественных условиях;

3) позволяет изолировать изучаемое явление от усложняющих обстоятельств путем варьирования условий и изучать явление в «чистом виде»;

4) резко расширяется арсенал используемых приборов, инструментов и аппаратов.

Эксперимент является связующим звеном между теор и эмпир этапами. Другая особенность эксперимента – принадлежность и к познавательной и к практической деятельности человека. Граница между экспериментом и другими формами практической деятельности относительна. Выделяют следующие виды эксперимента:

1) исследовательский или поисковый;

2) проверочный или контрольный;

3) воспроизводящий;

4) изолирующий;

5) качественный (есть явление или нет) или количественный;

6) физический, химический, социальный, биологический эксперимент.

Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент. Здесь ученый оперирует чувственными образами или теорет моделями. Мысленный эксперимент не может рассматриваться как форма практической деятельности человека.

Проведение экспериментального исследования включает в себя ряд стадий. К 1-ой стадии относится планирование эксперимента, в ходе которого определяется его цель, осуществляется выбор типа эксперимента и продумываются его возможные результаты. Существенное значение имеет выделение тех факторов, которые оказывают влияние на изучаемое явление и его свойства, а также выделение набора тех величин, которые должны контролироваться и измеряться.

2-ой этап эксперимента связан с выбором технических средств проведения и контроля эксперимента. (3-я:) Завершается экспериментальное исследование стадией интерпретации результатов эксперимента, которая включает в себя статистический и теоретический анализ, а также истолкование результатов эксперимента.

 

9. Структура научной теории и её становление

Теория – обобщенное и систематизированное знание о законах некоторого класса объектов.

Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Например, теория относительности, квантовая теория, теория государства и права и т.д.

Основные черты научной теории:

1. это знание об определенном предмете или строго определенной, органически связанной группе явлений. Объединение знания в теорию определяется ее предметом.

2. Теорию в качестве важнейшего ее признака характеризует объяснение известной совокупности фактов, а не простое их описание, вскрытие закономерностей их функционирования и развития.

3. Теория должна обладать прогностической силой, предсказывать течение процессов.

4. В развитой теории все ее главные положения должны быть объединены общим началом, основанием.

5. все входящие в содержание теории положения должны быть обоснованы.

Структура научной теории:

1. основания теории (аксиомы геометрии Евклида, принципы диалектики);

2. законы, выступающие в качестве косяка научной теории, ее базы;

3. узловые понятия, категориальный аппарат теории, с помощью которого выражается и излагается основное содержание теории;

4. идеи, в которых органически слиты отражение объективной реальности и постановка практических задач перед людьми.

Требования к теории:

1. Должна быть адекватной своему объекту.

2. Единообразным способом описывать все объекты, попадающие в сферу ее применимости.

3. Должна быть логически непротиворечивой.

Существуют качественные теории (история, политика, биология) и формализованные (естествознание). Формализованное теории излагаются с помощью специального языка.

1. В формализованной теории можно выделить основные положения, лежащие в ее фундаменте (постулаты, фундаментальные законы или аксиомы). В естествознании теория должна соответствовать своему историческому базису. Например, 3 закона Ньютона получены на основе обобщения эмпирического материала.

2. Второй слой формализованной теории составляют язык и правила вывода.

3. Третий слой теории составляют все выводимые в ее рамках утверждения.

Теория должна быть проверяема в опыте. Накладываются ограничения на понятия в теории. Но в рамках формализованной теории возникает необходимость вводить термины, не соотносящиеся непосредственно с опытом. В теории эти термины выполняют объяснительную функцию.

Функции научной теории: объяснение, предсказание.

Нередки случаи выдвижения нескольких теорий, т.к. нет однозначного пути от фактов к теории. В этом случае говорят о семействе конкурирующих теорий. Дальнейшее развитие – опровержение части из них и интеграция оставшихся в единую теорию.

В результате развития теоретических исследований складывается исследовательская программа. Признак сложившейся программы: существование «жесткого ядра» теории (принципы, по которым у ученых нет расхождений) и «периферийного пояса» (новые понятия).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.